мастер-класс Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 г. Белгорода
им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова
Мастер - класс
«Подготовка
к олимпиаде по русскому языку »
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №24 г. Белгорода
Юхимчук Раиса Васильевна
2014 год
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Юхимчук Раиса Васильевна, я учитель начальных классов МБОУ СОШ №24 г. Белгорода.
Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса и организацию работы вне урока. Для развития интеллектуальных способностей учащихся на помощь приходят развивающие игры, творческие задания.
Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах. Сначала мы проводим отборочный тур среди обучающихся, а затем начинаем подготовку. Просмотрев огромное количество материала, я собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно, он кому-то пригодиться в работе. Оценку в баллах каждый учитель может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Эти задания можно использовать на уроках русского языка при организации парной и групповой работы. Они дают возможность поддерживать интерес к занятиям по предмету.
1. «Интеллектуальная разминка».
Отгадай предмет.
1) ТАК называют самую лёгкую байдарку.
ЭТО листы огородного растения.
ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.
Раньше без НЕГО не писали ручки.
У птиц ОНИ заменяют шерсть. (Перо)
2) ЭТО – древнейший прибор.
ЭТО – заменители балла.
С ЭТИМ не справилась мартышка.
Это нарисовано на капюшоне королевской кобры. (Очки)
2. «Перевёрнутые фразеологизмы»
- Определите известные поговорки:
Мокнуть от ненависти (Сохнуть от любви)
Этак вон там кошка вырыта (Так вот где собака зарыта)
Распорото чёрными ножницами (Шито белыми нитками)
Взять красный переулочек (Дать зелёную улицу)
Три ботинка – не комплект (Два сапога – пара)
3. «Отгадай басню»
-По пяти подсказкам вспомни и напиши название басни И.А.Крылова.
а) Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.
Этот предмет находился рядом с рекой.
Герои принадлежали к совершенно разным классам.
По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.
Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.
(«Лебедь, Рак и щука»)
Б) Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.
В названии басни используется итальянское числительное.
герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.
А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.
И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.
(«Квартет»)
4. «Разгадай ребусы» Что бы это значило?
Вместо знака? запиши названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
Смор +? + а = ________________________ (смородина)
? + янин = ___________________________ (семьянин)
По + ? + л = __________________________ (подвал)
ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА
____________________________________________________________
Т М Л О С Е А ______________________________________________
7 3 5 4 1 6 2
5.Определите, какой частью речи являются выделенные слова:
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
На то и печь, чтобы хлебы печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
6. Закончи выражения:
Дружный……………………….., дружеский……………………,
каменный …………………., каменистый…………………….,
рыбный…………………, рыбий……………………
7. Образуй множественное число от данных имён существительных.
Профессор_____________ пастбище________________
Доктор________________ сторож__________________
Инженер_______________ трактор__________________
Слесарь________________ шофёр___________________
Стакан_________________ полотенце________________
8.Исправь ошибки: Сестра любит братца за любую работу.
Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.
9) «Отгадай слова». Какие три местоимения самые чистые? (вы – мы – ты)
Название какого домашнего животного составлено из двух предлогов?
(к - от)
Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я - мы)
Какие пять предлогов всегда вместе собачек выгуливают? (по – в – о – до - к)