Урок изобразительного искусства для 6 класса «Портрет в технике «коллаж»»
Краснодарский край, ст. Староминская
учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9
Грудьева Наталия Алексеевна
Тема: Портрет в технике «коллаж»
Урок изобразительного искусства 7 класс
Рассчитано на 2 урока
Цели
Исследовать новый способ передачи идей на бумаге, используя в качестве средства вырезки, а не традиционные карандаши и краски.
Освободиться от груза предубеждений об использовании образов, чтобы работа выглядела оригинальной и спонтанной.
Задачи:
Познакомить учащихся с техникой «коллаж» и особенностями ее выполнения. Закрепить понятие «Автопортрет».
Развитие творческих способностей.
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитывать уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: урок творчества
Форма организации деятельности: индивидуальная или в паре
Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, коллаж
Оборудование:
Для учащихся:
Лист бумаги, салфетки, газетная бумага, старые журналы мод и косметики , ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.
Для учителя:
Мультимедийная презентация «Портрет», компьютер, интерактивная доска, лист бумаги, салфетки, старые газеты, журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик .
План урока:
1 Организационный момент 1 мин
2 Вводная беседа.
«Что для искусства человек? 1 мин
3 Актуализация знаний
О портрете 5 мин
4 Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации
«Портрет и разные техники изготовления портрета» 5мин
5 Практическая часть
Повторение последовательности выполнения работы.
Напоминание о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Самостоятельная работа 3 мин
60 мин
6 Подведение итогов
Экспресс-выставка
Рефлексия 5 мин
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку
2. Вводная беседа.
Вот уже который год мы говорим о самом древнем жанре изобразительного искусства. На современном этапе этот жанр продолжает быть актуален и востребован. Но теперь чтобы в доме и альбоме появился он – достаточно взять фотоаппарат и иметь в доме принтер. Догадались о чем я? Конечно же, это портрет. Главный и единственный образ для этого жанра человек!
Он:
Либо творец произведения искусства,
Либо его главный герой,
Либо созерцатель умеющий чувствовать и выражать свои эмоции, при этом сам подчас берущийся за кисть.
3. Актуализация знаний
Художник рисует, конечно, он умеет чувствовать и через рисунок выражать свои эмоции,
показывает характер, настроение своей модели;
любит или ненавидит;
рисует то, что в данный момент его волнует.
-А можем ли мы с вами эту своеобразную схему применить к себе?
-Когда мы с вами видим нечто прекрасное, мы чувствуем?
-Мы можем выразить свои чувства и эмоции через искусство, например рисунок?
-То есть мы можем быть художниками?
Сегодня мы с вами потрудимся над созданием портрета в технике «коллаж».
4. Беседа по теме:
Один из наиболее креативных методов изображения — техника коллажа. Существует множество вариантов применения этого способа: вырезки вольной формы из цветной бумаги, цветная газетная бумага, цветные и текстурные журнальные иллюстрации. Нестандартный способ работы с коллажем — совмещение этой техники с рисунком с натуры. Вы можете выполнить рисунок, ничего не рисуя, а просто отрывая кусочки бумаги или вырезая их более аккуратно. Как и с рисунком с натуры, чем быстрее вы работаете, тем более спонтанным окажется результат. Вы вынуждены принимать мгновенные решения и переносить идею на бумагу. Это может быть непросто, когда вам приходится отыскивать исходный материал, делать вырезки и прикреплять их к коллажу. Ваш выбор не должен быть предопределен; интересную иллюстрацию можно создать, используя необычные изображения, нарезанные квадратиками или полосками. Коллаж освобождает от необходимости использовать рисование, но вместе с тем расширяет ваш визуальный арсенал.
Постановка проблемы. Ответьте в конце урока на вопросы.
• Полностью ли вы использовали пространство?• Использован ли материал из журналов изобретательно, в необычной манере? • Сохраняет ли рисунок свежесть, появившуюся благодаря быстроте исполнения? • Сумели ли вы отказаться от карандаша?
Процесс работы
Вы принесли в класс большую стопку журналов. Мы работаем сегодня с ними. Они – наш материал для работы.
Отбираем, вырезаем или отрываем кусочек бумаги и приклеить его на лист.
Работая с материалом, мыслите всесторонне, соединяйте неожиданные цвета и текстуры. Всегда старайтесь заполнить пространство по максимуму, хотя, возможно, вам и не захочется включать в коллаж посторонние предметы.
Подготавливая части коллажа, используйте ножницы или нож для бумаги, либо просто рвите бумагу и крепите ее к листу.
Старайтесь не тратить слишком много времени, на отдельную иллюстрацию, добивайтесь непосредственности.
Боритесь с искушением улучшить эскиз, добавив рисунок от руки карандашом или краской.
В этом уроке внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы научиться использовать журнальные вырезки наиболее эффективно.
Креативный коллаж - вы можете делать вырезки из журналов, образцов ткани и обоев, открыток, постеров, упаковки и других источников.
Соображайте быстро. У вас есть всего несколько минут для вырезания (вырывания) кусочков из журналов и их приклеивания. Изящное решение, экономящее время, — «негатив» (когда на белом листе остаются пустые участки, где мог бы быть рисунок).
Цветовое ограничение. Благодаря скудной палитре эти коллажные иллюстрации выглядят свежо и современно. В выборе журнальных вырезок руководствуйтесь любопытной текстурой и гармонирующими оттенками.
3838575214630Работы в технике «коллаж» по изображению тела человека
-34671013322301368425249555
24765365125
5. Практическая часть
Основные этапы работы.
Для того чтобы создать автопортрет в технике мозаика вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в тетради.
Нарисуйте на листе эскиз автопортрета.
Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков бумаги на лице.
Ваши кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными.
Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
Старайтесь передать характер и особенности портретуемого.
Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом.
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове – беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.
Приступаем к работе.
За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
Вам нравиться? Что именно?
1. Полностью ли вы использовали пространство?2. Использован ли материал из журналов изобретательно, в необычной манере? 3. Сохраняет ли рисунок свежесть, появившуюся благодаря быстроте исполнения? 4. Сумели ли вы отказаться от карандаша?
С какой техникой Вы сегодня работали?
Используемые сайты
http://globalfashionanalytics.com/dizajneram/risunok/171-risunok-s-natury.html643255831215У нас получилось.