Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе как основа реализации ФГОС.

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе  как основа реализации ФГОС.

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать, совершенствоваться – вот единственный путь учительской жизни»
К. Д. Ушинский
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т. д. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
В 2001 г. в документе “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве задачи системы образования была отмечена необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е.ключевых компетенций.
Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что в школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребёнку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению.
Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.  Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.
Ориентируясь на современные требования к системе образования и учитывая специфику ФГОС, целью своей педагогической деятельности считаю: подготовить выпускников начальной школы, владеющих такими учебными способами деятельности и такими технологиями саморазвития личности и коллектива, которые определены стандартами нового поколения.
Для достижения данной цели ставлю перед собой задачи:
-помогать ученикам осваивать способы учебных действий, которые позволят добывать и расширять полученные знания самостоятельно;
-создавать условия для развития творческого потенциала учащихся;
-формировать умение работать в команде;
-способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Работу по формированию ключевых компетенций веду с помощью  современных образовательных технологий.
Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.
Здесь приходит на помощь технология «Педагогические мастерские». Она также стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка через личностный опыт. Постулаты «Все способны», «Каждый человек имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнёра », « важно не только то что мы знаем и умеем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» - создают условия для более полного самовыражения школьника.
Происходит разрыв между старым и новым знанием.
«Разрыв» необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется . Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» «разрыву»
1)Например: При знакомстве с произведение Е. Пермяка «Самое страшное» я рассказала, что для меня в жизни было страшным и предложила детям ответить на вопрос:
-Что для них в жизни самое страшное?
Поэтому, когда ученики высказывали свои мнения, конечно же они испытали определенные чувства и эмоции, а для некоторых, то что в начале урока было страшным в конце возможно было переоценено по иному.( владение монологической речью).
Так в начале урока страшным для детей была потеря близких, конец света, война, террористические акты. А в конце урока- самым страшным уже для некоторых детей оказались совсем другие проблемы.
2) Формирование коммуникативной компетенции идет также через работу в парах, в группах.

Ребята в парах обсуждали, какие пословицы подходят к произведению больше всего и аргументировали свои ответы.
На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагали о чём пойдёт речь в произведении, предположения фиксировались на «Дереве предсказаний».

На протяжении чтения всего текста ученики неоднократно возвращались к этому дереву и высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета. Т.о. то что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения. Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу, я специально планирую коммуникативные задачи, а именно: учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.

Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.
Применяя на своих уроках проблемно-диалогическую технологию я работаю над формированием не только коммуникативных, но и личностных универсальных учебных действий. Ученики учились быть толерантными к чужому мнению и не боялись высказывать своё собственное, не боялись ошибиться при этом. А также соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.
На своем уроке использовала технологию ТРКМ (теория развития критического мышления). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.
Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, а это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Основой является 3х фазовая структура:
1 стадия. Я использую технологию «Педагогические мастерские», о которой говорилось чуть раньше.

2стадия – осмысление (реализация смысла)
На этой стадии шла непосредственная работа с текстом, причем приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. С этой целью был использован приём «чтение с остановками». Необходимо было учитывать:
Текст должен быть незнаком (иначе теряется смысл и логика использования).
Текст заранее разделён на части по смысловому единству, внутри каждого отрывка.
Задания и вопросы к тексту формулируются таким образом, чтобы развивать у учащихся различные мыслительные навыки.

Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов. Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным. Кроме этого обеспечивается формирование коммуникативных УУД.
Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.








На своих уроках я использую знаково-символическое моделирование, в помощь визуалам. Детям, которым трудно воспринимать только на слух, есть возможность увидеть. Это формирование знаково-символических УУД.
В конце урока проводилась Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.
С этой целью я предлагала пофантазировать под музыку и представить одиночество в виде цвета, погоды, вкуса и т.д. Что ученики услышат или увидят. А может почувствуют.
А также приём «Хорошо – плохо», где учащиеся еще раз проанализировали поведение героя и придумали свои пословицы.
Будешь обижать друзей- останешься один.
Самое страшное-одиночество.
В результате этой работы познакомились с культурными образцами, т.е. пословицами, которые придумал народ. Обсудили смысл этих пословиц.

Как подведение итогов дети проговорили: какие УУД развивали (предсказывали, работали в парах, фантазировали, размышляли, думали, читали с остановками, развивали монологическую речь).
На уроке формировались регулятивные УУД:
Умение действовать по плану (знаково-символическая инструкция)
Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности ( работа в парах).
Прогнозирование
Коррекция (Адекватно воспринимать предположения учителя и учащихся, вносить необходимые коррективы)

Этот урок позволил сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Это формирование социокультурных компетенций.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС .
Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». 

Да, многое в наших руках! В наших учительских руках развитие личности ребёнка: любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.
Я – учитель и этим горжусь! Считаю, что моя профессия – самая важная потому, что от того какие зёрна заронит в душу ребёнка учитель в первом классе, зависит всё дальнейшее отношение к учёбе и к жизни.
Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие вопросы.
Считаю, что найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Ведь я – учитель. Я в ответе за них, моих учеников.

Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2011 г
2. Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г.
4. [Официальный сайт по ФГОС] – Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/
5. Реализация Федерального государственного стандарта второго поколения // Начальная школа. - 2009.
6. Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации // Одаренный ребенок. - 2009.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Picture 4Picture 3Picture 215