Тургенев И.С. Особенности историзма.
учитель русского языка и литературы
Гиголаева Р.Б.
Тема: Особенности историзма И.С. Тургенева.
Повесть «Ася»
Цели: расширить знания учеников о личности и взглядах И.С..Тургенева; показать связь его творчества с историей; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Методические приемы: объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа художественного текста.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, издания его произведений; аудиозапись романсов на стихи Тургенева.
Эпиграф:
«У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее — и то не день — а мгновенье». (И. С. Тургенев)
Любовь, любовь — загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты или благодать?
Ход урока
Организационный момент
I. Слово учителя об И.С. Тургеневе
Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева ещё в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, затем в Петербургском университетах, продолжил учиться в Германии. Первый большой литературный опыт — не опубликованная при жизни автора драматическая поэма (1834), тогда же были напечатаны в «Современнике» два стихотворения Тургенева.
По возвращении из-за границы Тургенев, начав службу в Министерстве, бросает её и целиком отдаётся литературному творчеству. Раннее творчество — это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев был уже довольно известным писателем. Его всегда интересовала история, современный ему исторический процесс. Он чутко улавливал настроения общества, реагировал на изменения, происходящие буквально на глазах.
Мы обычно не задумываемся над тем, что ежеминутно участвуем в истории, нам нужно довольно продолжительное время, чтобы осознать события, дать им оценку, иногда и вовсе не думаем об этом. На самом же деле никто не может уклониться от исторического потока. Каждый человек в большей или меньшей степени творит историю, выражает своей жизнью, своими поступками, настроениями общие исторические процессы и в то же время зависит от истории.
Тургенев умел видеть, чувствовать в незначительных, на первый взгляд, событиях выражение хода истории. Настоящий успех пришёл к писателю вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Он сделал героями своих очерков русских мужиков, крепостных. Менее незначительных героев трудно было вообразить. Вспомним рассказ «Бежин луг», где героями выступают деревенские мальчишки. Что же тут исторического, если оставить в стороне каламбур: мальчики у костра рассказывали охотнику свои фантастические истории?
Дело в том, как изобразил Тургенев своих героев. Он описал их с уважением, с любовью, с интересом к личности каждого, изобразил разнообразные характеры. А ведь это было во времена крепостного права, когда мужиков не считали за людей; человека могли продать, женить или выдать замуж без его согласия (вспомним «Муму»), отдать в солдаты, наконец, проиграть в карты. В обществе зрело понимание безнравственности, дикости такого положения. Тургенев выразил общественные настроения ясно и отчетливо. Он показал, что мужик — человек, что в народе скрываются богатейшие возможности, дарования, что освобождение от крепостной зависимости даст этим дарованиям развиться, что стыдно России держать собственный народ в рабстве.
Произведения Тургенева, безусловно, влияли на умонастроения современников писателя, сыграли не последнюю роль в отмене узаконенного рабства в России.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «И.С. Тургенев»
Опираемся на вопросы и задания учебника:
III. Вводная беседа
— Повесть «Ася» посвящена любви. Какое отношение, в таком случае, это произведение имеет к историзму Тургенева?
IV. Прослушивание романса на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное…»
V. Выразительное чтение I главы и обсуждение
(Читает учитель.)
От чьего имени ведется повествование? Какое значение это имеет?
(Повествование идет от первого лица, от лица пожилого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придает повести искренность, достоверность.)Как проявляет себя в повествовании автор?
(Слов автора практически нет, кроме вставки «начал Н.Н.», обозначающей героя. Авторское отношение проявляется в другом: в сюжете, в изображении характеров, чувств, мыслей, переживаний героев.)Где и когда происходит действие?
(Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране, в некоторой изоляции. Автор помещает героев в чуждую им среду, с тем чтобы яснее выявить их характеры.
Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857 году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году. Речь идет о лермонтовском поколении, эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после общественного подъема Отечественной войны 1812 года, времени разочарования, безверия, ощущения бесцельности жизни.)Как вы понимаете слова «я жил без оглядки…»?
(Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен — кажется, что еще надо для счастья? Он и сам говорит: «процветал». Но это слово приобретает иронический оттенок. Тургенев обыгрывает значение слова «процветал»: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Это суждение уже не живущего «без оглядки», по- мудревшего человека.)
Какова была цель путешествий молодого человека?
(Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто… посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали…» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.)Что привело героя в маленький городок?
(Герой был влюблен, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».)Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания?
(Рассказчик выбирает намеренно напыщенные, стандартные выражения для описания своих чувств: «был поражен в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о поверхностности, неискренндсти чувств. Желание любви было больше самой любви. О переживаниях, тоже несколько искусственных, пишется с иронией: «я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству».)Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы.
(Вечерний пейзаж показывает истинные чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы, таинственно — сочетаются с реалистическими деталями и замечаниями: свисток ночного сторожа, добродушная собака, «немец бережлив!». Пейзажная зарисовка пронизана «тихо душу волнующим светом». Важную роль играет цвет: «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом, таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки». О контрасте бледного золота и черного глянца напомнит нам описание глаз Аси. Звукопись довершает картину таинственности, умиротворения и в то же время взволнованности. Аллитерации на «л» создают впечатление мягкости, ласки: «А воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко…»
Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значения которого герой еще не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его. Но это пока «не то восклицание, не то вопрос».
За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намек на образ Аси: «Маленькая ста туя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из… ветвей». Гретхен, мадонна -знаки настоящей любви, противовес надуманным любовным страданиям героя по «коварной вдове».
В описании пейзажа применен прием психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.)Каково значение звуков музыки?
(Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».)Домашнее задание
Озаглавить главы повести.
Ответить на вопросы раздела учебника «Будьте внимательны к слову…» (с. 397).
Задания по группам: подготовить материал к характеристикам героев. 1-я группа — характеристика Аси; 2-я — господина Н.Н.; 3-я-Гагина.
Дополнительный материал
Из биографии Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле 12 октября 1818 года и детские годы провел в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье царил деспотичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.
Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, учился любить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Я провел здесь лучшие годы своей жизни». Он знал каждый уголок своего парка. И рано полюбил охоту, отправляясь с ружьем на берега реки Десны, в леса и болота.
В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторых дворянских домов в сёмье Тургеневых хорошо говорили и писали по- русски. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет.
Тургенев учился на историко-филологическом факультете, увлекся литературой, зачитывался романтиками: Байроном, Марлинским, Жуковским, преклонялся пред Пушкиным. Живя в столице, Иван Сергеевич интересовался искусством, познакомился с Глинкой, ценил его музыку.
В 1838 году Тургенев отправился «доучиваться в Берлин», как писал позднее. На Родину вернулся в мае 1841 года. В 1842 году Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, но вскоре разочаровался в этой деятельности ив 1845 году вышел в отставку, посвятив себя литературе.
Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в свое имение Спасское- Лутовиново. Это давало ему новые силы для творчества, вдохновля- ло. Он писал С.Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу». В 1852 году Тургенев был месяц под арестом, а потом сослан в Спасское под надзор полиции за статью на смерть Н.В. Гоголя и антикрепостническую направленность первых своих произведений, среди которых были «Записки охотника».
В 40-х годах Тургенев близко сошелся с В.Г. Белинским, высоко оценившим дар молодого писателя, а затем с редакцией первого журнала «Современник».
С 1843 года жизнь И.С. Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни.
Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Он пропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. А в России Иван Сергеевич, в свою очередь, пропагандировал творчество известных французских писателей, таких, как Мериме, Мопассана, Флобера.
О повестях Тургенева
Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать — видений…
… И там вдали, где роща так туманна,
Где луг едва трепещет над тропой, — Елена, Лиза, Маша, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна — Собралися воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И действенной, и женственной мечты, — Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.
У Тургенева все — о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом — о кипении жизни, «юной и свежей». Но три эти повести, написанные в разное время и вместе с тем ближе к концу, вернее, ближе к бессмертию — «Ася», «Первая любовь», «Вишневые воды», — стоят особняком, кружатся в одном хороводе. Они — о первой любви.
Как и тургеневская природа, трагически равнодушная и одновременно обольстительно прекрасная, его любовь имеет свою оборотную строну. Радость и восторг первой любви смягчает ее жесткий трагизм. В этих трех повестях автор рассматривает чувство любви как неизбежное подчинение и добровольную зависимость, рок, господствующий над человеком. Тургенев развивает философию любви как силы, подчиняющей себе человека, превращающей его в раба.
Вот Ася. Мы узнаем о «складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами». Но за всеми этими внешними чертами стоит нечто «свое, особенное» — в ее поведении, в ее отношении к людям. Главному герою, господину Н.Н., да и нам, читателям, она кажется существом «непонятным, полузагадочным». Оказывается, она — дочь дворянина и крепостной крестьянки, и именно эта половинчатость положения рождает ее внутреннее беспокойство. Это один из авторских приемов — переход от внешнего (наружность, движение, жесты) к изображению мира своего героя.
Действие повести происходит за границей, в Германии, но как слышны в ней национальные, народные молитвы. Это раскрывается Асиным характером, это заложено в ее плебейском происхождении. Асина предыстория объясняет духовную связь характера героини с этическими основами народной жизни: мать девушки, крепостная горничная, — человек с обостренным чувством собственного достоинства, живущий по строгим нравственным правилам. Чистое, честное сердце героини — прямое наследство ее матери.
Наблюдая за Зинаидой («Первая любовь»), невольно испытываешь обаяние ее прелестной, изменчивой внешности и словно слышишь переливы ее собственного голоса. Изменчива внешность, изменчив характер. Она то задумчива, то хитра, то беспечна, то манерность сменяет простоту. Эту психологическую неустойчивость Тургенев также объясняет условиями жизни Зинаиды: «Неправильное воспитание, странные знакомства и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме, все, начиная с самой свободы, которою пользовалась молодая девушка, с сознания ее превосходства над окружающими ее людьми, развило в ней какую-то полупрезрительную небрежность и невзыскательность». И в то же время она так же чиста в своих чувствах, как и Ася, так же, как и предыдущая героиня, она не в силах противиться порывам своего сердца.
«Из всех моих женских типов, — сказал однажды Тургенев, — я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную».
Сложнее с третьей повестью Ивана Сергеевича, также непосредственно посвященной первой любви, сложнее с «Вешними водами» (1871), написанными позднее прочих («Ася» — в 1858 году, «Первая любовь» — в 1890). Можно сказать, что лирическая героиня фантастическим образом здесь раздваивается — на чернокудрого ангела Джему и Марью Николаевну Полозову, русокосую сатану в юбке, этакое порождение греховности и неверия во все нематериальное.
Дитя знойного итальянского солнца Джема, более чем прекрасна. Вот как Тургенев описывает ее встречу с Саниным: «В кондитерскую, с рассыпанными по обнаженным плечам темным кудрями, с протянутыми вперед обнаженными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему… и повлекла за собою. Не из нежелания повиноваться, а просто от избытка изумления Санин не тотчас же последовал за девушкой — как бы уперся на месте: он в жизни не видывал подобной красавицы».
Марья Николаевна тоже хороша — настоящая степная дива, но не красотой берет она мужчин, а вернее — губит их. Едкий ум — философский склад ума, склад ума философа-материалиста, способность подвергать все сомнению, пробовать на зуб, наслаждаться разумно и в то же время раблезиански жизнью. Чувство Санина к ней — страсть, вернее, не страсть даже, то, что можно назвать похотью, наваждением, мороком, что не длится долго и всегда заканчивается глубоким стыдом и раскаянием — это, собственно, и произошло с Дмитрием Павловичем Саниным в конце концов.
«Вешние воды» можно назвать уходом Тургенева к своим повестям пятидесятых годов. Это возвращение к старым мотивам и идеям — может быть, желание подвести итоги жизни?
В «Вешних водах», как и в «Асе», и в «Первой любви», да и в других произведениях Тургенева основные темы схожи. Это утраченное счастье, которое было так близко и так возможно, это горькое и бесплодное раскаяние.
Многие биографические факты легли в основу трех повестей.
В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермо- лаевны родилась внебрачная дочь — Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Маленькая Козетта таскала ведра с водой.
В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание — словом, точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни,сотканной из противоречий.
С повестью «Первая любовь», также связаны эпизоды из жизни писателя. В повести, говорил Тургенев, «я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать там нечего».
Правда, автор сознательно упростил конфликт, произошедший в их семье, ему хотелось написать повесть о переживаниях юного героя, полудетская влюбленность которого пришла в неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
Итак, с образом отца все ясно, а кто же послужил противником молодого героя Володи? На этот вопрос Тургенев ответил: «Этот мальчик — ваш покорный слуга».
« — Как? И вы так влюблены были?
-Был.
-И с ножом бегали?
-И с ножом бегал».
Зинаида, Зинаида… Долгое время не было известно, кто послужил ее прототипом, трагедия в семье Тургеневых хорошо скрывалась.
После тщательных изысканий литературоведа Ю. Чернова выяснилось, что в своей повести «Первая любовь» автор рассказал о молодой поэтессе Екатерине Шаховской. Это она была той бесстрашном и нежной девушкой, которая чувство любви поставила выше всех условностей света.
Они с матерью действительно снимали дачу возле Нескучного. Встреча с отцом Тургенева… Дальнейшая судьба Екатерины Львовны Шаховской рассказана автором почти с документальной точностью. В сентябре 1835 года, то есть через год после смерти С.Н. Тургенева (отца), она вышла замуж за некоего Владимирова и переехала с мужем в Петербург. Умерла, как указано в некрологе, через «9 месяцев и 11 дней» после свадьбы.
Самое поразительное, что на Волковом кладбище, в Петербурге, неподалеку от места последнего упокоения Тургенева, находилась могила Е.Л. Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:
Мой друг, как ужасно, как сладко любить!
Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.
Кому принадлежат эти пронзительные слова, послужившие последним приветом, — неизвестно…
Одно ясно — перечитывая повесть, думаешь, что все-таки не удалось Тургеневу изобразить «кокетку по природе». Зинаида воспринимается сейчас читателем как натура чистая, ищущая и страстная, одержимая святой неудовлетворенностью, способная на дерзкое самоотречение и протест. Тургеневская девушка…
А что же сам герой?
Мимо него нельзя пройти, он интересен не менее героини.
Господни Н.Н., Володя, Дмитрий Санин. Все они вспоминают свое прошлое, они больны им, ибо ничего нельзя противопоставить прекрасным, мятежным юношеским порывам, ибо нет ничего лучше первой любви и первых надежд, радужных планов и грандиозных обещаний…
К прошедшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем, — это строки Жуковского из элегии «Вечер».
Главный герой в трех этих повестях — не устроитель своей судьбы. Скорее — разрушитель. Любовь в представлении Тургенева — это стихия, она не подвластна человеку, заставить ее служить своему счастью человек не может. Не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека («Ася») в одинокого бессемейного бобыля.
В «Первой любви» Володя еще менее виновен в своем несчастий. И вообще, в сложившейся ситуации никто не виноват — это силы судьбы, путь рождающегося чувства неведом.
Сложнее с Дмитрием Павловичем Саниным. Это какая-то квинтэссенция необъяснимого, и лишь приемами искусства, словами Тургенева можно определить, что же все-таки произошло. Чистые, высокие, платонические силы любви вступают в противоборство с устремлениями низменными, животно-чувственными. Причем автор показывает, что и чувственность мо жет быть прекрасной и опасной — она может увлечь человека в пропасть.
Сила искусства — прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть «куда-то, куда не следует заглядывать человеку».
Все это с наибольшей силой отразилось в «Вешних водах», которые автобиографичны уже тем, что писались Тургеневым в конце жизни, в Англии, когда обдумывалось и оценивалось все прошлое.
Тургенев чутко слушал жизнь. Он умел видеть ее. Он умел чувствовать. И поэтому так гармонично то, что он написал.
Тема: Историзм Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии
учитель русского языка и литературы
Гиголаева Р.Б.
Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии
Цели: углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Методические приемы: повторение изученного; рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам.Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, «Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах» ; иллюстрации к «Ревизору».Эпиграф:«Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья». (II.А. Некрасов)
Ход урока:
I. Слово учителя о Н.В. ГоголеНиколай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился на Украине 20 марта (1 апреля по новому стилю) в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в дворянской семье Гоголей-Яновских.Учился в Неженской гимназии, где проявил интерес к литературе, живописи, театру.После окончания гимназии — стремление быть «полезным человечеству», мечта о карьере, о «службе государственной». Затем Петербург, работа преподавателем истории, канцелярским чиновником. Знакомство с писателями и художниками.Имя Гоголя стало широко известно российскому читателю после выхода в свет в 1831 году оригинального сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вскоре состоялось долгожданное для молодого писателя знакомство с Пушкиным. За первым циклом последовал второй — «Миргород» (1835 г.). «Угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого…» — характерная черта творчества Гоголя, которая так привлекла читателей и критиков.
II. Чтение статьи учебника «Н.В. Гоголь» (с. 245-247) и ее обсуждение(Опираемся на вопросы учебника, с. 247.)
Дополнительный вопрос:— Как вы понимаете эпиграф к уроку — слова Н.А. Некрасова: «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья»?
III. Сообщение учителя об истории создания «Ревизора» Как драматург Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. В 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.
Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»). Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин. Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. При¬жизненных редакций комедии было три: 1836, 1841, 1842.
IV. Чтение статьи учебника «О замысле, написаниии постановке «Ревизора» (с. 247-250) и ее обсуждение(Опираемся на вопросы учебника, с. 250.)
— К какому роду литературы относится комедия? (К драме.)
— Чем отличается драма как род литературы?
(Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь в драме присутствует лишь в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. Драма находится на стыке двух искусств — литературы и театра.)— Каков был актерский опыт Гоголя? Как возник у будущего писателя интерес к театру? Отец будущего писателя, В.А. Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра, в них Гоголь играл вместе с родителями; сам писал пьесы для гимназического театра, рисовал декорации, выступал на сцене гимназии в Нежине. Особенно ему удавались роли старух; большим успехом он пользовался в роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».Гоголь был театральным завсегдатаем, пересмотрел все пьесы, шедшие в столичных театрах. В поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.
— Почему А.С. Пушкин называл себя крестным отцом комедии «Ревизор»?— С какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих
ко ментариев? «Театральный разъезд после представления новой комедии» Гоголь создал в 1836 году под впечатлением премьеры «Ревизора». Кроме подробного авторского комментария, важной мыслью работы было утверждение права автора на определенную свободу сюжета: до Гоголя считалось, что в каждой пьесе непременно должна быть любовная интрига. Мы увидим, что намек на такую интригу в комедии все же есть, но как оригинально Гоголь ее спародировал!Гоголь писал: «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу вес дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь»),Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию, помочь увидеть ее как бы глазами автора.Необычными были и подробные «Замечания для господ актеров», которые следуют за афишей и дают обстоятельную характеристику героев пьесы.Прочитав список действующих лиц, мы обнаружим, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем?Разберемся по порядку.
IV. Комментированное чтение афиши и «Замечаний для господ актеров» («Характеры и костюмы»)Задания и вопросы:— Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт.
(Пять действий, в каждом от шести до шестнадцати явлений.)
— О чем может рассказать афиша, до знакомства с комедией?
(25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации — городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)V. Чтение I действия комедииЧитают по ролям заранее подготовленные ученики.
VI. Беседа по вопросам— Какую роль играет первая фраза комедии? (Первой же фразой Гоголь Очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд для них — «пренеприятное известие». Дальше следуют испуганные реплики чиновников и упоминание о символическом страшном сне городничего («две необыкновенные крысы»). Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввел «ситуацию ревизора». А суть этой ситуации состоит в особого рода игре, построенной на обоюдном обмане двух ее участников — ревизора и ревизуемого. Один хочет «найти и наказать», другой «скрыть и учти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не являются секретом цели и тактика «противника». Таким образом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия даже для благополучных его участников (вот почему ревизора боятся даже не служащие Бобчинский и Добчинский. Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой запускающей.)— Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?
— Какова роль этого персонажа? (Этот персонаж — внесценический, он не появляется перед зрителями, даже не упоминается болыше. Но его роль очень важна: из письма Чмыхова городничий узнает о приезде ревизора, и начинаются действия городских чиновников по предотвращению грозящей им опасности. Из письма мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки» Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов» и «пусканию пыли в глаза». Муки совести незнакомы этим людям. Не ожидание справедливого возмездия, а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.)-Как характеризуют чиновников советы городничего?
-Какова самохарактеристика чиновников?
-Какие должностные преступления совершал почтмейстер? Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Бобчинского и Добчинского о ревизоре?
-Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?
(События начинают разворачиваться быстро активно развивается действие. Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, чтобы скорее распознать, что за человек приезжий чиновник: молодого человек «скорее пронюхаешь — убежден городничий — беда, если старый черт…»О состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремарки: «в страхе», «схватился за голову». Ремаркой «в сторону» драматург подсказывает читателю и актеру что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих не слышит. Это самые сокровенные чувства и мысли действующих лиц. В пьесе ремарки «в сторону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с минным ревизором, стремясь скрыть истинное положение дел в городе.Отвергнув предложение Земляники и Ляпкина-Тяпкина, почитавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», то есть частным образом, неофициально, «для прогулки».)— Можем ли мы сказать, где и когда происходит действие? Какое значение имеют время и место действия?
(Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Время действия -1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет.Скорее всего, действие охватывает двое суток, так как Хлестаков во 2-м явлении IV действия говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то завтраком: в голове до сих пор стучит». В 6-м явлении IV действия он спрашивает Артемия Филипповича: «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?» В этот же день Хлестаков уезжает.Гоголь пишет о современном ему обществе, но в то же время, проблемы, поднятые им, вечны. Пьеса актуальна и сейчас. Не так важно место действия, оно условно. Это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства. Важно, что это типичный российский город, олицетворение России.)Уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
Домашнее задание
1. Подготовить характеристики действующих лиц (по группам).2. Подготовить выразительное чтение сцен комедии по ролям.3. Ответить на вопросы учебника (с. 342).
Литературная игра по повести
«Капитанская дочка»
учитель русского языка и литературы
Гиголаева Р.Б.
Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
Цели: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.Предварительная подготовка: Класс делится на три команды. Возможные названия: «Бердская слобода», «Белогорская крепость», «Царское Село».Эпиграф:«В “Капитанской дочке” все не только самая правда, но еще как бы лучше ее». (Н.В. Гоголь)
Ход урока:
Организационный момент
I. Слово учителяИтак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея — последняя, на которой присутствовал Пушкин.И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» — удивительное произведение.
— Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?
Наша — задача — разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
II. Блицопрос— Давайте вспомним страницы романа.1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)2. Служил при графе… (Минихе).3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Симбирской губернии.)4. Сыну был пожалован в дядьки… (стремянный Савельич).5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году).6. .. .и мог очень здраво судить о… (свойствах борзого кобеля).7. Был нанят француз… (мосье Бопре).8. …который в отечестве своем был… (парикмахером).9. …в Пруссии… (солдатом).10. … а потом приехал в Россию, чтобы… (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).11. Батюшка вошел на урок… (географии).12. В это время Гринев… (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности).14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)15. Шаматон — это… (бездельник, шалопай).16. Капитан Миронов и его жена были люди самые… (почтенные).17. Иван Кузмич вышел в офицеры из… (солдатских детей).18. Он был необразованный и простой, но самый… (честный и добрый человек).19. В Марье Ивановне «я нашел…» (благоразумную и чувствительную девушку).20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег).21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай».)22. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!»)23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах…» (обдуманную клевету).24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце … года». (1773 г.)25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства. ..» (неспокойными и опасными подданными).26. Последовало усмирение бунта… (картечью и жестокими наказаниями).27. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак…» {Емельян Пугачев).28. …учинил непростительную дерзость. {Принятием на себя имени покойного императора Петра III.)29. Закончите слова Ивана Кузмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? …Умирать так умирать:…» {дело служивое.)30. Кто «сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? {Пугачев.)31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо». {Капрал Белобородов.)32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами… нос без ноздрей». {Афанасий Соколов — Хлопуиш.)33. «Схвачен был башкирец с…» {возмутительнымилистами).34. «Я взглянул на него и содрогнулся… Ему казалось лет семьдесят. У него не было…» {ни носа, ни ушей).35. «Но узенькие глаза его еще…» {сверкали огнем).36. «Юлай взял плеть и замахнулся, — тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот,…» {в котором вместо языка шевелился короткий обрубок).III. Задание для аргументированного ответаМожно ли назвать «Капитанскую дочку»…Первой команде: .. .бытовым романом?Второй команде: …нравоучительным романом?Третьей команде: …историческим романом?Вывод. О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.IV. Отгадайте, кто этот человек— «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». (Маша.)— Загадочным ли вам кажется ее характер? (Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный.)— Кто первым найдет, как Маша отвечает на слова Гринева: «Я готов на все, кинемся в ноги к твоим родителям, онинас благословят, мы обвенчаемся»? («Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей.Без их благословения не будет тебе счастия».)— Кто точнее назовет черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации? (Чувство долга, самоотверженность.)— Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему ее Пугачеву на слова: «Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»? («Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».)— Какие черты характера здесь проявляются? (Твердость, решительность.)— Чем характер Маши интересен Пушкину? (Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини — любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законом. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим ее людям,спасают их.)— Екатерина II, Петр III… и Маша Миронова. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно — Человек.)V. Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадкаИ Пушкин дает подсказку — эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.
Задание. Разгадайте эпиграф.
Первой команде — к VII главе «Приступ»:Голова моя, головушка,Голова послуживая!..
(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаке Это сострадание — Пушкина — звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)Второй команде — к XII главе «Сирота»:
Как у нашей у яблонькиНи верхушки нет, ни отросточек…
(Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Магии, держит ее по зал. ком. Гринев — защищает, Пугачев — берет под покровительство.)Третьей команде — эпиграф к XIV главе «Суд»:
Мирская молва —
Морская волна
Пословица(Мирская, то есть мира людей. В этом мире — ничему не верящие судьи, которым Гринев не может рассказать всю правду, хотя он рассказывает ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев — безнравственный, вредный негодяй.)VI. Личности, казалось бы, совершено разного масштаба равно интересны ПушкинуЗадание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гриневым и Пугачевым Маши Мироновой»: «Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате… Дай вам Бог любовь да совет!»б) Инсценирование эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II»: «Вдруг белая собачка английской породы залаяла.. . Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
— Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему. Дайте аргументированный ответ. (О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть; капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы, ни богатства; Пугачева, в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.)VII. Подведение итоговИтак, ребята, роман Пушкина внешне прост — как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни — человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.Таким образом, загадки романа — это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.