Прикладная направленность преподавания математики
Прикладная направленность преподавания математики в условиях предпрофильного и профильного образования.
Пенина Татьяна Ивановна
Учитель математики МОУ СОШ № 15 г.Мичуринска.
Возможности интегративного подхода в достижении метапредметных результатов обучения. Воспитательный потенциал интегративного подхода во внеурочной деятельности. Интеграция как путь развития предметных компетенций учащихся. Столько тем предложено! Охватить их за два дня, обсудить, наметить пути решения – невозможно. Всё интересно, но «лучше меньше, да лучше», как говаривал Ленин. Состояние образования можно описать словами русской народной сказки: «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Нам пытаются объяснить, как теперь надо учить детей. Ясно одно, как раньше – нельзя. Хватаются за тесты, за ЕГЭ, за компьютеры Но это лишь формы, средства, инструменты. Учат не они, а учитель. И проблема учителя в том, что нет внятного ответа на вопросы «Чему учить?» и «Для чего учить?». Почему в школьном курсе математики надо изучать, например, элементы теории вероятностей, а не топологию, а на ЕГЭ считать пресловутые сырки?
Среди важнейших направлений изменения (сознательно не использую слово модернизация) общего образования - введение государственных стандартов образования, профильное обучение, проведение единого государственного экзамена, информатизация образования. Интегративное обучение названо магистральным путём для решения задачи формировании у учащихся целостной картины мира. Реальный учебный процесс построен на узкопредметной, дисциплинарной основе. Сделали вывод, что именно это мешает формированию у учащихся умения применять полученные знания в быстро меняющемся мире, для формирования этих умений требуется построение интегративного пространства обучения. Проблема в том, что знаний нет, и применять–то нечего. Будут отработаны вычислительные навыки, так они и сырки, и акции подсчитают. Научатся работать с графиками, так и температуру смогут по нему определить, и скорость найти. Что изменится, если вместо алгебры и геометрии будет предмет математика?
Перейдём к одному из направлений этой самой модернизации – профильному образованию. Разрабатывая программу для математического профиля, учёные спорят: идти ли по пути углубления знаний по традиционным разделам математики или идти по пути расширения изучаемого материала за счёт включения в программу других разделов математики. Как изучать математику в классах нематематического профиля? Конкретного ответа нет. С одной стороны дети для себя решили, что математические знания им больше не нужны, с другой, у большинства их и нет, с третьей, математику сдавать всем независимо от выбора профиля, да ещё и в форме ЕГЭ, с четвёртой, они перегружены профильными предметами. Надо дать учащимся не только знания по предмету, но и показать, как они могут использовать их в своей будущей профессии; надо расширить представление старшеклассников о возможностях математики на современном этапе развития. А количество часов на всё на это меньше, чем в математическом классе. С одной стороны, мы говорим о гуманизации образования, в том числе и математики: дети должны получать положительные эмоции от учения, но с другой – уровень математической подготовки учащихся очень низкий, о чём говорят и результаты ЕГЭ по России. С одной стороны надо вести речь о математизации других наук, т. е. об использовании математических методов при изучении других предметов, с другой – учителя профильных предметов с этой проблемой даже не знакомы, поэтому всё ложится на плечи математиков. Будет ли результат от профильного обучения в том виде, в котором нам его предлагают, не берусь предугадать, но проблем хватает. Может ли один учитель решить все эти проблемы? Конечно, нет.
Решит ли эти проблемы интеграция? Зачем разделились, если всё-таки надо объединяться?
Не согласна с тем, что интеграция преподносится как нечто новое. Я работаю в школе двадцать девятый год. И столько же у нас в школах проводятся интегрированные уроки. Например, в начале 90-х я была на открытом уроке в лицее №1 г.Мичуринска. Прекрасный интегрированный урок по математике и музыке в 6 классе. Но никому и в голову не пришло объединять все уроки математики и музыки. У каждого предмета своё предназначение. Время, когда музыка была составляющей математики, ушло безвозвратно.
Более 10 лет работаю над темой «
·Прикладная направленность преподавания математики в условиях предпрофильного и профильного образования». Много наработок по этой теме: интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, ученические рефераты, проектная деятельность учащихся и т.д. Переход к профильному обучению должен обеспечить углублённое изучение отдельных общеобразовательных предметов. Как в таких условиях смоделировать целостную картину мира у учащихся? В 1996-1998 годах вела математику в “медицинском” классе, т. е. в классе с углублённым изучением химии и биологии. На математику отводилось 4 часа. Класс был очень сильный (8 медалистов), но на математику этих сил уже не хватало, даже на 4 часа. И я пошла по следующему пути: везде, где это только возможно, я показывала, как в медицине, химии и биологии можно использовать математику. Изучаем тригонометрические функции, я им о кардиограмме сердца рассказываю; проходим дифференциальные уравнения, у меня готов материал о волнах в сердце (аксиоматическая модель возбудимой среды Винера - Розенблюта); ведём разговор о правильных многогранниках – здесь столько информации, начиная с вирусов, что сама приходишь в восторг от полученной информации В неделю математики знакомлю их с элементами топологии, в частности, с лентой Мебиуса, с её применением в том числе и в профильных отраслях знаний, например, при борьбе с курением. В конце 10 класса провела 4 урока по теории вероятностей. Ребята познакомились с законом Харди- Вейнберга и с точки зрения генетики, и с точки зрения математики; с применением распределения Пуассона для решения важной для молекулярной биологии задачи – определения концентрации вирусных частиц в растворе. К сожалению, этот опыт не имел продолжения, больше в химико-биологических классах я не работала.
В 2003-2005годах я вела математику уже в гуманитарном классе. Часов - 5. Но подбор учащихся другой. Дети, “мягко говоря”, пытались укрыться от математики, не забивать себе ею голову, как, впрочем, и многими другими предметами. Некоторые формы работы, предлагаемые мною, попросту отвергались отдельными учениками. Мои разговоры о том, что математика поможет им в дальнейшей работе, что математика учит мыслить, что она способствует развитию других наук, проникает в них, примеры из жизни конкретных математиков одних оставили равнодушными, а других возмутили: “это раньше можно было и философией заниматься, и математикой, т. к. всё было недоразвитым, а в наше время математика нужна только для того, чтобы стать хорошим инженером и уметь решать задачки”. Пришла моя очередь возмутиться, такого оскорбления в адрес математики и математиков я спустить не могла. На следующем уроке выписываю на доске названия работ “История древнего Новгорода”, ”Модель ритмического строя русской речи, приспособленная к изучению метрики классического русского стиха”,”Теория биологических сообществ”, “Качественное изучение математических моделей динамики популяций” и многих других. Доска была исписана полностью. Предлагаю ребятам назвать автора этих работ. Сообщаю, что он выдающийся математик 20 века, наш земляк, что фамилия его им хорошо известна, что она у них “под носом”. Ставлю условие, что любой ученик, угадавший фамилию, получит 5 за полугодие. Отпрашивались с урока, чтобы сходить в библиотеку, к учителям других предметов, но кроме фамилии Ломоносова ничего назвать не смогли. Прошу их открыть учебник “ Алгебры и начал анализа “ и прочитать фамилию автора. Для детей это было шоком. И если бы не ЕГЭ, то свою работу я построила бы несколько по-другому. Не всякий ученик силён в математике. Предлагая различные формы работы, я даю ему возможность проявить себя в чём - либо другом, но имеющем отношение к математике.
До сих пор в отечественной дидактической науке отсутствует целостное теоретическое обоснование построения интегративных курсов. А в условиях ЕГЭ учитель предпочитает «натаскивать» ученика на тесты, а не заниматься творческой работой.
Я хочу поблагодарить организаторов интернет-семинара за то, что позволили хотя бы сказать о наболевшем. Интеграция – это хорошо. Но, пока роль математического образования в концепции модернизации образования не формулируется и не учитывается, не поможет ни одна интеграция. Математика – это тот локомотив, который действительно вывезет наше образование из того болота, в котором оно на данный момент находится.