Статья на тему Проектные технологии в методике преподавания МХК


ГБОУ средняя школа №365
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Статья
Проектные технологии
в методике преподавания МХК

Автор: Комиссарова Ирина Николаевна,
учитель МХК (Искусства)
Санкт-Петербург
2016
Содержание
1.Проектная деятельность как один из способов реализации компетентностного подхода в преподавании.
2.Возникновение и развитие метода проектов.
3.Современные подходы к использованию метода проектов в преподавании МХК (искусства).
3.1. Цели и задачи проектной деятельности.
3.2. Виды проектов.
3.3. Поэтапная разработка проектной деятельности.
3.4. Особая роль учителя – роль помощника, консультанта.
4. Работа над проектами с использованием ИКТ.
4.1. Подкасты – работа со звуком в аудиоредакторе Audacity
4.2. Разработка мультимедийных творческих проектов с помощью программы Movie Maker.
5. Особенности работы над творческим проектом-инсценировкой.
5. Заключение
6. Использованная литература и интернет-ресурсы
1.Проектная деятельность как один из способов реализации компетентностного подхода в преподавании.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.
Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
В современном мире система образования должна формировать такие новые качества как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения. В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности. Опыт должен быть накоплен и осмыслен учащимися, а учебные достижения продемонстрированы.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций, способствуя раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умению работать в команде, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду.
2.Возникновение и развитие метода проектов.
В современном обществе проектирование стало стилем жизни. Отражением проектной культуры в образовании является метод проектов, возникший во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и перенесённый позднее в общеобразовательную школу. Основателем метода проектов можно назвать американского философа, одного из ведущих представителей прагматизма Джона Дьюи. Не удовлетворяясь оторванностью образования от жизни, Джон Дьюи предлагал «строить обучение,…ориентируясь на личный интерес ребёнка и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [6, с. 58]. Опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной окружающей среды, изготовления макетов, нахождения ответов на вопросы и т. д. Дьюи пытался перестроить современное ему школьное обучение в систему, обучающую «путём делания» [6, с. 58]. Ценность метода состоит в проблемном изложении материала, активной, самостоятельной позиции ребёнка, связи обучения с жизнью, игрой, трудом – освоением учеником способа самостоятельного познания [3, с. 6].
Последователь Дьюи профессор педагогики колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик, развивая метод проектов, вовсе не отводил места составленной заранее методистами учебной программе. «Только учитель в процессе работы вместе с учениками должен создавать программу учебных действий» [6, с. 24]. Килпатрик фактически отрицал классно-урочную схему. По мнению Килпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре, обсуждение рассказа, картины, освоение какой-либо деятельности и др. Сегодня уже понятно, что без школьной программы, без структурирования изучаемого материала процесс обучения не может быть эффективным. В настоящее время метод проектов наряду с программным обучением широко и успешно применятся в школьном образовании США и западных стран.
Русские педагоги разрабатывали метод проектов параллельно с американскими. С.Шацкий работал по проблеме внедрения «Метода проектов» начиная с 1905 г. Личный интерес учащегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблемы следовало брать из жизни. Для её решения требовались как полученные ранее знания, так и приобретаемые в процессе работы. Роль учителя-консультанта состояла в руководстве работой, направлении поиска учеников, помощи в поиске информации. В 1920-е годы некоторые сторонники метода проектов провозгласили его единственно верным методом обучения в школе. В результате абсолютизации метода проектов уровень общеобразовательной подготовки значительно снизился. Это было осуждено ЦК ВКП(б) и, после вышедшего в 1931 г. постановления, классно-урочная система была провозглашена как единственно верная [3, с. 7]. Такой «провал» метода проектов объясняется как отсутствием грамотных специалистов, так и слабой разработанностью методики проектной деятельности.
Сегодня, как за рубежом, так и в отечественном образовании, сложились условия востребованности метода проектов. Освободившись от ошибок прошлого, метод проектов предоставляет возможности творческой и эффективной деятельности педагогов и учащихся в современном образовательном процессе.
3. Современные подходы к использованию метода проектов в преподавании МХК (искусства).
Художественное воспитание это целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование у учащихся развитого эстетического сознания, вкусов, потребностей, интересов к художественному творчеству. Осваивая мир художественных образов, учащийся способен научиться воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни, человеческих отношениях. Он приобретает возможность ценить добро и красоту в их неразрывном единстве, творить «по законам красоты». Приобретенное в школе эстетическое восприятие действительности поможет в дальнейшем тянуться к прекрасному, духовному, возвышенному как в своей семейной или профессиональной жизни, так и по отношению к окружающей действительности.
Работа учителя МХК в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования. Существуют разнообразные технологии, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика – один из способов, позволяющих реализовывать компетентностный подход в обучении, т. е формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции" в соответствии с Концепцией модернизации российского образования.
Работа над проектами включена в содержание программы «Искусство» 8-9 класс Г.П. Сергеевой Е.Д.Критской и программы «Музыка» 5-7 класс Г.П. Сергеевой Е.Д.Критской. Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в различных формах деятельности вечных тем искусства и жизни.
В европейских языках слово "проект" заимствованное из латыни означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза" и, действительно, этот метод заслуживает внимания, «бросается в глаза» [8, с. 7].
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
3.1. Цели и задачи проектной деятельности.
Основные цели введения метода проектов в практику преподавания МХК:
- создать условия для формирования исследовательских и творческих умений учащихся;
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности и знаний и области предмета;
- подняться на более высокую ступень, образованности, эстетического развития, социальной зрелости.
Использование технологии проектной деятельности позволяет решать следующие задачи:
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
- развитие эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов
- совершенствование способностей к самообразованию;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
- развитие навыков публичного выступления;
- развитие у школьников коллективной творческой деятельности, способности к сотворчеству.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
тематика проекта должна быть актуальной;
проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
необходимо вовлечь в работу всех обучающихся в классе, предложив каждому задания с учетом уровня его компетенций.
В работе над проектом могут взаимодействовать различные формы урочной и внеурочной деятельности, создающие широкую образовательную среду, которая способствует художественно-эстетическому воспитанию школьников.
3.2. Виды проектов.
В зависимости от доминирующей деятельности учащихся в процессе создания проекта выделяются следующие виды проектов:
Практико-ориентированные проекты - дидактический материал по какой-либо теме, создание кроссворда, игры и т.д.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников;
Информационные проекты – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, материалы для стендов и.т.д. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью;
Творческие проекты - такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников проекта, она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь логике совместных действий (выставка, праздник, видеофильм, спектакль, экскурсия, реклама и др.).
Исследовательские проекты - эти проекты подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования.
В практике преподавания МХК используются практически все виды проектов: - практико-ориентированные;
- исследовательские, в рамках которых могут быть информативно - исследовательские проекты - (рефераты, презентации, подкасты, ведение блога по теме проекта) – например: «Жизнь и творчество художника (композитора)», «История художественныхных стилей», «Есть ли у симфонии будущее», «Актуальность нонфигуративного искусства», «У истоков кинематографа» и др. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
- творческие, в их числе: мультимедийные проекты (создание авторских клипов, роликов, создание слайд-шоу на темы музыкальных произведений, свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, просмотренному фильму и т.д.); сценарные проекты (сценарий концерта, театрализованной композиции и др.); игровые - ролевые проекты – инсценировки («ожившие картины», ролевые игры и др). Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
3.3. Поэтапная разработка проектной деятельности.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1) Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы и предпочтения, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить ребятам идею, обсудить ее с учениками.
2) Организация участников проекта.
Сначала формируются рабочие группы, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы способности в том или ином виде искусства. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3) Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, презентации, подкасты, сообщения, доклады, мультимедийные проекты, инсценировки и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4) Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5) Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
3.4. Особая роль учителя – роль помощника, консультанта.
На различных этапах проектирования роль учителя меняется, но главным все-таки остается роль консультанта и помощника. Учитель, являясь координатором, направляет их поиск, т.к. создать хороший проект без дополнительных знаний практически невозможно. А эти знания учащиеся берут не только из уроков и учебников, а и из Интернета.
Использование технологии проектной деятельности создает условия для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих возможностей и логического мышления; позволяет решать задачи по развитию познавательных способностей учащихся, совершенствованию способностей к самообразованию, развитию умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное, развитию навыков публичного выступления, развитию критического мышления у школьников.
Овладение знаниями в области мирового искусства в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. Изменяются ролевые функции учителя и ученика. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией учителя становится консультирование, позволяющее ученику в процессе работы над проектом реализовать свои творческие задумки, логическую технологическую цепочку. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
4. Работа над проектами с использованием ИКТ.
Особый интерес учащихся вызывает проектная деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий, такая как создание мультимедийных проектов, позволяющих работать с разнородными данными - графикой, текстом, звуком, видео.
4.1. . Подкасты – работа со звуком в аудиоредакторе Audacity.
Подкастинг — (англ. повсеместное, широкоформатное вещание) — процесс создания и распространения звуковых или видеопередач (то есть подкастов) во Всемирной сети (обычно в формате MP3, AAC или Ogg/Vorbis для звуковых и Flash Video и других для видео передач). Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания. Для удобного прослушивания подкастов создано множество программных продуктов,
«Термин подкастинг (Podcasting) ввел Адам Карри (Adam Curry), ведущий популярного американского канала MTV. Слово состоит из сочетания слов iPod (Плеер iPod) и cast (Трансляция). Так произошло потому, что пользователи Интернета в индустриально развитых странах предпочитают плеер Apple iPod. Однако теперь для прослушивания аудиофайлы можно загружать в любой MP3-плеер.
Подкастом называется либо отдельный файл, либо регулярно обновляемая серия ресурсов в Интернете.
Этапы создания подкаста:
1) Этап выбора темы
Темой подкаста (радиопередачи) могут стать интересные факты биографии, направление творчества и многое другое. Тщательное обдумывание темы –залог успеха всей работы.
2) Подбор материала
На этом этапе ведется поиск фактологического, художественного и музыкального материала по выбранной теме;
3) Написание сценария
Текст, который будет озвучен при записи радиопередачи;
4). Запись подкаста
1. Изучение работы в программе по электронному учебнику
2. Запись подкаста:
- Запись голоса.
- Импортирование и обработка музыкальных фрагментов.
- Редактирование файла.
- Экспортирование файла в формат mp3. (декодер lame).
4.2. Разработка мультимедийных творческих проектов с помощью программы Movie Maker.
Запись и монтаж мультимедиа на компьютере c помощью программы Windows Movie Maker.
Особенности работы над мультимедийными проектами c помощью программы Windows Movie Maker.
Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.
Мультимедийные проекты – запись и монтаж мультимедиа на компьютере
Windows Movie Maker — бесплатная программа для создания и редактирования видео, которая входит в комплект операционных систем семейства Microsoft Windows
Возможности программы позволяют создавать слайд-шоу из изображений, обрезать или склеивать видео, добавлять специальные видео эффекты переходов и анимационного отображения текста, дикторский текст, музыку (звуковая дорожка), заголовки и титры. Возможен вывод проекта в формат WMV или AVI.
С помощью этой программы учащиеся создают, монтируют и демонстрируют свои проекты прямо на компьютере.
Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.  Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью  различных типов оценки и контрольных точек. Учащиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи. Проекты имеют связь с реальным миром. Темы творческих проектов связаны с художественными и музыкальными предпочтениями учащихся, их внутренним миром. Учащиеся представляют свои творческие работы реальной аудитории. Это дает возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.
5. Особенности работы над творческим проектом-инсценировкой.
Театрализованная форма проекта оказывается очень продуктивной для формирования целостной системы универсальных знаний, поскольку представляет собой художественно-творческий акт, адекватный художественной природе изучаемых явлений. Особенность такого приёма заключается в том, что он опирается на целенаправленный поиск самими учениками исторической и художественной литературы, музыки, которые отражают культуру данного народа в данное время. Театрализация предоставляет школьнику возможность «поиграть» персонажей отдалённых от него громадной исторической дистанцией. Такое «погружение» в эпоху побуждает учащихся более тонко почувствовать культурные ценности, как прошлого, так и настоящего, развить творческие способности.
Форма проекта-инсценировки – «ожившая картина». Выбор картины для работы над проектом был предоставлен самим учащимся и оказался удачным. «Весна» Боттичелли - одно из самых очаровательных, изысканных и поэтических произведений раннего Возрождения. Сюжет картины даёт возможность задействовать в композиции 9 учащихся. Остальные школьники в группах заняты разработкой и подготовкой костюмов и декораций, поиском музыкальных фрагментов, текстов поэтических произведений. В качестве музыкального сопровождения были выбраны произведения из лютневой музыки эпохи Возрождения в переложении для фортепиано, которые исполнял один из учащихся. В центральной части композиции двое персонажей исполняют «Весеннюю песню» И.-С.Баха, которая, хотя и была написана в более позднее время, по настроению очень соответствует образному ряду постановки. Школьники получили возможность проявить свои музыкальные способности, что способствовало повышению личностной самооценки и уважительному отношению участников проекта и зрителей. Боттичелли был любимым художником Лоренцо Медичи, при дворе которого процветала особая изысканная культура, пропитанная новой религией, созданной философом Марсилио Фичино. Философы той поры обращались к античной идее гармонии человека с природой. Произведения Боттичелли проникнуты духом этой эстетики. Школьники, «погружаясь» в эту эпоху открывают для себя утонченный мир медичийской культуры. Используя полученные на уроках МХК знания, они имеют возможность применить их во время работы над проектом. Картина «Весна» навеяна поэзией придворного поэта Анджело Полициано. Учащиеся выбирают для композиции его стихи. Работа над декорацией и костюмами позволяет проявить художественные способности учеников. Форма презентации проекта – театрализованное представление для сверстников – способствует вовлечению зрителей-учащихся в творческий акт, углубляет и расширяет их представления об эпохе Возрождения.
6. Заключение.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование технологии проектной деятельности в процессе обучения позволяет включить школьников в реальную творческую и исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата, развить ключевые универсальные компетенции.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов реализации проектов способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, их способностей, склонностей, интересов.
Проведенная диагностика позволяет сделать вывод, что такая работа интересна учащимся. Они работают с удовольствием и хотят продолжать свою проектную деятельность.
Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области искусства, своими музыкальными впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность искусства и как языка общения.
Проектная деятельность - это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, развития креативности, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, оценки и самооценки работы.

7. Список использованной литературы.
Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000;
Пахомов В.Г. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин», издательство «Учитель», 2004;
Краля. Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Омск, изд-во ОмГУ, 2005, 57 с.;
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000;
Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии»;
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005;
Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. 431 с. ;
Учебное пособие: Intel «Обучение для будущего» – М., 2000;
Фоминова М.А. Метод проектов в системе работы преподавателя курса «Мировая художественная культура». В сб. «Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «искусство» (в помощь учителю).- М.: Фирма МХК, 2001..
Чуракова О.В, И.С.Фишман. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии, Самара,  2002;
Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995;
Использованные Интернет-ресурсы
http://www.iteach.ru/http://www.school.edu.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/подкастинг