Методика обучения ОБЖ в основной средней школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «СОШ № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель высшей категории Дегтярёв А.И.
Цели, содержание и методика обучения ОБЖ в основной средней школе
(5-6 и 7-9 классы)
ФГОС основного общего образования: предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Возможные варианты изучения школа определяет сама.
Почему ОБЖ изучается в этом возрасте?
Нравственная составляющая цивилизации отстает от научно-технического прогресса, что приводит
к недостаточной осознанности, рефлексии своего поведения гражданами, увеличению риска отрицательных последствий их действий.
Смертность от несчастных случаев занимает 3 место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Травматизм является главной причиной смерти человека от 2 до 41 года.
Подростковый и юношеский возраст
Бурное включение человека в социальный мир,
Желание стать взрослым и жить, как взрослый Юношеский максимализм и категоричность НО:
Отсутствие способности предвидеть последствия своих действий и поступков;
Недостаточно развитая рефлексия – анализ и оценка своего поведения;
Отставание в развитии волевой сферы;
Недостаточно умений справляться с ситуацией
Основные цели курса:
Осознание необходимости знать ОБЖ;
Понимать действия государства по ОБЖ;
Установка на здоровый образ жизни;
Осознание зависимости в системе
«человек-природа-общество»;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической позиции;
Формирование способности правильно действовать в опасной ситуации
Принципы отбора содержания курса:
актуальность
для возраста
отражение базовых
понятий
Возможность
актуальность
для возраста
отражение базовых
понятий
Возможность
Формирования
УУД практическая
направленность
Культурологический принцип
Виды деятельности, которые используются в процессе обучения
Репродуктивная поисково-исследовательская контрольно-оценочная
игровая (ролевая, деловая)
Коммуникативная практическая
РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ: приобретение, расширение знаний, запоминание, воспроизведение
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: восприятие, речь-описание, память
ОСНОВНЫЕ РОЛИ:
«зритель», 23566370
«слушатель», «репродуктор»
содержание задания Приоритет психического процесса
Прочитай текст
Ответь на вопросы Перескажи текст Восприятие, внимание
Восприятие, память
Память, восприятие, речь-описание
Репродуктивный тип заданий:
Основные понятия курса:
Здоровый образ жизни, здоровье
(физическое, психическое, социальное);
Чрезвычайная ситуация;
Экологическая чрезвычайная ситуация
Вредные привычки
Безопасность
Предвидение
Факторы опасности в окружающем мире понятия:
Природные техногенные социальные ФО
Природные: землетрясения, сели, штормы, извержения вулкана и пр.
Техногенные: взрывы на предприятиях, авиакатастрофы, кораблекрушения и пр.
Социальные: терроризм, нарушение правил техники безопасности, асоциальное поведение людей.
Национальная безопасность
Медицинские знания и умения:
Репродуктивное здоровье;
Оказание первой помощи при травмах;
Первая помощь при отравлении;
Опасности, связанные с курением, алкоголем, наркотиками;
Поведение при эпидемиях людей и животных
Дополнительно: темы проектов
Особенности методики обучения
1. Условные обозначения определяют метод обучения:
Вспомни. Опора на имеющиеся знания
- Подсказка
459473-232905
Приглашаем к дискуссии
работа в группах
Рубрика «Медицинская страничка»
Цель: расширение представлений о здоровом образе жизни, правилах бережного отношения к своему здоровью, правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях в быту, на природе, на дорогах и улицах и пр.
На пример: «Могут ли продукты защитить от гриппа?»
«Каковы внешние признаки токсикомании?» «Чем опасно
переохлаждение?»
Рубрика «Оцените себя»
Цель: развитие самоконтроля, самооценки, формирование мотивации выполнения правил поведения в среде обитания.
Примеры: Как часто вы употребляете эту еду?
Для работы с рубрикой «Оцени себя» очень важно проводить анонимные опросы.
Они касаются деликатных вопросов и не могут превращаться в «судилища».
Например:
«Курю ли я?»; «Умею ли я общаться?»
Работа с текстом - обязательный структурный элемент урока.
Обязательное дидактическое условие: постановка цели (мотива) чтения как предпосылка смыслового чтения. Читая текст, обрати внимание на…
Читая текст, найди ответ на вопрос…
Учебный диалог («Приглашаем к дискуссии»).
Основа диалога: проблема, проблемный, дискуссионный вопрос
Типы проблемных ситуаций:
Проблема в условиях выбора (задания - тесты ):
«Выбери ответ».
Проблемные ситуации – ловушки:
«Все ли правильно?», «Что не
так?"
Проблемы, требующие построения алгоритма
«Какие «шаги» мы должны сделать?»
Проанализируем сюжеты фотографий
(обсуждение проблемы на основе иллюстративного материала)
Выскажем свое мнение: влияет ли шум на здоровье человека. Какие из шумов наиболее опасны для организма?
Проанализируем высказывания.
Сформулируем правила успешного общения.
Отметь ложные высказывания при ответе на вопрос «Что такое коллективная деятельность?»
Выбери ответ на вопрос «Кто такие фанаты?», приведи доказательства истинности этого суждения.
4444899670623
«Оцените сюжет картины Я. Стена Пьяницы (1660 г.) Какие чувства вызывают герои этой картины? Можно ли сказать, что они потеряны для общества?
Использование наглядной информации для творческих работ
Составьте информационный текст-репортаж по картине «Последний день Помпеи»
К. Брюллова
Практическая работа
(как урок или структурная его часть):
Формирование правовой культуры - работа с документами.
Формирующие умения работать с информацией - анализ, классификация, обобщение, формулировка суждения, вывода.
Становление практических умений и навыков (на основе медицинских, психологических, технологических знаний).
Примеры:
Работа с документами – структурный элемент урока
Цель: формирование правовой культуры
Примеры:
Законодательство РФ о противодействии
терроризму (отдельные статьи)
Законодательство РФ о противодействии
экстремизму (отдельные статьи)
Доклады МЧС и техногенных чрезвычайных ситуациях
Документы Минздрава – список запрещенных веществ (наркотических, психотропных)
Анализ реальных ситуаций (Бислан; Япония «Фукусима-1», лесные пожары в Сибири, взрывы жилых домов в Москве)
2857500109728000Проанализируйте «пищевую пирамиду», сделайте вывод, какие продукты должны преобладать в рационе питания?
Проанализируйте информацию, которая расположена на этикетке. Если указаны пищевые добавки, оцените, не относятся ли они к запрещенным, опасным
Возможное представление информации в графическом виде: таблице, схеме, диаграмме.
Например:
Положительное влияние физкультуры на организм человека
34923994318
_________
_______ _________
Заполни таблицу: распредели знаки ДД
Запрещающие Предупреждающие
Нарисуй диаграмму по результатам опроса одноклассников: отношение к алкоголю
125730041148000
Заполни схему «Цели общения»
Практические работы, формирующие умения действовать в различных ситуациях.
Примеры:
Учимся снимать напряжения с разных групп мышц (выполняем упражнения).
Действия в условиях аварийной посадки самолета
Составляем программу поиска потерявшегося туриста.
Как оказать помощь при ушибах и переломах. Как провести искусственное дыхание.
Структура практической работы по формированию практических действий, умений-навыков поведения в опасной ситуации:
Упражнения на формирование способности оценивать обстановку.
Составление алгоритма действия в данной ситуации.
Определение мгновенных и отсроченных действий.
Различные формы организации обучения
Парная работа Работа в группах
Например:
Группа предлагает план организации жизни подростка. Экспертная группа оценивает результат работы.
Докажите истинность (ложность) суждения «В отличии от резкого света шум коварен, против него организм не защищен»
Группа выбирает картину и составляет рассказ-рассуждение «Особенности грозы как явление природы»