Сообщение на тему: Организация предметно-развивающей среды на основе особенностей группы и приоритетного направления

«Организация предметно-развивающей среды на основе особенностей группы и приоритетного направления»
воспитатель МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 8 «Аистенок»
Микляева Оксана Викторовна

Создавая «среду обитания» для детей-дошкольников, необходимо прежде всего уделять внимание её развивающему характеру, обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей.
В нашей группе мы старались продумать , рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметно-игровая среда группы организована соответственно возрасту детей, таким образом, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом.
Всё игровое пространство распределено на зоны-уголки, которые доступны детям: игрушки, игры, кубики, строительный материал. Предметно-развивающая среда в группе организована на основе принципа гибкого зонирования, который заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими желаниями и интересами свободно заниматься в одно и тоже время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, сюжетно-ролевой игрой, дидактическими играми, физкультурой, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определять содержание деятельности, распределять своё время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
В группе организованы следующие «уголки»:
Художественно-творческий. Дети знают, где взять бумагу, карандаши, краски, пластилин для свободного творчества.
Книжный уголок. Дети могут полистать любимую книжку, посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
Уголок дорожной безопасности. Дети закрепляют правила дорожного движения, организуют с помощью воспитателя сюжетно-ролевые игры «Перекрёсток», «Наша улица».
Спортивный уголок для развития основных видов движений и ходьбы, в котором располагаются мячи разных размеров, спортивные игры «Кольцеброс», кегли.
Уголки для организации сюжетно-ролевых игр «Больница» ( «Поликлинника»), «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», в которых располагаются игрушечная мебель, посуда, куклы, соответствующие атрибуты.
Математический уголок, где располагаются дидактические игры, дидактический материал, картотека дидактических игр по развитию элементарных математических представлений детей.
В предметно-пространственную среду группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Аквариум и растения , находящиеся в группе, помогают детям приблизиться к миру природы. Они учатся рассматривать различные растения, вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании детей, вызывает у них чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его с удовольствием, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Важно, чтобы предметная среда имела характер незамкнутой системы, способной к изменению и корректировке, и самое главное, развитию. Поэтому, мы стараемся пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребёнка.
Организацию деятельности детей в предметно-развивающем пространстве я считаю эффективной формой воспитательно-образовательной работы с детьми. Свои занятия я провожу с малой подгруппой детей в различных игровых зонах. Это способствует созданию благоприятной обстановки ( комфорта), делает процесс усвоения знаний непринуждённым и интересным. Самостоятельную деятельность детей направляю на формирование дружеских взаимоотношений между детьми.
15