Консультация для педагогов Ознакомление с миром природы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
Тема: ознакомление с миром природы (живая и неживая природа)
Природа всегда находится в единстве с человеком. Научить ребенка видеть прекрасное, чувствовать красоту. Воспитывать любовь к своей земле. И первые, кто учит этому детей – это педагоги детского сада. Но главное, все это приходит к ребенку постепенно и из года в год ребенок узнает все новое и новое.
Дети от 2-3 лет. Первая младшая группа.
Знакомить детей с доступными явлениями природы. Помочь детям замечать красоту природы в разное время года. Учить основам взаимодействия с природой. Формировать элементарные представления об изменениях в природе. Отмечать сезонные изменения.
Пожелтели листья, стало холодно, идет снег.
Потеплело, тает снег, лужи.
Яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Различать некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида)
Дети 3-4 лет. Вторая младшая группа.
Расширять представления детей о живой, неживой природой.
Познакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, с цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать и мачеха). Познакомить с комнатными растениями (герань, традисканция). Проводить элементарные опыты, дать представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности людей. Дети учатся понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полито, оно может засохнуть). Дети знакомятся с правилами поведения на природе.
Дети от 4-5 лет. Средняя группа.
Расширить представление о природе.
Познакомить детей с представлениями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения. Расширять представление детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук и т.д.).
Закрепить знания детей о травянистых и комнатных растениях (хлорофитум, герань, бегония, примула). Познакомить со способами ухода. Учить называть и узнавать 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен).
Провести элементарные опыты с песком, глиной, камнем. Организовать наблюдение за птицами и подкармливание их.
Учить детей замечать изменения в природе. Рассказать об охране растений и животных. Учить называть изменения в природе.
Осенью принимать участие в сборе семян растений.
Зимой рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Дать представление о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, а в теплом помещении тают.
Весной рассказать, что многие комнатные растения зацветают.
Летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды, у детенышей подрастают детеныши.
Дети 5-6 лет. Старшая группа.
Расширять и уточнять представление детей о природе.
Закреплять представление о растениях ближайшего окружения:
деревьях, кустарниках, и травянистых растениях. Познакомить с понятием
«лес», «луг», «сад». Продолжить знакомить с комнатными растениями.
Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления детей о диких животных – где живут, как добывают пищу, готовятся к зимней спячке. Познакомить с новыми птицами (ласточка, скворец), с представителями пресмыкающихся и насекомых (пчела, комар, муха).
Формировать представления детей о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять ее: учить устанавливать причинно-следственные связи (сезон – растительность – труд людей). Показать взаимосвязь живой и неживой природы. При сезонных наблюдениях (новые понятия).
Осень – похолодание и сокращение дня изменяет жизнь растений, животных и человека.
Зима – познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна – наблюдение гнездования птиц (ворон).
Лето –влияние тепла, солнечного света на жизнь людей, животных (природа расцветает).
Дети 6-7 лет. Подготовительная к школе группа.
Расширять и уточнять представление детей о деревьях, кустарниках, растениях луга, сада, леса. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенки, листьями, усами). Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и т.д.).
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных, пресмыкающимися. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (шипение, брызги).
Расширять знания о насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи – в муравейниках, пчелы – в ульях). Сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Формировать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, наблюдать такие явления как иней, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые-опылители растений, то растения не дадут семена).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, почва, вода, лес. Все это благоприятно сказываются на здоровье человека.
При сезонных наблюдениях (новое).
Осень – показать обрезку кустарников, рассказать для чего это делают. Высадка астры, настурции в горшки. Собирать природный материал для поделок.
Зима – обратить внимание на рябину, долго сохранять плоды. Рассказать, что 22 декабря – самый короткий день в году.
Весна – знакомство с термометром, принимать участие в высадке деревьев. Пересаживать комнатные растения способом черенкования.
Лето – использовать народные приметы. 22 июня – день летнего солнцестояния (ночь удлиняется, а день идет на убыль). Знакомство с трудом людей на полях, садах, огородах.
Все это имеет огромное эстетическое влияние и объединяет детей как подлинных наследников всего прекрасного.