Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Класс: 6
Урок № 22. Дата:
Раздел: Композиция.
Тема:Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Практическая работа: Разработка дизайна интерьера комнаты «Моя комната».
Цели урока:
Образовательные: Расширить знания об архитектуре, единстве художественного и функционального значения.
Развивающие: Развивать пространственное мышление, творческое воображение.
Воспитывающие: Развивать эстетический вкус, положительное отношение и интерес к искусству архитектуры и дизайну интерьеров.
Оборудование: Иллюстрации, эскизы, работы учащихся, альбом, художественные материалы.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический
Ход урока.
1.Организационная часть. Приветствие. Проверка явки учащихся, заполнение классного журнала; проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся темы и плана урока.
2.Актуализация.
3. Сообщение новых знаний.
Под интерьером понимается внутреннее пространство архитектурного сооружения в целом или отдельных его частей.
Понятие интерьера включает, с одной стороны, архитектурные формы помещения, а с другой — комплекс его оборудования и декор, которые должны быть органично связаны с общим архитектурным замыслом.
Художнику, занимающемуся оформлением интерьера, необходимо знать закономерности его построения. Проектируя предметы обстановки и убранства помещения — мебель, декоративные ткани, осветительную арматуру, декоративную скульптуру, керамику и т. п., художник должен мыслить все вещи в определенном конкретном интерьере и уметь нарисовать этот интерьер.
Проектируя убранство интерьера, нужно помнить, что ведущим началом в нем является архитектурная форма, а назначение декора — лишь дополнять и подчеркивать ее.
Архитекторы, создавая проекты зданий, решают одновременно утилитарные и эстетические задачи. Проектируя предметы для интерьера, художник ставит перед собой те же цели. Поэтому мебель и другие элементы интерьера как объемы должны быть увязаны с пространством помещения, подчинены ему и общей архитектурной идее.
Начинающий художник, если он готовится работать в декоративно-прикладном искусстве, т. е. в области, наиболее тесно связанной с интерьером, как уже говорилось, должен уметь хорошо рисовать его. Рисуя интерьер, будущий художник привыкает ориентироваться в больших и глубоких пространствах, что будет необходимо ему в дальнейшем при работе над композицией.
Рисование интерьера имеет свои особенности. Если, рисуя натюрморт или пейзаж, учащийся наблюдал натуру снаружи, на некотором расстоянии от нее, то при рисовании интерьера он находится или должен представить себе, что находится внутри большого замкнутого пространства. Формы этого пространства всегда различны, но могут быть уподоблены геометрическим: кубу, цилиндру, параллелепипеду и т. д., или рассматриваться, как сочетание нескольких геометрических форм.При рисовании интерьера особое внимание надо обратить на выбор места, откуда натура хорошо смотрится, лучше всего видны ее характерные свойства. Натура, как уже говорилось, должна быть в поле ясного зрения, т. е. находиться от рисующего на расстоянии большем, чем двухкратная ее высота. Соответственно и выбирается точка наблюдения. Рисовать лучше небольшой участок комнаты, а отходить в самый дальний угол. Но даже в небольших помещениях не следует брать натурой половину комнаты с тремя стенами, полом и потолком, так как глаз не может охватить это пространство, и перспективные сокращения будут казаться неестественными.
При рисовании интерьера по памяти или по представлению, можно изображать почти всю комнату или залу, за исключением одной из ее сторон, но для этого рисующему надо представить, что он находится за стеной, на определенном расстоянии от нее. По этому принципу строятся декорации внутреннего вида помещений на сцене театра, таким способом пользуются архитекторы в эскизах интерьера и художники прикладного искусства в эскизах и проектах оформлений его, показывающих место и роль предметов, украшающих интерьер.
Различаются два основных положения стен прямоугольной комнаты по отношению к картинной плоскости.
Дальняя стена параллельна картинной плоскости (фронтальна к лучу зрения), следовательно, ограничена вверху и внизу горизонтальными линиями, а с боков — вертикальными. Боковые стены, сокращаясь, направляются (в главную точку схода, лежащую на линии горизонта Комната находится под случайным или «косым» углом к картинной плоскости, когда можно изобразить только две стены: при этом» горизонтальные края их изображаются наклонными линиями, направляющимися к горизонту в две точки схода.
Если надо передать в рисунке конструкцию формы помещения, пространственные и количественные соотношения его элементов, архитектурного убранства, мебели, достаточно средств линейного рисунка. Если же нужна более полная характеристика интерьера, например, хотят передать характер освещения, различный материал и т. д., на помощь приходят средства светотеневого и тонового рисунка.
Натюрморт освещается чаще всего или лампой или дневным светом из окна: в интерьере освещение строится более сложно. Если в комнате несколько окон, освещенность, чередуясь в пространстве, то увеличивается, то уменьшается. Когда зала освещена отраженным светом многих ламп, свет может или распределяться сравнительно равномерно, по всему пространству, или концентрироваться в одном месте и ослабляться в другом. Бывает освещение еще более сложное. Большая глубина пространства также влияет на силу освещенности, т. е. на контрастность, которая естественно ослабляется с удалением предмета от точки наблюдения.
4.Физминутка.
5.Практическая работа учащихся: Разработка дизайна интерьера комнаты «Моя комната».
6.Анализ работ, завершение урока.
7.Сообщение задания на дом: Закончить рисунок своей комнаты в цвете.