Проектирование предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Структурное подразделение
МАОУ «Староартинская средняя общеобразовательная школа» –
– детский сад с. Старые Арти









«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды
в детском саду в соответствии
с ФГОС ДО»
(Практический семинар для воспитателей детского сада)





Разработчик:
Агейкина Наталья Валерьевна, старший воспитатель структурного подразделения
МАОУ «Староартинская средняя общеобразовательная школа» – детский сад с. Старые Арти







2015 год
Практический семинар по теме: «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Форма проведения – аукцион педагогических идей
Задачи:
1.      Определить понятие «развивающая предметно-пространственная среда», элементы, принципы построения, особенности;
2.      Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения  разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, развития в соответствии с ФГОС ДО.
1 часть вводная:
Начинаем заседание  практического семинара по теме «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Планируем мы его провести в форме «аукциона педагогических идей».
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ  на сегодняшний день стоит особо актуально.
В детских садах создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Давайте сейчас подумаем, какие слова, ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слова РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. Что это?
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» пытались определить учёные, философы и педагоги. Послушаем, что они подразумевали под этим понятием.
Педагоги зачитывают на карточках:
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.
Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко– считают, что насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.
М.Н. Полякова считает, что в предметно-развивающей среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
У С.Л. Новосёловой понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Вот такие разные понятия развивающей предметно-пространственной среды мы услышали.
Рассмотрим, что нам предлагает ФГОС ДО
Стандарт определяет РППС, как часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Цели организации (РППС ДОО):
обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.
Опирается на нормативную базу:
Концепция содержания непрерывного образования
Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013
Психолого-педагогические требования Минобрнауки России
Письмо Минобрнауки России №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»
Требования безопасности
ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями)
ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства»
ФГОС ДО
ФЗ №1155 от 17.10.2013
Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012
ФЗ №185 от 02.07.2013
ФОРМИРОВАНИЕ РППС ДОО ориентировано на:
Возрастные особенности психического развития
Задачи
Образовательные области
Потребности
При организации РППС необходимо учитывать:
гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);
наличие физкультурного и музыкального залов;
наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;
наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.
РППС в ДО должна быть насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке; должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программ.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.); наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды предполагает: соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на мебель, игрушки и материалы должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Ожидаемые результаты
Дошкольная организация получает РППС, обладающую следующими качествами:
Психологическая, физическая и функциональная безопасность;
Правильная возрастная адресация;
Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);
Функциональная (игровая) привлекательность;
Возможность организации коллективной деятельности;
Развивающие возможности;
Эстетическая ценность;
Методическая обеспеченность;
Долговечность.
2 часть практическая
Уважаемые коллеги, сейчас мы переходим к практической части нашего семинара.
Вам необходимо разделиться по желанию на 3 примерно равные подгруппы по возрастам (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст).
Командам раздаются листочки с заданиями.
Задание 1 Командам раздаются листочки с заданиями.
Выполняя 1 задание вам необходимо в течение 1 минуты вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте карточки. Речь пойдёт об особенностях РПП среды в разных возрастных группах. После выполнения задания представитель от каждой команды зачитает получившийся текст.
Каждой команде нужно в течение 1 минуты вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте карточки. Речь пойдёт об особенностях РПП среды в разных возрастных группах. После выполнения задания представитель от каждой команды зачитает получившийся текст.
1 команда. Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в .
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с и со ...., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль .. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит . благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ.  Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей и .. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного .. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда. Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя . среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься . делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, . познавательную деятельность развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.


Правильность выполнения задания мы проверим с помощью слайдов
Задание 2 (общее для всех команд)
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие: 1- ; 2 - ; 3 - ;
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: 1 - 2 - 3 –
Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие: - пространство; - время; - предметное окружение. Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: 1 – рабочая 2 - активная 3 - спокойная
Чтобы проверить правильность выполнения задания посмотрим слайды.
Выполняя предыдущие задания мы с вами вспомнили особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах детского сада.
Далее мы рассмотрим РППС исходя из направлений развития ребенка (образовательных областей).
Центры по направлениям (образовательным областям) могут быть:

Таблица 1
Примерные центры по направлениям развития ребенка

Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие:

Центр ПДД
Центр пожарной безопасности
Центр труда, уголок дежурств
Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
- Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
- Центр сенсорного развития
- Центр конструктивной деятельности
- Центр математического развития
- Центр экспериментирования
- Центр речевого развития или уголок речи грамотности
- Центр «Будем говорить правильно»
- Центр «Здравствуй, книжка!»
- Логопедический уголок
Центр ИЗО или уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально-театрализованной деятельности
- Центр физического развития
- Центр сохранения здоровья
Спортивный уголок «Будь здоров!»


Учитывая требования ФГОС ДО к РППС, Мы с вами остановимся на организации РППС по познавательному развитию.
Задание 3.
Я предлагаю снова поработать в подгруппах в соответствии с возрастом детей, заполнить таблицу 2 (матрицу), т.е. спроектировать РППС по возрастам по одному из направлений познавательному развитию. На задание отводится 7 минут, затем мы совместно рассмотрим каждый центр в разрезе всех возрастных групп.
Таблица 2
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды
в разных возрастных группах по познавательному развитию


Младший возраст
Средний возраст
Старший дошкольный возраст

«Мы познаем мир»
или
«Уголок краеведения»
Картинные лото для ознакомления с жизнью птиц, животных (медведь, заяц, лиса, белка, еж), с их внешним видом, с видами овощей (огурец, помидор, морковь), фруктов (яблоко, груша). Наглядно дид. пособия с реалистичным изображением растений, животных. Наборы дидактических карточек для формирования представлений о сезонных изменениях
В среде используется знаковая символика, придуманная совместно с детьми – модели для обозначения предметов, действий, последователь -ностей (последовательность деятельностей в течение дня в детском саду) чтобы ребенок запомнил свой адрес, улицу, село, создают схему, на которой обозначают детский сад, вписывают названия улиц, размещают другие здания, которые есть в округе.
В группу вносятся герб города, области, герб и флаг страны. Вносятся самодельные газеты о путешествиях по родным местам с родителями. На карте отмечается место нахождения детского сада, а так же те места (в стране, мире) в которых побывали дети группы, рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, людях, и их обычаях, фотографии.

Мир человека
Фотографии и картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут) с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Могут быть фотографии самого ребенка, его семьи.
Организуются выставки фотографий, плакатов, подборки иллюстраций, фотографий («Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь» и др.»).
Метки на стене «Я расту» - повод для обсуждения: кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок, кто растет быстрее, кто медленнее. Семейные газеты об увлечениях, о предпочтениях, о традициях и др.

«Центр сенсорного развития»
Предметы чистых цветов, четких не сложных форм, разных размеров, выполненные из разнообразных (но безопасных материалов.
Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и др. свойства.
Могут быть представлены предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств:
слух -музыкальные инструменты, шумовые предметы; рассматривание – книги, картинки, калейдоскопы; баночки с ароматизированными веществами можно понюхать.


«Центр конструктивной деятельности»
Разнообразные наборы конструктивные и строительные (напольные и настольные), легкий модульный материал разных форм, цвета и размеров (мягкие модули).
Разнообразные большие коробки, обклеенные вили окрашенные в разные цвета.
Увеличивается количество крупного модульного материала, для самостоятельного изменения пространства детьми. Каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, ширмы. Усложняются форма деталей, способы их крепления, появляются тематические наборы («Город», « Поезд» и др.)
Конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов (пластика, дерева, металла), напольные, с разными способами крепления деталей, разной тематики. Разнообразные схемы-образцы построек, альбомы с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

«Центр математического развития»
Игры типа «Парные картинки», «Лото», мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4 – 12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения. Разные мягкие конструкторы на ковролиновой основе для организации игр (сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу).
Игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12-24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Примерно 15% игр должны быть для старшего возраста, чтобы дать возможность детям опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Игротека. Дидактические, развивающие, логико-математические игры, направленные на развитие логических действий сравнения, классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме-модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование, чередование и др. игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый – лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия». Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Игры с правилами соревновательного характера: лото, домино, маршрутные игры («ходилки»), вызывающие интерес детей, желание играть без участия взрослого.


«Центр экспериментирования»
Стол с водой и песком; совочки, кленка, комплект защитной одежды, контейнеры с емкостями для переливания воды


По мере необходимости вносятся: глина, краски, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и др.)
Представлены постоянно: (то же что и в мл. возрасте);
игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной,
дополнительно внесены бумага и ручка для самостоятельных зарисовок.
Оборудование для экспериментирования с шарами, подвесами, водой, природными материалами. Для демонстрации детям различных возможностей инструментов, помогающих познавать мир, вносится микроскоп


Вывод:
Таким образом, развивающую предметно-пространственную среду мы должны организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы среда развивала, представляла интерес для ребенка, подвигала его к действиям, исследованию. Мы должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Задание 4. (задается до экскурсии, выполняется после экскурсии). Для более качественной реализации Основной образовательной программы нам необходимо продолжать создавать РППС, руководствуясь основными положениями ФГОС ДО. Чтобы определить перспективу работы по этому направлению, я предлагаю вам 3 листа бумаги (на каждую из групп), вы должны записать все свои пожелания и предложения. Каждая группа записывает только те предложения, которых нет в приходящей карточке. Таким образом, у нас будет выработана общая перспектива по оснащению и построению РППС в нашем ДОУ.
3 часть. Аукцион педагогических идей
(выступление педагогов 1 младшей, второй младшей, средней и старшей групп с презентацией о РППС, созданной в их группах).
4 часть. Часть. Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ"
На магнитной доске рисуется мишень, которая делится на три сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.
1-й сектор – оценка содержания;
2-й сектор – оценка своей деятельности;
3-й сектор – оценка организации семинара.
Каждый участник маркером три раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

- Всем спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!













$ђ Заголовок 2 Заголовок 315