Урок по теме «Великий князь Александр Ярославич Невский. Борьба русских земель против экспансии Запада.»
Заявка
на участие в районном конкурсе педагогических разработок «Урок года – 2014»,
в номинации « Урок с применением ИКТ»учителя истории МБОУ «Чулковская СОШ» Ореховой Г.Н.
Пояснительная записка
Предмет «История Россия» в 6 классе охватывает период с древнейших времен до конца XVI века
Урок 13 по теме «Великий князь Александр Ярославич Невский. Борьба русских земель против экспансии Запада.» входит в раздел «Политическая раздробленность Руси».
Цель урока: Сформировать представление о роли Александра Невского в истории России через активную деятельность учащихся с историческими источниками ,картами и картосхемами.
Задачи урока:
- Формирование гражданской идентичности ,чувства гордости за свой народ.
- Продолжить формирование основных умений: самостоятельной работы с источником, исторической картой и схемами , отбора материала и его обобщения.
- Охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики князя Александра Ярославовича.
Тип урока – комбинированный
Формы работы учащихся: работа в группах, с картой, картосхемами, творческо-исследовательская и индивидуальная работа, дискуссия.
Необходимое техническое оборудование: Интерактивный комплекс, интернет.
Ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые ууд
Время
1
Организационный этап
1.Создание доброжелательной обстановки.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
3.Постановка цели и задач урока
-формирование ответственного отношения к учению;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
2мин.
2.
Проверка домашнего задания
Проверка проводиться по вопросу к §22
Ответы на вопросы учителя
-формирование ответственного отношения к учению.
5 мин
3.
Мотивационный
Активизация познавательного интереса к изучению нового материала
№1 «Борьба русских земель против экспансии запада» п.2
Учитель задает учащимся проблемный вопрос:
« У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив- чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги» ( М.И.Хитров, историк 19 век).
Вопрос:
« Почему память об Александре Невском сохраняется в веках?»
Учащиеся формулируют цель: Выяснить в чем проявился полководческий талант А. Невского
- умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.
3мин
4.
Изучение новой темы
№2 «Борьба русских земель против экспансии запада» п.3,п.4
№3 « Золотая Орда и Русь» (п.5)
Учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах:
1.Делит класс н три группы
- 1 группа- «Родословная великого князя Александра Ярославича»
- 2 группа – «Житие Александра Невского»
- 3 группа – летопись, мнение историков, учебник.
2. Обеспечивает заданием и источниками, картами
3. Дает рекомендации в группах по работе с ЭОР
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Группы:
1.Личность великого князя Александра Ярославича
2.Полководец Александр Невский
3. Великий князь Александр Ярославович-политик
Задания:
1 группа – подготовить рассказ о князе Александре Ярославиче ( его родословная, жизнеописание, качества личности)
2 группа- подготовить рассказ о военных подвигах Александра Ярославича( В чем проявился полководческий талант князя в борьбе с немецкими и шведскими феодалами?);
ЭОР № 2 (п.3,п.4)
3-я группа- подготовить рассказ об отношениях Александра Невского с Золотой Ордой( В чем проявлялась его осмотрительная политика, как вы оцениваете события 1257 года в Новгороде?
ЭОР №3(п.5)
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории России.
25мин
5
Рефлексия
Учитель организует дискуссию по вопросу:
«Почему память об Александре Невском сохраняется в веках?»
Ученики обобщают полученные знания, обмениваются мнениями
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
-умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
3мин
6
Домашнее задание
§23, вопросы к нему
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
2мин
Приложение к плану – конспекту урока:
Великий князь Александр Ярославич Невский. Борьба русских земель против экспансии Запада.
Таблица 2.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Борьба русских земель против экспансии запада
(п.2)
информационный
Портрет А. Невского, аудио прослушивание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.
Борьба русских земель против экспансии запада
(п.3,п.4)
информационный
Картосхема, аудио прослушивание, иллюстрация сражения на Чудском озере, видео фрагмент «Невская битва»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3
Золотая Орда и Русь( п.5)
информационный
Карта
« Путешествие Александра Невского из Новгорода Великого в столицу Монгольской империи Кара-Корум в 1248-1249 годах»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15