Технологическая карта урока Планировка кухни — столовой

Технологическая карта урока


Абдулова Наталия Львовна
МБОУ СОШ № 7

Учебный предмет: технология
Класс: 5
Автор УМК: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2012.
Тема урока: «Интерьер и планировка кухни-столовой».
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели урока:
Предметные:
дать начальное представление об интерьере дома, о кухне;
познакомить с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним;
познакомить с правилами размещения мебели и оборудования на кухне.
познакомить с цветовым решением кухни.
Метапредметные:
развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;
мыслительные операции – сравнение, классификация.
Личностные:
Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса;
Формирование сознательного подхода к выбору профессии.
Методическое оснащение урока
1.Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран
2.Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме, карточки с заданиями.
3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word,
Инструменты и материалы (для учащихся): лист бумаги в клетку, шаблоны оборудования кухни, карточки с заданиями, карандаш, линейка, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.





Структура и ход урока:
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся

УУД

Время
(в мин.)

Мотивация к деятельности
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
Слайд 2.
- Ребята, я хотела бы узнать, какое у вас настроение. Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению.



(Детям раздаются лучики, которые они прикрепляют к тому смайлику, который подходит к его настроению)

Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.









Коммуникативные
умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем













2

Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии



- Ребята, закройте глаза. Представьте себе благоприятную обстановку, уют, комфорт, удобство.

- Что вы представили?









- Всем нам хочется проводить свой день в удобных для нас условиях. Окружающая нас обстановка оказывает непосредственное влияние на наше настроение, самочувствие и общее психологическое здоровье.

- Ребята, где нам больше всего хочется расслабиться, отдохнуть со своей семьей, забыть на время про все свои проблемы, трудности?

-Конечно же, дома. Не зря говорится в народе: «Мой дом – моя крепость».

- Скажите, из скольких помещений состоят наши квартиры, в том числе и однокомнатные?


- Какой главный рабочий кабинет хозяйки в квартире, а также место, где за общим столом собирается вся семья?

- Сегодня мы будем с вами рассматривать комнату в квартире, где всегда царит особое тепло, исходящее не только от горячих блюд, но и от благодарных сердец наших близких. Здесь семья может отдохнуть от тяжелого трудового дня, здесь ведутся самые задушевные разговоры, здесь присутствует самые ароматные запахи. Иными словами, хорошая кухня всегда притягивает к себе. А значит - следует оформить ее грамотно, чтобы еще сильнее подчеркнуть красоту этого помещения в доме.

- Ребята, а как ее оживить?.. Как создать вместо унылого зрелища красоту, стиль и комфорт?

- Преобразование обычного помещения, будь то гостиная, коридор или кухня, в красивый, уютный, комфортабельный и надежный дом или рабочий кабинет – задача непростая, но очень увлекательная и вполне осуществимая.

- Что необходимо знать, оформляя помещение?

Учитель выслушивает версии детей.
-Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос? В чём проблема?
Предполагаемые ответы:
Удобное расположение мебели, современная бытовая техника, тихий семейный ужин, любимые цветы, компьютер, мурлыкающий кот, чистота и порядок, любимая музыка, телевизор и т.д.






Дома



Предполагаемые ответы:
Прихожая, большая комната, ванная и туалет, кухня, балкон или лоджия.

Кухня










Высказывают свои предположения






Высказывают свои предположения
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Познавательные:
Строить высказывания в устной форме.




Личностные
участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные
умение определять цель деятельности на уроке/









5

Постановка цели
Цель этапа:
подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели













Послушайте стихотворение, оно шуточное, но связано с темой нашего урока.

На кухню впихнули, всего-то немножко -
Два кресла, диван, и корзину с картошкой,
Обеденный стол, табурет, холодильник,
Три книжные полки, гамак и будильник,
Разделочный стол, телевизор и тумбу,
Рассаду, что высадим летом на клумбу,
Три шкафа на стену и вытяжку рядом,
Картину, со спелым на ней виноградом,
Фритюрницу, блендер, а также плиту,
Кусачки, отвертки, электропилу,
Еще кофеварку и микроволновку,
Два тостера, миксер, простую бечёвку,
Машину для стирки, стандартную мойку,
Сушилку, впихнули двуспальную койку,
Торшер, магнитолу, огромную люстру
И бочку, чтоб осенью квасить капусту,
Цветы на окно, одеяло, подушки,
Аптечку, фонарик, стеклянные кружки,
Кастрюли, тарелки и чайник в придачу
А разве А разве на кухне бывает иначе?
(автор - Дмитрий Усынин)

Может ли на кухне быть иначе? Как вы думаете, чем необходимо заняться хозяевам дома, про который написано это стихотворение?
Верно, им необходимо выполнить планировку интерьера кухни.

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем все секреты оформления комнаты, а в частности кухни.

Слайд 3
- Сформулируйте тему урока.































Высказывают свои предположения







Формируют тему и цель урока



Познавательные
формирование логических действий
Регулятивные
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
умение сотрудничать в совместном решении проблемы.






3

Построение
проекта выхода
из затруднения
Цель этапа:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме







- У нас у каждого в помещениях имеется своя мебель, бытовая техника, свое декоративное оформление, своя цветовая гамма. Но ведь наличие всего этого имеет определенное название, определение. Как вы думаете, что это за название и дайте ему определение?



- Как вы думаете, с какого времени берет свое начало интерьер. Когда начали его создавать люди?


- Все ли мы одинаково оформляем свои помещения, расстанавливаем мебель и т.д.
· и почему?







- Ребята, как вы думаете, что такое стиль.












Интерьер и планировка кухни - столовой.
А что такое интерьер? Планировка?
Интерьер – это внутреннее убранство и устройство помещения.
Кухня - помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи.
Планировка - это размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы.
Планировку сначала необходимо выполнить на бумаге, т. е. нарисовать схему кухни. Чтобы выполнить планировку необходимо знать несколько правил оформления интерьера кухни. Современная кухня должна отвечать двум основным критериям – быть экономичной и комфортной. Ведь это, по сути, рабочее место хозяйки и планировать его нужно ориентируясь на удобство. Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами планировки кухни, с правилами размещения оборудования. Эти знания вам пригодятся в будущем при оформлении своего дома.
слайды № 4, 5
Требования к кухне .

К современной кухне предъявляются определенные требования:
Эргономические – это требования, которые обуславливают удобство пользования оборудованием и мебелью.
Эстетические – это гармоничное сочетание в интерьере цвета, фактуры и формы предметов.
Санитарно-гигиенические – это здоровый микроклимат в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума.




- Оформление кухни - дело серьёзное и интересное. Что нужно сделать, прежде чем начать ее обустройство (расставить мебель)?






- Давайте выясним, как можно размещать мебель на кухне.

Предлагает работу с учебником «Варианты размещения мебели на кухне» Слайды 6-10

- Какие существуют варианты размещения мебели и от чего они зависят?


- Скажите, чем отличается одно помещение от другого и какое помещение оформлено более удачно?


Слайд 11
Задание (карточки): Работа по вариантам. Определить вариант размещения оборудования, мебели на кухне?


- Понятно, что ни одна кухня не представляет свое присутствие без мебели и оборудования. А как она должна быть расставлена?










Задание: Определить рабочий треугольник кухни (работа по карточкам)


- Для чего необходимо соблюдать рабочий треугольник на кухне?

- Теперь попробуем выполнить творческое задание. Внимание на экран.
Слайд 12

- Умело используя свойства цвета, вы добьетесь в своем жилище гармонии и уюта. Ребята, вы знаете, что все цвета делятся на теплые и холодные. Давайте с вами вспомним, какие цвета холодные, а какие теплые. Внимание на экран, все вместе вспоминаем и проговариваем правильный ответ.

Слайд 13

- Подумайте, когда при оформлении комнаты можно использовать холодные цвета, а когда теплые?

- У вас на столах лежат карточки. Возьмите цветные карандаши и выполните задание.

Создайте красивый интерьер кухни с помощью цветового решения.




Отвечают на вопросы учителя






Предполагаемый ответ учащихся:
Интерьер – это расстановка мебели, техники, картин, цветов, освещение, и т.д.
Ранее подготовленный ученик рассказывает историю интерьера

Отвечают на вопрос

Предполагаемый ответ:
Стиль – это оформление помещения в определенном вкусе.













































Отвечают на вопрос учителя Предполагаемый ответ:
Определиться с местом их расположения. Распланировать.



Работа с учебником



Отвечают на вопрос учителя






Выполняют задание


Предполагаемые ответы:
Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.


Выполняют задание



Отвечают на вопрос учителя












Отвечают на вопрос учителя


Выполняют задание







Коммуникативные:
умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;
осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:
постановка и решение проблемы.

Личностные
учиться понимать точку зрения другого.







15

Физкультминутка
Цель этапа: снятие напряжения с глаз.



Предлагаю немного отдохнуть.
Разминка для глаз

Выполняют гимнастику
Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.



2

Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме











Слайд 14
А теперь давайте посмотрим как вы запомнили
Задание: Закончи предложение
Интерьер - это расстановка
Стиль интерьера – это оформление помещения .
Существует несколько вариантов размещения мебели: однорядная.
Рабочий треугольник – это размещение мебели .
В интерьере цветовое решение является одним из правил оформления помещения, потому, что оно создает.
Интерьер на кухне можно создать с помощью .






Выполняют задание




Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
осваивать культуру общения, слушать товарища.
Личностные
умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.








5

Применение знаний и формирование умений и навыков
Практическая работа «Планировка кухни»
Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании)



Слайд 15 Задание (карточки): К вам поступило от частных лиц сразу заказ на размещение оборудования кухни. Каждая из них имеет индивидуальные размеры: прямоугольную, квадратную или вытянутую. А окно и двери располагаются практически одинаково.
Ваша задача - схематично на плане показать размещение однорядного, двухрядного и углового оборудования. Свой выбор необходимо обосновать. (Работа по группам)
Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш, линейка.

- Ребята, представьте себя в роле дизайнера и выполните это задание.

Самостоятельная работа учащихся.







Обосновывают свой выбор.
Коммуникативные:
строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.
Личностные
учиться понимать точку зрения другого, работая в группе.






8

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

























- Наш урок заканчивается. Мы с вами узнали все основные секреты, которыми следует руководствоваться при оформлении помещения и даже выступили в роли дизайнера интерьера.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
- Какая проблема перед нами стояла?
- Смогли мы её решить?
- Сформулируйте вывод.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что интересного запомнили?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заказа на размещение оборудовании кухни?
- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?

Учитель дома предлагает пофантазировать и создать объемный эскиз кухни будущего с учетом основных правил оформления помещений. Слайд 16
- Покажите (с помощью большого пальца - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]) какое у вас настроение?
- Спасибо за урок!
Слайд17

Учитель выставляет оценки за урок.




Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.
Формулируют вывод.
Отвечают на вопросы учителя


Показывают




Регулятивные
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.



















5







15