Литературное чтение «Б.С. Житков «Храбрый утёнок» 2 класс
Конспект урока по литературному чтению
«Б.С.Житков «Храбрый утенок»».
2 класс
Выполнила
Трапезникова Екатерина Андреевна
Учитель начальных классов
МКОУ «Верхнетеченская СОШ», с. Верхняя Теча
Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок»
Цели:
ознакомить детей с творчеством Б. С. Житкова;
развивать навыки выразительного чтения;
учить делить текст на смысловые части, составлять картинный план;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Задачи:
Обучающие : формирование полноценного восприятия текста, учить делить текст на смысловые части, озаглавливать их; рисовать словесную картину к каждой из частей и составлять план пересказа.
Развивающие: развивать метапредметные и коммуникативные универсальные действия, развивать навыки выразительного чтения; работать над развитием речи, памяти, мышления, воображения;
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения, любовь и бережное отношение к природе, воспитывать чувства сострадания, сопереживания.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, книги автора.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
II. Проверка домашнего задания
Пересказ текста Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»
III.Изучение нового материала
1.Рассказ учителя о писателе
СЛАЙД 2
Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.
Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.
СЛАЙД 3
Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам. Показ книг Житкова
СЛАЙД 4
Цель урока: Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утенок»
2.Подготовительная работа
– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
СЛАЙД 5
руб-ле-ных – рубленыхстре-ко-та-ла – стрекоталарас-ска-за-ли – рассказалиис-пу-га-ешь-ся – испугаешьсяза-жуж-жа-ла – зажужжалапо-ло-ман-ным – поломанным
- Читайте целыми словами:
СЛАЙД 6
Бег – подбегали, убегалиРассказ – рассказалиИспуг – испугалисьЕда – наедались
- Прочитайте скороговорку:
СЛАЙД 7
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
3.Первичное чтение
Дети читают рассказ цепочкой
Словарная работа
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.
4.Проверка понимания содержания и смысла рассказа
– Понравился рассказ?– О чем рассказ?– Как хозяйка кормила утят?– Почему утята боялись стрекозу?– О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?– Кто пришел в гости к утятам?– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?– Как ему это удалось?– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?– Прилетела ли стрекоза еще раз?
IV.Физкультминутка
V.Закрепление нового материала
1. Выразительное чтение.
2. чтение текста по частям. Составление плана
- Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.
- С чего начинается рассказ? ХОЗЯЙКА КОРМИТ СВОИХ УТЯТ
- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду? ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
СЛАЙД 8
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Почему утята не ели? БОЯЛИСЬ СТРЕКОЗЫ
- Как они себя вели? Что можно нарисовать? БОЯЛИСЬ И ПРЯТАЛИСЬ В ТРАВЕ
Как бы вы озаглавили? Хозяйка кормит утят. 1 часть
СЛАЙД 9
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?
Как бы вы озаглавили? Удивление хозяйки. 2 часть
СЛАЙД 10
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? РАЗГОВОР АЛЁШИ С УТЯТАМИ 3 часть
СЛАЙД 11
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Какой следующий эпизод? АЛЁША ПРОГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ 4 часть
- Как мы это изобразим?
СЛАЙД 12
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА КУШАЮТ И УГОЩАЮТ АЛЁШУ 5 часть
СЛАЙД 13
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
3.Творческая работа учащихся
СЛАЙД 14
Нарисуйте свои иллюстрации к рассказу. Для этого разделите лист на несколько частей.
VI.Итог урока
– С каким рассказом познакомились сегодня?– Кто его автор?– Можно ли назвать рассказ Б. С. Житкова сказкой? Почему вы так считаете?– Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?– Стоило ли утятам бояться стрекозу?
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ по картинному плану. (Если дети не успели дорисовать в классе, они дорисовывают дома).
Используемые источники:
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 г., 223 с.
Кутявина С. В., Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2012 г., 384 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15