Методическая разработка Психофизиологические факторы в работе оператора товарного
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
«Канашский транспортно-энергетический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Павлова А. П.
Методическая разработка
Психофизиологические факторы
в работе оператора товарного
г. Канаш, 2016 г.
Павлова А. П. Методическая разработка.
Психофизиологические факторы в работе оператора товарного.
ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии. 39 стр.
Краткая аннотация.
В методической разработке затронуты вопросы формирования у будущих операторов товарных необходимых знаний в области психологии, навыков самообладания в критических ситуациях, способность к эффективному взаимодействию, повышению профессиональной психологической устойчивости в условиях стресса и эмоционально напряжённых ситуациях.
В приложении приведены методики для развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, психомоторных качеств.
Методическая разработка «Психофизиологические факторы в работе оператора товарного» позволит операторам товарным качественно подготовиться к занятиям.
Содержание
Введение
4
Специфика труда оператора с позиций психологии и физиологии
6
Психофизиологические качества человека: внимание, память, мышление, психомоторные качества
13
Методы изучения и анализа уровня развития познавательных функций, свойств нервной системы, психомоторных качеств
20
Методы диагностики личностных особенностей, типа эмоционального реагирования на стрессовые ситуации, монотонию, развитие эмоционального самоконтроля
22
Заключение
23
Литература
24
Приложения
25
Введение
На современном этапе технического развития неуклонно возрастают требования к уровню и качеству профессиональной подготовленности персонала.
В последние годы подготовка персонала конкретизируется в концепции культуры безопасности: подчёркивается необходимость не только достаточно высокого уровня квалификационной подготовленности, но и наличие такого важного элемента, как психологическая подготовленность. Она рассматривается в качестве ключевого и приоритетного элемента культуры безопасности. Поиск путей и механизмов повышения эффективности подготовки идёт постоянно. Применение новых методов подготовки и совершенствование существующих можно рассматривать в качестве основных способов, эффективно воздействующих на качество обучения и надёжность профессиональной деятельности. Стремление руководства службы подготовки персонала к постоянному поиску путей совершенствования процесса обучения привело к развитию нового направления – психологической подготовки персонала, нацеленной на формирование и поддержание психологических установок и ответственного отношения к безопасности, успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач.
Основные задачи психологической подготовки персонала:
операторской деятельности, вопросам обеспечения ее совершенствования и формирование и развитие профессионально важных психологических качеств, умений и навыков (ответственность, дисциплинированность, приверженность правилам безопасности, самообладание в критических ситуациях, способность к эффективному взаимодействию);
повышение профессиональной психологической устойчивости в условиях стресса и эмоционально напряжённых ситуациях. В психологии труда и инженерной психологии значительное внимание уделяется изучению психологических особенностей проектирования.
Такое положение обусловливается:
1) все возрастающими темпами технического развития, разработкой и внедрением различных систем управления подвижными объектами, технологическими и коммуникативными процессами;
2) высокой сложностью и ответственностью операторской деятельности, сопровождающейся в ряде случаев повышенной опасностью;
3) наличием феноменов системной организации компонентов операторской деятельности, их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет необходимость рассмотрения этой деятельности как осуществляющейся в системе «человек-машинасреда». Система «человекмашинасреда» состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технических устройств, орудий труда), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. В «Справочнике по инженерной психологии» человек-оператор определяется как человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.
Специфика труда оператора с позиций психологии и физиологии
Психология (произошло от греческих слов «psihe» - душа, «logos» - слово, учение) – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Физиология – это наука о жизнедеятельности организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем. Физиология изучает механизмы осуществления функций живого организма (рост, размножение, дыхание и т.д.), регуляцию и приспособление к внешней среде. В частности, она изучает регулирующую и интегрирующую роль нервной системы в организме.
Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда.
Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора
В качестве психологических характеристик человека-оператора рассматриваются показатели, которые определяют процессы приема, переработки и передачи информации, а также индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомоторики, мотивации, воли, эмоций).
Решение трудовых задач начинается с процесса приема исходной информации. Каналы приема информации характеризуются функциональными возможностями различных анализаторов.
Процессы переработки информации основаны на использовании различных способов ее анализа, синтеза и трансформации, принятия решения, предвидения возможного изменения ситуации и т. п. Интеллектуальная деятельность по преобразованию информации и решению трудовых задач обеспечивается функциями различных видов и форм памяти и мышления человека.
Реализация принятых решений, завершение определенных циклов трудовых операций и отдельных действий осуществляется с помощью различных управляющих воздействий, в основе которых лежат психомоторные реакции и речевые сообщения (команды), характеризующиеся пространственно-временными параметрами, точностью, смыслом и т. д.
Особенности информационного взаимодействия человека с техническими компонентами СЧМС (в системе «человек-машина-среда») зависят от организации рабочего места специалиста, степени соответствия размещения элементов рабочего места (положения отдельных индикаторов, органов управления, их взаиморасположения и т, д.) особенностям строения и размерам отдельных частей тела человека, динамическим возможностям их перемещений при работе с элементами пульта управления.
В процессе деятельности рабочая нагрузка (в том числе и умственная), связанная с выполнением трудовых задач, сопровождается определенными усилиями, степень адекватности которых величине нагрузки обусловливает уровень успешности решения задач и отражает функциональную напряженность деятельности и подготовленность к ней. Напряженность психических и физиологических функций характеризует сложность интеллектуальной деятельности и зависит от психофизиологических и личностных ресурсов человека.
Операторская готовность
Известно, что в профессиональной деятельности оперативного персонала могут возникать напряжённые ситуации – обстоятельства, порождающие значительные трудности и требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий, выполнения максимального объёма работы за определённый (чаще всего – минимальный) промежуток времени.
В таких случаях подвергаются испытанию предельная пропускная способность оператора, способность критически мыслить и принимать логически обоснованные решения с целью стабилизации параметров работы технологических систем.
Динамичность напряжённых ситуаций, нередко крайне жёсткие требования к своевременности и адекватности исполняемых действий обуславливают необходимость заблаговременной психологической подготовки операторов к выполнению внезапно возникающих усложнённых задач профессиональной деятельности. Эффективность действий оператора в напряжённой ситуации в значительной степени определяется уровнем сформированной готовности к развивающимся событиям, умением управлять своим эмоциональным состоянием. Неподготовленность оператора к управлению собой, возникающие из-за этого ошибки и упущения могут содержать в себе предпосылки будущих срывов и отказов в профессиональной деятельности. Готовность – это первичное, фундаментальное условие успешной операторской деятельности. Другими словами, готовность как особое психическое состояние определяет границы воздействия основного раздражителя – аварийной ситуации. Готовность сформирована – оператор адекватно воспринимает и осмысливает появившиеся осложнения и выполняет необходимые действия, готовность не сформирована – оператор не в состоянии адекватно отреагировать на ситуацию, и выполняет импульсивные, преждевременные либо замедленные действия.
Таким образом, для того чтобы поддерживать операторскую готовность на должном уровне, необходимо:
уметь формировать и поддерживать целесообразную операторскую активность;
уметь управлять трудными состояниями, возникающими в операторской деятельности.
Психологическая подготовка персонала, направленная на формирование и поддержание операторской готовности, включает в себя занятия по следующим темам:
трудные состояния, встречающиеся в операторской деятельности, их симптомы, причины возникновения;
методы обеспечения операторской готовности (методы саморегуляции), их механизмы, особенности и области применения;
овладение методами психологической саморегуляции.
Основная задача занятий по саморегуляции состоит в освоении двух методических приёмов:
релаксация, предназначенная для снятия нервно-психического напряжения;
активация, направленная на снятие утомления и оптимизацию текущего функционального состояния.
Условия и организация операторской деятельности
Существенное влияние на эффективность деятельности человека-оператора являются условия труда (рабочая среда).
Условия труда это совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора.
Условия труда принято классифицировать по критериям их качественного своеобразия и интенсивности воздействия.
По критерию качественного своеобразия условий труда можно выделить:
1) физико-химические факторы (температура, влажность, скорость движения, газовый состав воздуха, барометрическое давление, радиационные факторы, вредные примеси и т. д.), для которых существует система санитарно-гигиенического нормирования;
2) информационные факторы (объем информации, интерференция, избыточность, дефицит, ложная информация и т. д.). Их показатели, не нормируются, а объективная и субъективная значимость информации, как правило, не совпадают;
3) социально-психологические факторы (уровень сплоченности коллектива, психологический климат, стиль руководства, межличностные конфликты и т. д.), которые определяются психологическими особенностями субъектов деятельности и содержания трудовых задач;
4) эстетические факторы (эстетические и функциональные качества предметной среды художественное оформление, фактура материалов, цветовое решение, гармоничность композиции, современность стиля и т. д.), обеспечивающие привлекающий эффект оборудования, светоцветовой тон информационного и моторного полей рабочего места.
По критерию интенсивности воздействия факторов выделяют следующие виды рабочей среды:
1) комфортная, обеспечивающая нормальное самочувствие и оптимальную динамику работоспособности человека-оператора;
2) относительно дискомфортная, вызывающая неприятные субъективные ощущения и изменения функционального состояния и уровня работоспособности к концу рабочего дня;
3) экстремальная, вызывающая выраженные функциональные изменения (не ведущие к патологии) и снижение работоспособности;
4) сверх экстремальная, вызывающая патологические нарушения в организме и резкое падение работоспособности (или отказ от работы).
Функциональное состояние и уровень работоспособности зависят от длительности воздействия неблагоприятных факторов среды и степени развития компенсаторно-приспособительных возможностей, позволяющих человеку защищаться от этих факторов.
Интенсивность воздействия факторов внешней среды на деятельность человека-оператора зависит также от уровня его профессиональной подготовки и характера трудовых задач. Факторы рабочей среды могут оказывать не только косвенное влияние на эффективность операторской деятельности, изменяя функциональное состояние и уровень работоспособности человека-оператора, но и прямое воздействие на трудовой процесс в качестве помех для решения задач (шум, нарушение освещенности и т. п.).
Эффективность и безопасность профессиональной деятельности, состояние здоровья человека-оператора в значительной мере зависят от организации труда системы мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановлению работоспособности, распределению служебных обязанностей и расстановке кадров, стимулированию труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранения профессионального здоровья.
Главной задачей организации труда является разработка и соблюдение рационального режима труда и отдыха. Под ним понимается регламентация последовательности и продолжительности периодов работы и отдыха (перерывов) с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья человека-оператора.
Режим труда и отдыха определяется: 1) продолжительностью рабочей смены (недели, месяцы); 2) длительностью и напряженностью непрерывного рабочего процесса; 3) продолжительностью, периодичностью перерывов в работе и способом организации отдыха; 4) длительностью восстановительного периода после работы; 5) суточным временем работы (дневная или ночная смена, стабильный или «скользящий» график работы) и т. д.
Длительность рабочей смены определяется либо временем допустимого воздействия профессиональной вредности при работе во вредных условиях, либо на основании динамики работоспособности человека в течение рабочего дня (с учетом того, когда наступает момент утомления), либо циклом непрерывного рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утомления.
Уровень работоспособности человека-оператора и состояние его здоровья определяются величиной рабочей нагрузки в течение смены, рабочего дня.
Величина рабочей нагрузки зависит от количества трудовых задач (операций, действий), которые необходимо выполнить за трудовой цикл (смена и др.), их сложности, ответственности, а также уровня подготовленности оператора, его функционального состояния, условий труда и т. д. Чем интенсивнее рабочая нагрузка, тем более коротким должен быть рабочий период и продолжительным отдых.
Рабочая нагрузка должна обеспечивать прирост или сохранение профессионального мастерства и поддержание нормального функционального состояния. Для каждого уровня подготовки оператора и сложности рабочего задания существует свой оптимум нагрузки.
Правильная организация труда операторов предполагает создание безопасных и безвредных условий труда. Безопасность труда это состояние условий и организации труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.
В операторской деятельности значительная нервно-психическая напряженность (перенапряжение) приводит к развитию умственного утомления и стресса, которые, в свою очередь, являются причиной нарушения работоспособности человека и, как следствие, снижения эффективности деятельности и развития заболеваний сердечнососудистой и нервной систем.
С целью ограничения вредного влияния психолого-физиологических факторов производственной опасности рекомендуется:
1) установление рационального режима труда и отдыха;
2) организация отдыха в процессе работы;
3) проведение восстановительно-оздоровительных мероприятий при выраженных явлениях перенапряжения;
4) соблюдение предельно допустимых норм рабочей нагрузки;
5) согласование величины рабочей нагрузки и динамики работоспособности оператора;
6) чередование различных рабочих операций или форм деятельности в течение рабочего дня;
7) рациональное распределение функций между оператором и техническими устройствами;
8) учет психолого-физиологических качеств оператора и достижение соответствия их требованиям операторской деятельности путем проведения профессионального отбора, обучения и тренировок.
Кроме перечисленных мероприятий по профилактике нервно-психических перегрузок для ликвидации уже возникшей напряженности и ее последствий рекомендуется проведение аутотренинга и психосоматической саморегуляции, дыхание чистым кислородом, воздействие на биологически активные точки кожи, гидропроцедуры, функциональный массаж и другие средства. Проведение этих мероприятий должно осуществляться под руководством опытных психологов, психофизиологов и врачей.
Проблема монотонности труда
Слово "монотонность" греческого происхождения (от monos - один и tonos - удар) и в точном переводе означает однообразие. Нередко в качестве синонима его употребляется слово "скука".
Различают монотонию двигательную, обусловленную однотипностью рабочих движений, и сенсорную, связанную с воздействием однообразных раздражителей на органы чувств (слуха, зрения, осязания, обоняния и др.) и характерную практически для любого механизированного производства.
В преодолении монотонии большое значение имеют индивидуально-психологические особенности людей: пол, возраст, трудовой стаж, уровень образования, личностные установки и целый ряд других. Известно, что отрицательно относятся к монотонным работам мужчины, лица молодого возраста и с высоким образовательным уровнем. В то же время действие монотонности ослабляется при творческом отношении человека к делу, его умении находить привлекательные стороны в работе, а также при правильно разработанной системе морального и материального стимулирования работников.
Чрезмерная монотонность труда и среды при его нерациональной организации оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека, вызывая преимущественное истощение его нервной системы со всеми отрицательными последствиями. Часто развиваются неврозы и психические расстройства, невротические реакции в виде раздражительности, плаксивости, плохого сна, сопровождающиеся нарушениями в функциях системы кровообращения, опорно-двигательного аппарата и других жизненно важных структур организма. Многообразие возможных патологических реакций определяется как индивидуальными особенностями людей, так и степенью выраженности монотонности работ, которая в свою очередь обусловлена уровнем технизации производства, формами организации и условиями труда.
Предлагают следующие мероприятия по борьбе с монотонностью особенно:
1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию;
2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т. е. совмещение операций;
3) периодические изменения ритма работы;
4) введение дополнительного перерыва;
5) введение посторонних раздражителей, таких как функциональная музыка (музыка, звучащая во время работы);
6) усиление мотивации через объяснение значимости деятельности;
7) производственная гимнастика (физические упражнения во время работы).
Ряд исследователей отмечают, что низкая температура в рабочем помещении противодействует появлению состояния монотонии и что монотонность можно снизить, изменяя некоторые факторы внешней среды, например освещенность рабочего места. Опыт свидетельствует о том, что на однообразных трудовых процессах со значительным напряжением зрения положительный эффект дает периодическое повышение освещенности.
Психофизиологические качества человека: внимание, память, мышление, психомоторные качества
Психофизиологические качества заложены в каждом из нас от рождения, и изменить их трудно, а некоторые невозможно. Но знать их необходимо, хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи или неуспехи в освоении трудовой деятельности.
Внимание
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая улучшение деятельности человека, оно направленно и избирательно. Движущей силой внимания являются внутренние побуждения человека и внешние обстоятельства.
Выделяют два основных вида внимания, в зависимости от того, прилагаем ли мы усилия к тому, чтобы быть внимательным,
- произвольное,
- непроизвольное.
Внимание, не требующее никаких усилий, возникающее спонтанно, называется непроизвольным. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех же объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание – это сознательное направляемое регулируемое сосредоточение, которое возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели. В произвольном внимании проявляется активность личности.
Послепроизвольное – третий вид внимания, который является самым важным для эффективности деятельности, но его нельзя создать специально. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.
Внимание обладает также рядом свойств:
Объемом
Концентрацией
Распределением
Устойчивостью
Переключением
Колебанием.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени (обычно 5-7 объектов).
Концентрация внимания – сосредоточение на одном предмете и отвлечение от всего постороннего.
Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения двух и более видов деятельности.
Устойчивость внимания – длительность сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени, при этом чем однообразнее деятельность, чем меньше изменений в ситуации, тем меньше устойчивость.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Выделяют ряд показателей переключения внимания: время, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой, продуктивность, качество, точность работы.
Колебание – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.
Отрицательным качеством внимания является рассеянность. Выделяют разные виды недостатков внимания:
Ложная рассеянность – когда человек так поглощен какой-то деятельностью или мыслью, что не замечает ничего вокруг. Его проблема так поглотила его, что он выглядит как очень рассеянный человек, хотя на самом деле это не так.
«Сон на яву» - человек опять-таки ушел в свои мысли, мечты, ничего не видит и не слышит вокруг, а когда его окликают, вздрагивает и не сразу понимает что от него хотят.
Двигательная гиперактивность – высокая двигательная активность, когда человек не может спокойно усидеть на месте, все время должен быть в движении, что и мешает ему сосредоточиться на чем-то одном.
Вербальная гиперактивность – повышенная болтливость, приводящая к тем же последствиям, что и в предыдущем случае, т. К. сосредоточиться на деятельности, одновременно болтая обо всем подряд, практически невозможно.
Быстрая утомляемость - человек не может заниматься одним делом, поскольку быстро устает.
Легкая включаемость - связана с ленью и нежеланием преодолевать какие-либо трудности. В случае столкновения с трудностями человек не концентрируется на деятельности, а как бы «выключается» из нее, отказываясь от ее дальнейшего выполнения.
Ошибочные действия – результат загруженности человека. Когда у человека много дел, проблем, он начинает путать привычные действия.
Как улучшить свое внимание?
Сначала необходимо определить, какой аспект внимания недостаточно развит, и обратиться к психологу за помощью. Для развития каждого свойства есть свои упражнения. Если же вы просто хотите улучшить внимательность, нужно тренироваться каждый день понемногу перед сном. Внимательность тесно связана с наблюдательностью. Можете ли вы сказать во что был одет ваш коллега? И т. П. Вот на такие вопросы отвечайте каждый день. Это займет 5-10 минут.
Если же вы можете всегда ответить на такие вопросы еще до того, как вас об этом спросили, значит, с вашим вниманием все хорошо, вы достаточно внимательны и наблюдательны.
Память
Память – психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации.
Различают виды памяти: в зависимости от того, ставим мы себе цель что-нибудь запомнить или нет, говорят о
Произвольной и
Непроизвольной памяти.
Определяя у себя преобладающий вид памяти выделяют другую классификацию, в ней память связывают с органом чувств, опираясь на который мы легче запоминаем материал:
Зрительная память
Слуховая
Обонятельная
Вкусовая
Моторный вид памяти
Если при запоминании мы используем несколько органов чувств, говорят о комбинированной памяти.
Из этих видов памяти ведущей чаще оказывается зрительная и слуховая память, поскольку основную информацию мы перерабатываем с помощью зрения и слуха.
далее выделяют образную память – на картины, зрительные образы.
Двигательную – память на движения,
Эмоциональную – на переживания,
Смысловую – на причинно-следственные события, отношения.
Память включает в себя несколько процессов, которые являются ее составляющими компонентами:
Запоминание. Оно бывает кратковременным (от 2 минут до нескольких дней), долговременным. Кратковременная память может перейти в долговременную. Для этого необходимо примерно 45 минут. Еще бывает оперативная память (вид запоминания)- запоминание текущих действий. Например, пишем диктант. Помним предложение пока его пишем, потом забываем.
Сохранение запомненного. Лучше всего мы помним то, что часто используем.
Воспроизведение – в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти. Воспроизведение делится на узнавание и самовоспроизведение.
Забывание – чем лучше выучиваем, чем чаще используем, тем меньше вероятность забывания материала.
Как улучшить свою память?
Определить какой вид памяти является ведущим;
Прежде чем заучивать что-то, постараться в этом разобраться. Исключением являются стихи, даты, большое количество иностранных слов;
Поработать с материалом, разбив его на логические части;
Правильно распределить время заучивания;
Придумать стимул для заучивания;
Создать установку на знания, длительное сохранение материала;
Периодически тренировать память, увеличивая ее объем, заучивая стихи или иностранные слова;
Помнить, что, как бы нам не нравилось выражение «Повторенье – мать ученья», оно основано на закономерностях памяти является абсолютно правильным. Плохой памяти не бывает, бывают лентяи.
Мышление
Мышление является высшей ступенью человеческого познания, оно дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности.
Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление – первый вид мышления, возникающий у ребенка, которое проявляется в конкретных ситуациях при оперировании с предметами;
Наглядно-образное. Он хорошо развит в школе.
Словесно-логическое, понятийное и
Абстрактное мышления развиваются в ходе обучения в школе.
Это основные виды. Бывают еще:
Теоретическое – направленное на познание закономерностей;
Практическое – создание конкретных механизмов, предметов и т. д.;
Репродуктивное – применение готовых умений и знаний;
Творческое – создание чего-то нового, как в теоретическом, так и в практическом плане;
Аналитическое – имеет четкие результаты обдумывания, развернутое;
Интуитивное – быстро протекающее, без осознанных этапов решения мыслительной задачи.
В основе любого мышления лежат мыслительные операции:
- анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
- синтез – м. о., позволяющая от частей переходить к целому;
- абстракция – м. о. выделения существенного и отвлечения от несущественного;
- обобщение – м. объединение предметов и явлений по общим существенным признакам;
- классификация – выделение сходств и различий в предметах, в разных видах применения предметов.
Этапы решения мыслительной задачи – последовательный активный поиск способов решения ситуации, задачи:
Процесс решения мыслительной задачи начинается с разделения известного и неизвестного.
Формулирование вопроса. Что нам нужно узнать?
Выдвижение различных гипотез. Варианты решения задачи, чем закончится эта ситуация. Гипотезы могут касаться вариантов решения проблемной ситуации:
- метод проб и ошибок – самый неэффективный метод;
- действия по образцу;
- активное преобразование ситуации – построение пробного плана действий с учетом наших особенностей и других людей;
- действие от противного – самое непредсказуемое, иногда и абсолютно неподходящее поведение;
Непосредственные действия по решению проблемной ситуации.
Проверка.
Как развивать мышление?
Нужно больше читать, обдумывать прочитанное, обсуждать с друзьями, ставить себе проблемные вопросы и искать на них ответы.
Психомоторные качества
Психомоторные качества человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.
Группы психомоторных качеств (показатели, характеризующие быстродействие):
Время одиночного движения;
Время реагирования на сигнал;
Частота движений.
Между проявлениями каждого из этих качеств в различных условиях есть связь. Так, человек, обладающий коротким временем реакции в одной ситуации, например, при реагировании рукой, покажет короткое время реакции и при реагировании ногой. То же можно сказать и про максимальную частоту движений в различных суставах: если человек опережает других по частоте движений в одном случае, то он сохранит это преимущество и при движениях в других суставах.
Факторами проявления какого-либо качества в различных условиях являются типологические особенности нервной системы – уровень активации, лабильность, нервных процессов. В то же время между разными скоростными качествами связей нет или они выражены слабо. Можно обладать большой частотой движений и относительно плохим временем реагирования на сигнал. Можно быстро сокращать мышцу, но медленно ее расслаблять. П. э. к оценке скоростных возможностей человека следует подходить дифференцированно. На проявление показателей быстродействия в реальных условиях антропометрические особенности человека имеют большое значение.
Как развивать психомоторные качества?
Для этого нужно делать специальные упражнения (см. Приложение № 1) и заниматься ритмической гимнастики.
Свойства нервной системы
Свойства нервной системы – это врожденные (закодированные генетически, заданные в конституции организма) физиологические особенности функционирования ц. н. с. (головного мозга), определяющие динамику протекания психических процессов – интенсивность, устойчивость, скорость и т. п.
Существуют (по мнению Павлова И. П.) три основных свойств н. с.:
Сила, как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах.
Подвижность, как способность быстрого перехода от одного процесса к другому.
Уравновешенность, как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.
К этому списку в дальнейшем были добавлены следующие свойства:
Динамичность, как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций.
Лабильность, как скорость возникновения и окончания нервных процессов.
Активированность, как индивидуальный уровень активизации процессов возбуждения и торможения.
Методы изучения и анализа уровня развития познавательных функций, свойств нервной системы, психомоторных качеств
Для изучения и анализа уровня развития познавательных функций, свойств нервной системы, психомоторных качеств используются следующие методики:
Диагностика внимания:
Методика «Узнавание фигур»;
Методика «Таблица Культе»;
Методика «Корректурная проба»;
Методика «Красно-черная таблица»;
Методика «Оценка объема динамического внимания»;
Методика «Оценка переключения внимания»;
Оценка внимания (по методике Мюнстенберга);
Изучение переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением;
Методика «устойчивость внимания»
и другие (Приложение № 3).
Диагностика памяти:
Методика определения кратковременной зрительной памяти;
Методика «Оперативная память»;
Методика «Память на числа»;
Методика «Память на образы»;
Пиктограмма
и другие (Приложение № 4).
Диагностика мышления:
Методика «Изучение ригидности мышления»;
Методика «Числовые ряды»;
Методика «Выделение существенных признаков»;
Методика «Сложение аналогии»;
Методика «Диагностика быстроты мышления»;
Методика «Интеллектуальная лабильность»;
Тест возрастающей трудности (методика Равена)
и другие (Приложение № 5).
Методики изучения особенности нервной системы, психомоторных качеств:
Методика «Сила нервной системы»;
Методика «Уравновешенности нервной системы»;
Методика «Подвижность нервной системы»;
Теппинг-тест Е. П. Ильина (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям)
и другие.
Методики изучения психомоторных качеств:
Проба Ромберга. Поставить ступни на одной линии (носок правой возле пятки левой ноги), стоять, удерживая равновесие;
Тест хлопки, приседания, наклоны
и другие.
Методы диагностики личностных особенностей, типа эмоционального реагирования на стрессовые ситуации, развитие эмоционального самоконтроля
Для диагностики личностных особенностей, типа эмоционального реагирования на стрессовые ситуации, развитие эмоционального самоконтроля используются следующие методики:
Тест Стреляу;
Тест-опросник Г. Айзнека EPI;
Тест темперамента Русалова В. М.;
Опросник Шмишека;
Опросник Леонгарда (Приложение № 2);
Тест Р. Кэтелла;
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения;
Тест Люшера;
Тест «Оценка уровня конфликтности личности»;
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
Методика диагностики личности на мотивацию к у избеганию неудач
Т. Элерса;
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
и другие.
Заключение
Проектирование человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психических функций человека - восприятия, памяти, мышления (образного и понятийного), которые являются внутренними психологическими инструментами и средствами деятельности человека. К числу таких внутренних средств относятся опыт, знания, программы, схемы и навыки оператора, составляющие в совокупности его профессиональный облик. На основе внутренних средств деятельности формируются постоянные и оперативные образно-концептуальные модели, определяющие деятельность оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал внутренних средств деятельности, опирается на внешние средства, к которым относятся информационные модели, реализуемые на устройствах отображения информации или в форме документа, машинные алгоритмы и другие вспомогательные средства подготовки решения задач, органы управления и средства коммуникации. Можно сказать, что проектирование деятельности человека состоит в согласовании внутренних и внешних средств деятельности, проектировании согласованных концептуальных и информационных моделей, полностью использующих психологические возможности оператора по приёму и переработке информации.
Литература:
РД-03.100.30-КТН-257-09 « Сборник учебных планов и программ для профессиональной подготовки и обучения на курсах целевого назначения рабочего персонала организаций системы «Транснефть»»;
РД-13.100.00-КТН-004-10 «Сборник типовых инструкций по охране труда по профессиям и видам работ для работников предприятий системы ОАО «АК «Транснефть»»;
ОР-03.100.30-КТН-054 -10 «Требования к программам подготовки и повышения квалификации персонала организаций системы «Транснефть»»;
Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. Под ред. Б.Ф. Ломова и В.Ф. Венды. М.,1981
Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.,1970
Психологический толковый словарь.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008
Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999.
Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Самара: Издательский Дом «Бахрах – М», 2009. – 704 с.
Приложение № 1
Упражнения ритмической гимнастики для развития психомоторных способностей.
Упражнение № 1. И.п. - основная стойка. 1 - шаг на месте левой ногой, правая рука к плечу, локоть в сторону, левая рука вверх, голову повернуть направо; 2 - шаг на месте правой ногой, левая рука к плечу, локоть в сторону, правая рука вверх, голову повернуть налево; 3 - прыжком левое плечо вперед, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой, посмотреть вверх, прыжком повернуться кругом; 4 - прыжком правое плечо вперед, повернуться кругом, принять и.п.
Упражнение № 2. И.п. - стойка руки на пояс. 1 - шаг на месте левой, левая рука к плечу, локоть в сторону; 2 - шаг на месте правой, правая рука к плечу, локоть в сторону; 3 - шаг на месте, левая рука вверх, ладонь вовнутрь; 4 - шаг на месте, правая рука вверх, ладонь вовнутрь; 5 - шаг на месте, левая рука к плечу, локоть в сторону; 6 - шаг на месте, правая рука к плечу, локоть в сторону; 7 - шаг на месте, левая рука на пояс; 8 - шаг на месте, правая рука на пояс.
Упражнение № 3. И.п. - стойка, руки вытянуты влево на уровне плеч. 1 - руки перенести вправо, правую ногу поднять на 40-50; 2 - руки перенести влево, ногу поставить на место; 3 - руки перенести вправо и т. д
Упражнение № 4. И.п. - основная стойка. На счет «раз» левую ногу поставить в сторону на носок, правую руку вверх, кисть сжать в кулак, левую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть правой руки; «и» - приставляя левую ногу к правой, сделать хлопок руками о бедра; на счет «два» правую ногу поставить в строну на носок, левую руку вверх, кисть сжать в кулак, правую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть левой руки; на счет «три» правую ногу скрестить перед левой, руки опустить, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой; на счет «четыре» принять основную стойку.
Упражнение № 5. И.п. - основная стойка. На счет «раз» - левая нога на носок вперед, правая рука в сторону, левая рука на пояс, голову повернуть налево (направо); «и» - перенести тяжесть тела на левую ногу, правая на носке назад, руки опустить; на счет «два» - правую ногу на носок вперед, левую руку в сторону, правую руку на пояс, голову повернуть направо (налево); «и» - перенести тяжесть тела на правую ногу, левая назад на носок, руки опустить; на счет «три» повернуться кругом, в конце поворота сделать хлопок руками над головой и посмотреть на руки; на счет «четыре» принять основную стойку.
Упражнение № 6. И.п. - основная стойка. На счет «раз» повернуть корпус направо, правую ногу вперед на носок, левую руку за голову, правую руку на пояс, наклониться вправо; «и» - исходное положение; на счет «два» повернуть корпус налево, левую ногу вперед на носок, правую руку за голову, левую руку на пояс, наклониться влево; «и» - принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх, смотреть на руки; на счет «три» - дугами внутрь руки в сторону; на счет «четыре» принять основную стойку.
Приложение № 2
Опросник Леонгарда
Цель: диагностика типа акцентуации личности.
Инструкция: “Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос “да”, то поставьте в бланке ответов (Приложение №1) под его номером знак “+”, если же не согласны или отвечаете “нет”, то знак “–”. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет”.
1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.
2. Вы чувствительны к оскорблениям.
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.?
4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом.
5. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники.
6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек.
10. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит.
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него?
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?
16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок.
18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств.
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?
21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение.
22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?
23. Трудно ли вам долго усидеть на месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы.
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.
27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома.
28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения ?
29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.
30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте?
34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.
35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения.
36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?
37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость.
38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?
39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
40. Общительны ли Вы?
41. В школе вы охотно декламировали стихи.
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?
47. Вы очень любите животных.
48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось.
49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.
50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.
53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.
56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий.
57. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.
58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?
59. В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам.
60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище.
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?
62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь.
66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете.
67. Вы подвижный человек.
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом.
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы.
72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
73. В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности.
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.
75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.
77. Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу.
81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью.
82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?
84. В веселой компании Вы обычно веселы.
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя.
87. В беседе вы скупы на слова.
88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?
Описание акцентуаций по Леонгарду–Личко:
Гипертимная – повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
Возбудимая – повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями.
Эмотивная – чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни.
Педантичная – ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий.
Тревожная – высокий уровень тревожности, склонность к страхам, повышенная робость и пугливость.
Циклотимная – периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.
Демонстративная – демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.
Неуравновешенная – слабоволие, непоседливость, склонность к праздности и развлечениям, трусость, безынициативность.
Дистимная – сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность.
Экзальтированная – большой диапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от одних событий и в полное отчаяние от других.
КЛЮЧ
Г-1 Гипертимные хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, –: нет
Г-2 Возбудимые х2 + : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81, – : 12, 46, 59
Г-3 Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, – : 25
Г-4 Педантичные х2 + : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83, – : 36
Г-5 Тревожные х3 + : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, –: 5
Г-6 Циклотимные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84, – : нет
Г-7 Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88, – : 51
Г-8 Неуравновешенные х3 + : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86, – : нет
Г-9 Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87, – : 31, 53, 65
Г-10 Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76, – : нет
При подсчете баллов по каждой шкале суммировать ответы на пункты в строках “+” со свои знаком и на пункты в строках “–” обратным знаком, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.
Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатели которых выше среднего.
Приложение № 3
Методика "Перепутанные линии"
Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.
Оборудование: секундомеры, специальные бланки.
Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок".
Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: "Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка".
Другой вариант проведения опыта - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда "Стоп!" и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
Обработка результатов
Результаты выполнения задания обработать с помощью «ключа». Подсчитать количество правильно прослеженных линий.
При определении количественных показателей учитывать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания испытуемым.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу. В исследованиях К.К. Платонова время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 минут 33 секунд (лучший результат) до 13 минут (худший результат), число ошибок - от 0 до 7. При наблюдении следует отметить, что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет.
Высчитывается показатель продуктивности выполнения задания П:
П = N пр. - N ош., где
N пр. - количество правильно прослеженных линий;
N ош. - количество ошибок, причем полученные оценки продуктивности переводятся затем в баллы:
19 и выше - 3 балла /отлично/;
10 - 18 - 2 балла /хорошо/;
4 - 9 - 1 балл /удовлетворительно/;
3 - 2 - 0 баллов /плохо/.
Ключ к методике «Перепутанные линии»
N линии
N ответа
N линии
N ответа
N линии
N ответа
1
5
11
19
21
25
2
12
12
22
22
24
3
4
13
23
23
17
4
9
14
6
24
13
5
14
15
21
25
15
6
16
16
2
7
1
17
20
8
8
18
3
9
18
19
10
10
7
20
11
Если ограничить время выполнения задания 2 минутами, то 5 правильно прослеженных линий будут соответствовать оценке «отлично»; 4 линии – «хорошо»; 3 линии – «удовлетворительно».
Высокий показатель П свидетельствует о хорошей концентрации и устойчивости внимания испытуемого.
Бланк методики "Перепутанные линии"
Ф.И.О.______________ Дата________
Методика "Расстановка чисел"
Тест предназначен для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.
Инструкция: в течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Тест удобен при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.
Стимульный материал
16
37
98
29
54
80
92
46
59
35
43
21
8
40
2
65
84
99
7
77
13
67
60
34
18
Бланк для заполнения
Чтобы правильно оценить свои возможности, после двух- минутного рассматривания исходного квадрата Вы должны закрыть его листом плотной бумаги, после чего приступайте к заполнению бланка. Не забудьте засечь время, так как цифры, написанные после двух минут заполнения, в зачет результата не идут.
Приложение № 4
Методика диагностики оперативной памяти
Методика применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.
Порядок проведения
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция: «Я буду зачитывать числа 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 получается 8 (записывается); 2 и 1 получается 3 (записывается); 1 и 4 получается 5 (записывается); 4 и 2 получается 6 (записывается)».
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов 15 сек.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА
№ ряда
Сумма
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Стимульный материал
1.
5, 2, 7, 1, 4
2.
3, 5, 4, 2, 5
3.
7, 1, 4, 3, 2
4.
2, 6, 2, 5, 3
5.
4, 4, 6, 1, 7
6.
4, 2, 3, 1, 5
7.
3, 1, 5, 2, 6
8.
2, 3, 6, 1, 4
9.
5, 2, 6, 3, 2
10.
3, 1, 5, 2, 7
КЛЮЧ
1.
7985
2.
8967
3.
8575
4.
8878
5.
7978
6.
6546
7.
4678
8.
5975
9.
7895
10.
1679
Интерпретация результатов
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число 40). Норма взрослого человека от 30 и выше.
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени 45 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.
Приложение № 5
Методика «Тип мышления»(методика в модификации Г. Резапкиной)
Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
П-Д
А-С
С-Л
Н-О
К
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Красота для меня важнее, чем польза.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.
Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).
1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915