Презентация: Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды.


Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды. Подготовила Шипицына Зоя Михайловна Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение человеком социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды. Щуркова Надежда Егоровна * Доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. В.И. Ленина.Автор многих исследований и монографий по проблемам педагогической технологии, ведущих принципов воспитания. Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Триединство цели: Цель разум Духовность Творчество * Задачи воспитания, исчерпывающие данную цель, следующие: 1. Формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни;2. Формировать представление школьника о достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты;3. Развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях;4. Формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми; Для любого человека, а для ребенка с ОВЗ особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций. В учебной деятельности средствами социальной адаптации являются: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации. Приведу некоторые примеры из практики приемов работы с учащимися. Тема: «Мы живем среди людей». Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.Выполняем практические упражнения:- Как можно приветствовать людей?- Как обратиться с просьбой?- Как обратиться за помощью в больнице?- Как отказаться от сигареты? Тема: «Если беда рядом...» Постановка проблемы:Диспетчер записал вызов «Пожар, пожар... не помню адрес... все горит, приезжайте скорее... Ой, беда, беда...» Дети должны назвать, что неправильно сделал вызывающий?Запомнить вывод: Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причину вызова. Тест по теме «Уход за больным». 1. Нормальная температура тела:38,5,До 37,37,3;2. При ознобе нужно оказать помощь:Укрыть больного, напоить теплым чаем,Поставить на лоб холодный компресс,Поменять постельное белье;3. Холодный компресс применяют:При жаре,При ознобе,При постановке горчичников;4. Горчичники ставят на:30 минут,2 минуты,15 минут;Ключ: 1- 2 2-1 3-1 4-3 Тема Автовокзал. Учащимся предлагается «Инструкционная карта приобретения билета на автовокзале»Приехать на автовокзал.Внимательно рассмотри расписание движения автобусов дальнего следования.Найди № рейса до нужного пункта назначения.Выбери день и время отправления из г. Нижнекамска.Назови кассиру: - Дату отъезда, - Номер рейса, - Конечный пункт прибытия, - Время и день отправления из г. Нижнекамска, - Количество билетов (если есть детские, льготные)Рассчитайся за билет.Проверь сдачу.Проверь правильность: даты, время, рейса и пункта назначения.А затем данную ситуацию необходимо проиграть, обсудить. Экономика домашнего хозяйстваЗадача. Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 46 руб. за 1 кг , а мешок сахара (50 кг) стоит 2300 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье? Тема «Купание малыша.Задание: Выбери правильное утверждение и поставь галочку.Утверждение. Да. Нет.Новорожденного не надо купать ежедневно.Температура воды равна 36-37*Комнату, пеленки лучше заранее прогреть, чтобы малышу не было холодно после купания.Воду можно не кипятить и марганцовка тоже не обязательна.Голову моют по направлению от лба к затылку.Нельзя допускать попадания воды в уши.Обрабатывать тело после купания необязательно, даже если есть опрелости. Таким образом, социальная адаптация – активное приспособление путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем.Это действительно так, жизнь наших детей - в наших руках.