Статья на тему Создание условий для формирования механизмов самообучения и опыта самостоятельной деятельности учащихся
Создание условий для формирования механизмов самообучения и опыта самостоятельной деятельности учащихся.
В современных условиях важно прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания. К.Д.Ушинский подчеркивал, что школа должна так организовать труд учителя и учеников, «чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».
Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение. От правильного решения этих вопросов зависит качество ЗУН, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка.
Педагоги и психологи выделяют три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий).
Низкий уровень. Ученик может выполнять действия по готовому образцу
Средний уровень – это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации.
Высокий уровень. Ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса.
В процессе учения школьники выполняют различные виды самостоятельной работы: 1) работа с учебником
2) работа с дополнительной литературой
3) решение задач, выполнение упражнений
4) подготовка сочинений
5) работа с таблицами
6) подготовка доклада
7) лабораторные работы
8) трудовые задания.
По итогам анкетирования, проведенного среди учащихся 5-11 классов, с интересом наши учащиеся работают с учебником, решают задачи, выполняют упражнения, готовят доклады.
Обучение, сотрудничество ученика с учителем и товарищами особенно ценно в тех случаях, когда оно не только помогает овладеть социальным опытом, знаниями, но и побуждает к самопознанию и самореализации. Осознавать себя в роли субъекта деятельности – это значит ставить перед собой цель, планировать свои действия и контролировать их. Но именно эта рефлексивная сторона самостоятельности наименее развита у наших школьников, как и умение общаться, взаимодействовать.
Кто из родителей не хотел бы своих детей самостоятельными? Какой учитель сегодня не знает, что его задача – учить своих питомцев так, чтобы они не только много знали, но и непрерывно пополняли свои знания сами?
По итогам анкетирования наши школьники нуждаются в следующей помощи учителя при выполнении самостоятельной работы : объяснение задания, ответы учителя на возникающие при выполнении заданий вопросы.
Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы, которые выполняют учащиеся.
Организация выполнения домашнего задания – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся.
В рамках подготовки к педагогическому совету был проведен хронометраж объема домашнего задания в 8Б,9Б,10А,11Б классах, который дал следующие результаты:
Класс
Время на домашнюю работу по требованиям СанПиНа
Минимальное затрачиваемое время
Максимально затрачиваемое время
Предметы,
требующие для выполнения домашнего задания много времени
8Б
До 3 ч.
1ч.15мин.
4ч.44мин.
(превышение у 8 чел. из 19)
Иностранный язык,
русский язык
9Б
До 4 ч.
1ч.20мин.
4ч.30мин.
(превышение у 1 чел. из 13)
Иностранный язык
10А
До 4 ч.
50 мин.
5ч.30мин.
(превышение у 2 чел. из 17)
11Б
До 4 ч.
1ч.15мин.
3ч.05мин.
3А
До 2 ч.
45 мин.
2 ч.
4А
До 2 ч.
1ч.20мин.
2ч.
4Б
До 2 ч.
58 мин.
1ч.48мин.
Домашнее задание можно с определенной долей условности разделить на три уровня :
- задания по составлению копий учебной информации (запись правил, определений терминов, перенос рисунков и схем из учебников в тетрадь, письменные ответы на вопросы из учебника);
- задания по составлению частичного оригинала учебной информации (дополнение и изменение планов, схем, конспектов, заполнение таблиц и др.);
- задания на составление новой учебной информации (составление конспектов, рефератов, докладов и др.).
Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний на уроке, между усвоением знаний и домашним заданием должны быть следующие моменты :
- планомерная подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки);
- правильная постановка домашнего задания;
- правильная организация самоподготовки учащихся, предусматривающая плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;
-разработка системы выполнения заданий на уроке;
- максимальное использование учебно–материальной базы школы;
-самоподготовку проводить в два приема – в первую фазу после уроков и после обеда и длительной прогулки).
Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Важно, чтобы дети быстро и полностью включались в работу.
Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя, при этом выполнение домашних заданий учитель должен организовать во время урочной деятельности.
Наивысшее проявление учебной работоспособности приходится на промежуток между 9 и 11 часами, затем наступает спад и ее исчезновение. Вторичная работоспособность появляется в промежутке времени с 16 до 17 часов. При этом ученые отмечают, что вторичная работоспособность может и не возникнуть ,если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку.
Элемент режима выполнения домашних заданий включает в себя 45-минутные занятия, 10 минутные паузы.
Помочь ученику выполнять домашнее задание могут следующие памятки :
Памятка по выполнению заданий по математике:
- прочитай условие задачи;
- составь короткую запись условия;
- запиши план и решение;
- прочитай еще раз вопрос в задаче и ответь на него.
Памятка по выполнению устных заданий:
- вспомни тот материал, который изучался на уроке;
- читай текст полностью, в случае необходимости пользуйся словарями, схемами, учебными пособиями;
-читай внимательно и старайся запомнить основное;
- для лучшего запоминания записывай в тетрадь формулы ;
- закрой книгу и мысленно представь часть прочитанного текста, перескажи прочитанное;
- читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются;
- если плохо запоминается, то запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему. Запомни план.
- для лучшего запоминания дат сравни их с теми, которые хорошо помнишь.
Правила приготовления письменных заданий:
- приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы;
- прочти задание, подумай , посмотри, какие правила следует применять в упражнении. Вспомни. Если забыл – посмотри в учебник;
- если надо, посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе под руководством учителя;
- не спеша приступай к выполнению;
- если не понимаешь смысла упражнения, спроси у родителя или одноклассника;
- отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком;
- выполни упражнения, сделай проверку, аккуратно поправь ошибку. Если получилось гряздно, перепиши.
Развитию самостоятельной учебной работы школьников способствует правильная постановка обучения самоконтролю. Важное условие для проведения самоконтроля – усвоения учащимися образов, с которыми они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.
Классификация видов самоконтроля:
- при фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути устранения. Применяется эта форма на начальном обучении самоконтролю младших школьников;
- при индивидуальном контроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы.
Организация полноценной учебной деятельности учащихся немыслима без современных средств обучения, без максимального использования их возможностей.
Кому из педагогов не приходилось наблюдать удивление, радость, интерес ученика, когда у него в руках оказывается новый учебник, атлас, книга для чтения, а тем более прибор! Кто не видел желание детей скорее посмотреть иллюстрации, прочитать новый материал, провести самостоятельно опыт. Самые трудные, нерадивые подростки, постоянно отвлекающиеся на уроках, с интересом выполняют самостоятельную работу, охотно, а главное, правильно оформляют конспект телепередачи, воспроизводят новые для них зарисовки, чертежи.
Какие средства обучения необходимы для организации самостоятельной работы на уроке? Условно их можно разделить на три группы:
дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний, т. е. учебники и учебные пособия; первоисточники, документы, тексты художественных произведений; сборники задач и упражнений; комплекты журналов и газет; научно-популярная литература; учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, телепередачи, звуко- и видеозаписи; контурные карты, схемы, таблицы; картины , опорные конспекты; коллекции, гербарии и т.д.
технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация;
средства, которые используются для руководства самостоятельной деятельностью учащихся.
Учитель вынужден использовать свои средства , побуждающие ученика к активной работе. Всегда возникает потребность в разработке и применении той , группы средств основным назначением которых является руководство самостоятельной деятельностью учащихся. К ним могут быть отнесены: общие инструктивно- методические рекомендации для учащихся к выполнению отдельных видов работ;
карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы на уроках и дополнительных занятиях;
рабочие тетради для самостоятельной работы;
карточки с алгоритмами и неалгоритмическими предписаниями, карточки с образцами выполнения заданий; карточки для программированного контроля самостоятельно выполненных заданий.
Это самый мобильный вид средств обучения, который постоянно обновляется, быстрее по сравнению с другими разрабатывается и совершенствуется в соответствии с конкретными условиями.
.
Роль учебника в обучении особая. Это настольная книга учащегося ,важнейший источник знаний. Но даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель сам его игнорирует ( а это довольно распространенное явление), не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом.
Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство организации самостоятельной работы обладает большими формирующими возможностями. Поэтому в поле зрения учителя должно быть решение двуединой задачи: выработка комплекса (общелогических, общеучебных и предметных) умений и воспитание активного, заинтересованного отношения к учебной книге. Решение этих задач начинается уже при первой встрече учащихся с новым для них учебником. Вступительная беседа преследует такие конкретные цели:
вызвать у учащихся интерес к учебнику, желание работать с ним , ответственное отношение к нему;
Дать учащимся правильное представление о роли и назначении отдельных компонентов учебника;
Помочь учащимся правильно сориентироваться в структуре учебника.
Следующий шаг в освоении учебника – общие методические рекомендации по работе с ним. Если такие рекомендации помещены в самом учебнике («Памятка»), учащиеся могут ознакомиться с ними на первом уроке. В случае отсутствия таковых в учебнике целесообразно их подготовить и поместить на специальном стенде в кабинете.
Например:
Как работать с учебником математики
1.Не спешите прочесть книгу, добивайтесь понимания каждой фразы, затем абзаца, параграфа. Не пропускайте материал в связном тексте, ибо не сможете понять дальнейшего.
2. Особое внимание обратите на формулировку теорем. Не поняв формулировку теоремы, не приступайте к ее доказательству.
3. Если в книге что-то доказывается, сначала установите, что дано и что надо найти.
4. Выполните самостоятельно все этапы доказательства теоремы.
5. Если вы читаете о каких-либо геометрических фигурах, представьте их себе в отдельности и в указанной взаимосвязи.
6. Используйте готовые модели . Они имеются не только в математическом кабинете, их много вокруг вас: комната, спичечная коробка, стакан , свернутый лист бумаги. Изготовляйте модели сами.
7. Ответьте на вопросы, помещенные в конце параграфа.
Интересным является опыт В.М.Кожевникова, учителя математики 57 школы г. Макеевка Донецкой области, который разработал для управления самостоятельной деятельностью учащихся специальный алгоритм, побуждающий школьников к структурированию учебного текста.
Алгоритм имеет следующий вид:
Выполните структурирование учебного текста.
Выделите конкретные факты в учебном тексте.
Выполните варьирование (найдите свои примеры ) на основе конкретизации.
Выделите доказательства, выводы, пояснения.
Составьте контрольные вопросы к тексту.
Сделайте резюме текста.
Выразите в одном предложении главную мысль текста.
Алгоритм ориентирует ученика и учителя на формирование целого комплекса умений.
Подобные методические приемы и находки необходимо использовать учителю, чтобы эффективно развивать самостоятельность школьников.
В современных условиях воспитание у ребят самостоятельности становится не только необходимой , но и реальной задачей.
Успешное ее решение может быть обеспечено и созданием надлежащих педагогических условий:
- внедрением стратегии обучения и воспитания, ориентированной на организацию самостоятельной деятельности учащихся;
- интеграцией усилий семьи, школы, внешкольных социальных институтов и самого школьника;
- гуманизацией отношений детей и взрослых.
15