Воспитание навыков самообучения и контроля на уроках математики.
Воспитание навыков самообучения
и контроля на уроках математики
Современная педагогика выработала основные принципы и технологии обучения учащихся любому предмету, и в частности, математики. Это принцип сознательности, наглядности, точности, доступности и прочности.
Преподаватель математики должен постоянно заботиться о том, что бы учащиеся сознательно осваивали весь курс. Знания и навыки, которые обучающиеся получают в процессе изучения математики, должны стать их прочным достоянием. Прочность освоения знаний существенно повышается, если от пассивного получения знаний и навыков перейти к активным методам работы, используя различные технологии обучения. Постоянное развитие активности и самостоятельности обучающихся вот один из важнейших принципов преподавания математики. Основная задача преподавания состоит в том, чтобы дать ученикам не только определенную сумму знаний, но и развить интерес к учению, научить их учиться.
Важным моментом подготовки учителя к уроку является поиск приемов и методов, позволяющих эффективно использовать учебный материал на уроке, материал для выработки у учащихся навыков самообразования. На каждом уроке должна быть определенная задача, сводящаяся именно к формированию этих навыков и меняющаяся в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. В другом- в формировании критического отношения студентов к результатам своей работы, требовательности к себе.
Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у студентов веры в свои способности. Найти приемы, позволяющие реализовать такие задачи, помогает практика, поиск новых приемов и методов обучения, применение новых технологий и индивидуальная работа с учащимися на уроке.
Известно, что многие студенты просто бояться приступать к решению многих задач и примеров, алгоритм решения которых им неизвестен. В группах первого и второго курса существует еще одна проблема – многие студенты имеют большие пробелы в знаниях пол математике. Слабые знания, а порой новая проблема далеко не всегда вызывает интерес к изучению материала. Порой появляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд кажется простой, а на самом деле требует нестандартного подхода. Предлагая решить ту или иную задачу, нужно сделать упор на ранее изученный материал, т.е. спланировать повторение.
Эффективным повторением и закреплением является проведение устного счета или математического диктанта в начале урока. Предложенную задачу для решения надо проанализировать с группой, предложить студентам высказать свои способы решения, предложения. Необходимо, чтобы студенты «заговорили», чтобы все подключились к обсуждению высказанных предложений. В процессе обсуждения и анализа надо указать какие правила или теоремы мы будем использовать.
Целесообразно так же использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. Тестирование позволяет:
*Учитывать индивидуальные особенности учащихся;
*проверять качество усвоения материала;
*разнообразить процесс обучения;
*сэкономить время на опрос;
*использовать тесты для компьютеризации обучения.
С помощью тестов можно проверять большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся.Содержание тестовых задачи многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого
На уроках закреплении и обобщения изученного материала можно давать различные примеры и задачи, предлагая учащимся объяснить их решение устно. При решении таких заданий устно повторяются свойства функций, правила формулы и способы решений. К данному виду работы надо подключать как можно больше ребят и обязательно оценивать их работу. При решение геометрических задач надо проводить разбор по готовому чертежу. После разбора решения задачи и записи ее в тетради необходимо предложить учащимся решить подобную задачу самостоятельно.
Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, компьютер выполняет роль и доски и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ: традиционно сильные ученики, но также и ребята, имеющие не слишком хорошую успеваемость.
Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
* целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
* видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;
* четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника.
* использовать полученные в школе знания при восприятии и критическом осмыслении информации, понимать её суть, адресную направленность.
Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, а также при решении задач, связанных с производственным содержанием, с профессиональной направленностью. Необходимо осуществлять связь изученного материала с жизнью, с практическим применением. Задачи с практической направленностью привлекают внимание всех учащихся, даже тех, кто не имеет особых успехов в изучении математики.
Трудно удержать интерес учащихся к предмету если преследуется единственная цель: научить учащихся выполнять действия по данному образцу. Поэтому, на ряду с изучением алгоритмов решения возникает необходимость учить осознанному, творческому их применению.
Рассмотрим пример решения геометрической задачи. Высота пирамиды 6 метров, основание пирамиды является прямоугольный треугольник с гипотенузой 2м. Найти наибольший объем пирамиды. Эту задачу можно решить традиционным способом – рассматривая набольшее значение функции, которая выражает объем пирамиды. Но анализ условия позволяет выяснить, что наибольший объем данная пирамида имеет при наибольшей площади основания, т.к. высота пирамиды дана. Из всех прямоугольных треугольников с заданной гипотенузой наибольшую площадь имеет равнобедренный треугольник. Отсюда и следует ответ.
Воспитывать навыки самообучения можно на уроках проведения практических диктантах выполнение рефератов и творческих работ. Оценка выполненной работы учащегося является стимулом к творческой деятельности, способствует воспитанию требовательности к себе, умению разумно организовать свой труд.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.