Формирование исследовательскиих навыков учащихся через участие в турнирах юных физиков
Формирование исследовательских навыков учащихся через участие в турнирах юных физиков
Г.Н. Солодовникова
МБОУ СОШ №93 Барабинского района Новосибирской области
В настоящее время при реализации ФГОС часто возникают два вопроса, актуальных для каждого учителя и напрямую связанных с новыми требованиями к качеству образования. Первый вопрос касается того, какие проблемы возникают у педагогов при организации исследовательской деятельности школьников, и как их преодолеть? Второй вопрос, насколько учителя физики готовы реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт, достигая не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов?
Легче всего ответить на поставленные вопросы учителям, работающим в специализированных классах естественнонаучного и математического направления, функционирующим в образовательных учреждениях Новосибирской области уже четвертый год. Специализированное обучение призвано обеспечить личностный рост каждого школьника, направлено на создание благоприятных условий для развития и постоянного наращивания творческого потенциала обучающихся, овладения навыками самостоятельной и исследовательской деятельности. Одним из путей достижения таких результатов может являться подготовка и участие в турнирах юных физиков (ТЮФах). В связи с этим попробуем ответить на вопрос «Что мы знаем о ТЮФе?»
Что такое турнир юных физиков? Сибирский ТЮФ это командное соревнование школьников (проводимое на базе НГУ в начале февраля) по решению задач, представлению полученных решений и их защите в научных дискуссиях, называемых физическими боями. Команды – по 4-6 учащихся 8-11 классов образовательных учреждений Западно-Сибирского региона. Задачи - список из 10 задач, носящих открытый исследовательский характер, выбранных оргкомитетом из списка 17 задач Международного турнира юных физиков.
Команды представляют решения задач на научных дискуссиях, называемых физическими боями. Бой проходит в три раунда. В каждом раунде команда играет одну из трёх ролей: Докладчик, Оппонент, Рецензент. Докладчик представляет суть решения задачи, обращая внимание аудитории на главные физические идеи и выводы. Оппонент задаёт уточняющие вопросы, после чего выступает со своим резюме по докладу. Он анализирует достижения и недостатки, представленные Докладчиком, и формулирует вопросы для последующей дискуссии. Рецензент даёт краткую оценку выступлений Докладчика и Оппонента.
Такая форма организации дискуссии позволяет формировать целый ряд личностных, предметных и метапредметных результатов. Во-первых, это навыки командной работы. Подготовка к турниру и участие в нём предполагают высокий уровень коммуникации. Готовность к сотрудничеству, умение работать в команде являются самыми востребованными человеческими качествами в современном мире.
Во-вторых, работа над задачами турнира позволяет приобрести некоторые познания в области физики, математики, техники и других смежных дисциплин. При этом участники турнира не только приобретают новые знания, но ещё и учатся их применять. В-третьих, участники турнира ведут своё собственное научное исследование, отвечая в конечном счёте на те вопросы, которые они сами смогли перед собой поставить.
В-четвертых, чтобы осуществить эксперимент, надо спроектировать и построить экспериментальную установку. Участники турнира осваивают основы инженерной деятельности, учатся пользоваться столярными, слесарными и другими инструментами. В-пятых, решения задач должны быть представлены ясным, кратким и выразительным образом в докладе и сопровождающей его презентации. Участникам приходится вести содержательную дискуссию, быстро и точно задавать вопросы и отвечать на них.
Приведем рекомендации по организации работы, выработанные в МБОУ СОШ №93 Барабинского района Новосибирской области.
А. Начинать подготовку можно уже с 1 сентября.
Б. Распределение ролей по каждой задаче (2-3 учащихся на задачу).
В. Невидимое важно сделать видимым. Современная видео- и фототехника, цифровая лаборатория позволяют наблюдать явления, незаметные для нас.
Г. Все результаты лучше сразу заносить в электронные таблицы – лабораторный журнал современного исследователя.
Д. Презентация доклада по задаче готовится с первого дня. Это развивает регулятивные УУД учащихся.
Е. Теория: важно построить модель, соответствующую исследуемому явлению, с использованием математического аппарата.
Таким образом, процесс подготовки школьников к турниру юных физиков позволяет решить многие проблемы, связанные с исследовательской деятельностью и реализацией ФГОС, а, значит, достичь нового качества образования.
15