Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков»
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков»
для детей младшего школьного возраста
(7-10 лет)
На начальной ступени школьного образования в связи с введением ФГОС произошли значительные изменения, в т.ч. и усиление роли изучения истории и обществознания. В федеральный компонент Базисного учебного плана и образовательный минимум содержания начального образования введена образовательная область «Окружающий мир», включающая пропедевтический курс истории, при изучении которой воспитывается патриотизм, гражданственность, уважение к опыту предков, развивается познавательный интерес, речь, память, мышление и пр.
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков» для детей младшего школьного возраста претендует на реализацию поставленной цели, т.к. имеет туристско-краеведческую направленность и призвана начать формирование у младших школьников чувств патриотизма, любви к малой Родине. В ходе внедрения программы дети начнут освоение различных понятий: Родина, страна, государство, город, семья, личность, закон, право, правительство и др., которые являются основой для развития личности. Яркие события и явления истории позволят осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать своё поведение с ценностных позиций, определить свое достойное место в окружающем мире. Отличительной особенностью авторы считают наполнение программы содержанием, ориентированным на 2 возрастные группы: детей 6-8 лет, которые воспринимают прошлое как нечто сказочное, и 9-10 лет, когда дети уже не воспринимают его как сказку, а осознают интерес к истории.
Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Новизна программы заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Цель программы: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Программа ставит целью решение следующих задач:
- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, ее законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;
- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
- обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
- воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
- создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Объем: программа рассчитана на 128 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4 классов. Участникам учебного процесса предложены занятия в «Клубе юных историков» 1 раз в неделю.
Формы реализации: Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к историческим ценностям используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная, проектная, коммуникативная, конструктивная.
Методы, используемые в процессе реализации программы:
- методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний;
- методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
- методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение исторических фактов, событий, картин, их рефлексивная оценка;
- применение парных и групповых форм обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, викторины, выставки, фестивали, соревнования, проекты, конкурсы. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов.
Тематический план занятий
Первый год
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
Раздел 1. Моя родословная (6 ч)
1.
Вводное занятие. Понятие о родословной
1
2.
Моя семья
1
3.
Поколение, потомки, предки.
1
4.
Родословное дерево.
1
5.
Практическое значение родословных в прошлом
1
6.
Составление родословного древа семьи
1
Раздел 2. Я и мое имя (10 ч)
7.
Кто я? Где живу?
1
8.
Что означают наши имена
1
9.
Как родители выбирают ребенку имя
1
10.
Имена и прозвища в Древней Руси
1
11.
Откуда к нам пришли наши имена
1
12.
Тайны наших имен
1
13.
Имя и ангел-хранитель
1
14.
Моя фамилия. Мое отчество
1
15.
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом
1
16.
«Говорящие фамилии»
1
Раздел 3. История моей семьи (6 ч)
17.
Профессия моих родителей
1
18.
Мои братья и сестры
1
19
Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники
1
20.
Кто, кому и кем доводится
1
21.
Мои прабабушки и прадедушки
1
22.
Профессии моих предков
1
Семейные обязанности и традиции
23.
Что мы знаем о традициях
1
24.
Мир семейных увлечений
1
25
Семейные обязанности
1
26.
Семейные традиции
1
27.
Фамильный герб и фамильный девиз
1
28
Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»
1
29-32
Резерв
4
15