Мастер-класс Формирование и развитие навыков экоисследования через организацию деятельности Клуба Юных Астрономов
Мастер-класс подготовила: Черных Людмила Александровна
Тема мастер-класса. Формирование и развитие навыков экоисследования через организацию деятельности Клуба Юных Астрономов. (КЮА)
Цель мастер-класса: продемонстрировать методику по приобретению младшими школьниками опыта исследований и навыков экоисследовательского поведения.
Этапы мастер-класса
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность участников
Формирование УУД
1.Вводная часть.
2.Мотивация через постановку проблемных вопросов.
3.Формулирование темы и цели исследования
Выбор методов исследования
4.Исследование через теоретические методы познания и создание творческого продукта в групповом взаимодействии
Метод сбора и анализа информации по плану. Фиксация результатов в виде страницы научного журнала «Наше Солнце»
5. Собственно-исследования
Индивидуальное задание
3. Этап социализации и афиширования результатов. Выводы.
4. Рефлексия
Подведение итогов.
В начале мастер-класса участники выбирают звезды разного цвета (голубые, красные, желтые, белые).
Создание проблемной ситуации
Прием «Почемучкины вопросы» или «Вокруг ключевого слова»
Работа в группах по заданиям
Группа№1.
Дать значение слова Солнце. Познакомиться с основными характеристиками объекта: Знак, состав, размер, масса, температура.
Группа№2.
Рассмотреть фотографии и рисунки объекта. Дописать предложения.
На Солнце есть темные. , яркие.., языки пламени -
Составить схему солнечной активности.
Группа№3
На основе своих наблюдений и знаний представить схематично процесс влияние Солнца на Землю и жизнь на Земле.(+ и -)
Работа в паре.
Исследование космоса (работа с компьютерной программой «3Д планетарий»)
Прием «Информационная минутка». Работа с журналами по астрономии.
Цель: предъявить созданный продукт. Коллективная работа
Игра в ассоциации.
Исследование, по своей сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Предлагаю и Вам включиться в активный познавательный процесс исследования космического пространства.
- Ув. коллеги, прошу выбрать звезду по своему усмотрению и занять место в команде. (каждая команда собирает звезды определенного цвета)
- догадались ли вы, о чем пойдет речь на занятии клуба юных астрономов?
Проблемный вопрос:
- вы знаете какого цвета звезды на небе?
- а хотели бы узнать? Кто уже догадался?
- попробуем предположить: звезды какого цвета самые горячие?
-какая ближайшая к нам звезда?
- что вам известно о Солнце?
Напишите ключевое слово в центре листа, фиксируйте все, что придет в голову, на пространстве вокруг этого слова, не ограничивайте себя, попробуйте выстроить какие-то связи
- какой космический объект будет сегодня в центре нашего исследования?
Попробуем составить план исследования по ключевым словам или вопросам. Ограничимся основными характеристиками Солнца, оформив страницы научного журнала.
- какими методами исследования будем пользоваться?
Координирует работу групп, оказывает помощь, советует
Организует работу за компьютером
Задает уточняющие вопросы:
- попробуйте определить: зачем нам нужны знания о Солнце?
- как можем защититься от солнечной активности? Ваши предложения.
- Если Вы – звезда. То сегодня – какая ?
Голубая- вы явились самым активным участником нашего занятия
Желтая – вы были активны, но не заинтересованы
Красная –сегодня вы просто пассивный слушатель.
Поднимите соответствующую картинку.
Ваши вопросы и предложения по эффективности приемов моей работы по теме мастер-класса
Участники рассаживаются по «звездным» группам.
Ответы- предположения
Выполняют задание
Формулировка темы, цели и задач исследования
Выбирают соответствующее схематическое изображение метода
Работа по плану:
- работа с понятием и основными характеристиками Солнца: астрономический знак, размеры, масса, температура
- схема «Солнечная активность»
- влияние на Землю
(рисунок, пиктограмма, слово, факты)
Готовят интересное мини-сообщение по страницам новых журналов по астрономии.
Обмен информацией.
Презентация страницы журнала.
Формулирование выводов о влиянии солнечной активности
Оценочный лист (для каждого участника мастер-класса)
Выполнила ли группа задачи, поставленные в начале работы
Качество представленного результата
Уровень комфортности при работе в группе
Участники заполняют оценочный лист, обсуждают, задают вопросы, советуют.
Личностные: интерес к науке
Познавательные: видеть проблемы; выдвигать гипотезы; делать умозаключения и выводы
Коммуникативные: вступать в диалог, строить продуктивное общение
Личностные:
стремление к самостоятельному изучению науки Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Регулятивные: планировать собственные действия
Коммуникативные: постановка вопросов, взаимодействие
Личностные: наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, использовать знаково-символические средства представления информации, структурирование знаний
умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира
Регулятивные: планировать собственную проектно-исследовательскую деятельность по определенному плану
Коммуникативные: сотрудничать,
высказывать свою точку зрения, свое мнение
Личностные: творческая активность и любознательность;
Познавательные: готовить тексты собственных выступлений;
Личностные:
адекватное отношение к космическим объектам, осознание значимости своей практической помощи природе Земли.
стремление к самостоятельному изучению науки
Регулятивные: навыки публичного выступления
Коммуникативные: слушать и объективно оценить выступление.
Личностные:
Регулятивные:
анализ и оценка своей работы
Коммуникативные:
высказывать свою точку зрения, свое мнение
строить продуктивное общение
Заголовок 115