Система формирования экологической грамотности на занятиях по программе Занимательная экология


Система формирования экологической грамотности на занятиях по программе «Занимательная экология»
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается система формирования экологической грамотности на занятиях по программе «Занимательная экология». Она является трёхгодичной и адресована на учащихся 1–4 классов. Показаны основные традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми, помогающие эффективно реализовывать программу.
Ключевые слова: экологическое образование, дополнительное образование, дополнительная общеразвивающая программа.
Десятилетняя практика реализации дополнительной общеразвивающей программы для начального звена «Занимательная экология» показывает, что новое и актуальное времени отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием как обучения, так и окружающей среды. Младшие школьники более открыты к формированию такого отношения к природе. Через организацию занятий в дополнительном образовании дети делают первые шаги общения с окружающим миром, у них закладываются основы твёрдых экологических убеждений.
Проведённый анализ различных публикаций [5] показал, что существующие линии учебников, внешкольных и кружковых, а также дополнительных общеобразовательных программ по экологии доказывают актуальность преподавания предмета «экология» и два года спустя после окончания декады ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005-2014). И такое образование особенно актуально в преддверии Года экологии.
Преподаватели, реализующие экологическое образование, должны помогать ребятам социализироваться на основе ценностей культуры устойчивого развития. В наших силах содействовать развитию экологически грамотной личности.
Однако сущностные характеристики таких понятий, как экологическая: грамотность, компетентность/компетенция, культура, образование, приводимые различными учёными, не позволяют прийти к однозначным выводам, что указывает на процесс продолжения формирования научной точки зрения в области экологического образования. И всё же их толкование этих понятий можно принять за вектор формирования экологичной личности. А исходя из этого простраивать соответствующее образовательное пространство.
Такое эколого-ориентированное пространство может быть создано как в школе, так и в дополнительном образовании. Главное, чтобы образование носило системный характер.
Разработанная автором программа на доступном учащимся уровне учит обнаруживать связи между неживой и живой природой, способствует формированию экологичной позиции и позволяет формировать экологическую грамотность.
Система экологических занятий распределена по трём годам обучения и обобщена в цели и задачах программы «Занимательная экология». При этом особенность дополнительного образования диктует свою специфику в её реализации. Как известно, дети не обязаны у нас заниматься, а могут прийти и остаться только, если им будет интересно. Первичный интерес к природе у младших школьников что называется «в крови». Но его необходимо поддерживать и развивать.
Поэтому в работе используются не только такие традиционные формы преподавания как: беседы, фронтальные дискуссии, рассказ и объяснение, но и практико-ориентированные: экскурсия, мини-практикум, тематические игры по экологии (в том числе и разработанные автором), занятия-путешествия и пр. Главное, чтобы получаемые детьми сведения оказывались значимыми для них и не оставались интеллектуальным балластом.
Это приводит к организации занятий так, чтобы учащимся было интересно. Каждое занятие четко сконструировано и к нему разработан конспект. Также разработано экологическое воспитательное мероприятие «Из отходов – доходы».
В программе «Занимательная экология» отсутствуют индивидуальные группы, где можно было бы заниматься исследовательской деятельностью. Однако ребята начального звена могут заниматься исследованиями и проектами в программе «Практическая экология» и такой позитивный опыт есть. Из наших совместных с детьми исследовательских работ, например, высокую оценку экспертов получили изучение мёда и исследование экологического сообщества Липатникова Гоши.
Считаю целесообразным постепенно «включать» и «привлекать» младших школьников к природоохранной деятельности, так как общение с природой должно складываться постепенно, в соответствии с возрастными особенностями.
Итак, сложившаяся система формирования экологической грамотности на занятиях по программе «Занимательная экология» способствует воспитанию любви к природе Снежинска, к своей Родине, воспитанию гуманной, творческой, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Она позволяет преодолевать утилитарный, потребительский подход к природе, порождающий безответственное отношение к ней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Указ Президента Российской Федерации о проведении в Российской Федерации Года экологии [Электронный ресурс] // Официальный интренет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201601080041. Дата обращения к ресурсу 21.07.2016.
Министерство экологии Челябинской области (официальный сайт) [Электронный ресурс] // URL: http://mineco174.ru/. Дата обращения к ресурсу 05.08.2016.
Дайнега Д.В. Ученик-эколог-исследователь как активная гражданская позиция / Организация исследовательской деятельности школьников: из опыта работы регионов России / Под ред. М.В. Медведевой. – М., Центр содействия социально-экологическим инициативам атомной отрасли 2010. – С. 147-149.
Дайнега Д.В. Воспитательное экологическое мероприятие «Из отходов – доходы» / 1001 идея интересного занятия с детьми. Вып. 26. – М., 2012. С. 23-34.
Дайнега Д.В. Актуальность изучения "экологии" как предмета в современной практике школьного и дополнительного образования [Электронный ресурс] // URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10675. Дата обращения к ресурсу 04.09.2016.
Дайнега Д.В. Система экологических занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная экология» для формирования экологической грамотности у обучающихся начального звена. [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/. Дата обращения к ресурсу 04.09.2016.
Дайнега Д.В. Соотношение понятий "экологическая грамотность", "экологическая компетентность/компетенция", "экологическая культура" в современной педагогике. [Электронный ресурс] // URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10721. Дата обращения к ресурсу 04.09.2016.
Дайнега Д.В. Теоретический анализ педагогического опыта по формированию экологической грамотности, экологической компетентности и экологической культуры в школьном, внешкольном и дополнительном образовании [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/. Дата обращения к ресурсу 04.09.2016.