Программа «Изучение флоры и фауны Хопёрского заповедника»

ПРОГРАММА
летнего профильного экологического лагеря
«Изучение флоры и фауны Хопёрского заповедника»

Авторы:
Негробова Екатерина Викторовна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования;
Дудченко Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования.

Форма: занятия в системе дополнительного образования

Вид деятельности: туристско – краеведческая деятельность

Направление воспитания: психофизическое воспитание

Пояснительная записка
Профильный экологический лагерь является одним из направлений программы непрерывного экологического образования и воспитания обучающихся биологического отдела ДТДиМ. Возрастной состав обучающихся – 12-17 лет.
Целью программы экологического лагеря является формирование экологической культуры обучающихся, через применение образовательных, воспитательных, здоровьесберегающих технологий путем взаимодействия с природными объектами.
Для реализации цели намечено решение следующих задач:
знакомство с экосистемами, видовым разнообразием флоры и фауны Хопёрского заповедника;
совершенствование навыков проведения комплексных экологических исследований, оценка состояния среды на конкретном природном участке;
организация природоохранной и оздоровительной деятельности обучающихся.
Формы обучения и воспитания в рамках программы следующие: индивидуальные, групповые, коллективные. Применяемые методы обучения и воспитания, предусмотренные программой, ориентированы на специфику особенностей содержания учебного плана, возрастные физические особенности и уровень развития мышления детей.
Программа включает лекции, беседы, практические занятия в лабораториях, познавательные экскурсии и природоохранную акцию.
Во время работы лагеря, обучающимися проводится конкретная, доступная для них работа по охране окружающей среды, такая как, очистка лесных массивов и берегов водоемов от мусора, поиск и обустройство родников, проведение природоохранных акций.
Ожидаемые результаты:
знание особенностей различных экосистем Хопёрского заповедника; проведение анализа и оценки их экологического состояния;
овладение приемами природоохранной деятельности;
совершенствование навыков участия в коллективной работе.

Учебно-тематический план работы лагеря
№ п/п
Тема
Количество часов
Форма



Всего
Теория
Практика


1.
Введение в экологическую практику
2
2
-
Лекция

2.
Экскурсия «Лес - как экосистема»
2
1
1
Беседа
Практика

3.
«Школа выживания»:
1. Жизнеобеспечение
2. Оказание первой медицинской помощи
3. Правила ориентирования на местности

2
2
-
Лекция
Беседа


4.
«Школа выживания»:
выполнение практических заданий, направленных на закрепление знаний.
2
-
2
Практика


5.
Диспут « Человек – царь природы или ее часть»
2
2
-
Диспут

6.
Компания «Очистим планету от мусора»
2
-
2
Природоохранная акция


План работы
1. Введение в экологическую практику (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Знакомство с правилами поведения в природе. 2. Правила ведения полевого дневника.
2. Экскурсия «Лес - как экосистема» (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ:1. Понятие экосистемы. 2. Флора леса. 3. Фауна леса. 4. Взаимоотношение организмов в лесной экосистеме. 5. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Лес - как экосистема».
3. Теоретические основы «Школы выживания» (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Жизнеобеспечение. 2. Оказание первой медицинской помощи. 3. Правила ориентирования на местности. 4. Костры: типы укладки костров, получение огня без спичек, костровые приспособления. 5. Растения - целители. 6. О воде: поиск и добыча воды, очистка воды, рациональное использование воды.
4. «Школа выживания» - практические занятия
СОДЕРЖАНИЕ: Практические упражнения на отработку навыков оказания первой медицинской помощи, отработка правил ориентирования на местности и укладки костров.
5 . Диспут « Человек – царь природы или ее часть» (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ: дискуссия обучающихся на заданную тему.
6. Природоохранная акция «Очистим лес от мусора» (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ: Уборка обучающимися территории усадьбы Хопёрского заповедника.

Контроль

Тема 1
(отметьте правильный ответ)
1. Вопрос: Какой вид рыб не встречается в р. Хопёр?
1. Красноперка
2. Вобла
3. Окунь
4. Сом
2. Вопрос: Выберите, какие факторы влияют на заболачивание водоемов Хопёрского леса?
1. Распашка пойменных земель
2. Выпас скота
3. Жизнедеятельность водных организмов
4. Лесные пожары

3. Вопрос: Какой вид бабочек, из обитающих на территории Хопёрского заповедника, занесен в Красную книгу Воронежской области?
1. Лимонница обыкновенная
2. Махаон
3. Павлиний глаз

4. Вопрос: Выберите породу деревьев, преобладающую в Хопёрском заповеднике.
1. сосна обыкновенная
2. сосна крымская
3. сосна сибирская

5. Вопрос: Какие деревья первыми вырастают на гарях?
1. осина
2. дуб
3. сосна
4. береза

Тема 3
1. Какие типы укладки костров вы знаете?
2. Расскажите о способах очистки воды.
3. Из представленных в гербарии образцов растений выберите лечебные и назовите из медицинские свойства.

Тема 5 Вопросы к диспуту:
1. Изменяет ли человек в современном мире законы природы?
2. Может ли Человек прожить без природы? А природа сможет ли быть без человека?

Тема 6
Ребята самостоятельно организуют природоохранную акцию по уборке территории усадьбы Хоперского заповедника..


Литература

Венгеров П.Д., Масалыкин А.И. Экологическая культура. Отношение к живой природе / П.Д. Венгеров, А.И. Масалыкин. – Воронеж: Издательство «ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ», 2003. – 143 с.
География Воронежской области / под ред. В.В. Подколзина – Воронеж: Областная типография, 1994. – 110 с.
Потапов Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. Методическое пособие / Т.А. Потапов. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 59 с.
Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере / В.И. Руденко. – Ростов – на Дону: Феникс, 2005. – 217 с.
Состояние, изучение и сохранение заповедных природных комплексов лесостепной зоны. Сборник научных статей / – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000. – 278 с.
Спангенберг Е.П. Записки натуралиста / Е.П. Спангенберг. – М: Издательство Московского университета, 1986. – 288 с.
Яхонтов А.А. Зоология для учителя / А.А. Яхонтов. – М.: «Просвещение», 1985. – 447 с.
















13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8ўђ Заголовок 915