Роль музеев Санкт — Петербурга как часть образовательного пространства для подготовки к олимпиадам естественно- научного цикла.


Доклад
на Межрегиональной педагогической конференции
«Естественно - научные олимпиады (конкурсы) школьников и их роль в образовательном пространстве»
на тему
«Роль музеев Санкт - Петербурга как часть образовательного пространства для
подготовки к олимпиадам естественно - научного цикла»
Автор: учитель биологии ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт- Петербурга Белоплотова Наталья Вилльевна.
Ученики 4-х классов нашей школы уже несколько лет участвуют олимпиаде по естествознанию, которую проводят сотрудники Дома Детского юношеского творчества Выборгского района. Это способствует повышению интереса к явлениям живой природы, изучению культурных растений, к особенностям животных. Учащиеся с большим вниманием знакомятся с обитателями живого уголка, разнообразными растениями, которые представлены в коллекции дома творчества.
В дальнейшем обучении подготовка к олимпиадам и конкурсам продолжается уже с первых уроков биологии в 6 классе. Наблюдая за учениками, я обращаю внимание на наиболее активных школьников. Для поддержания и развития интереса к предмету, на последующих уроках формируются вопросы и индивидуальные задания . В связи с уменьшением количества уроков в 6 классе большое значение имеет внеурочная (внешкольная) деятельность. Участие шестиклассников в конкурсах различного уровня способствует развитию любознательности, теоретические знания подкрепляются при подготовке к конкурсам и при посещении ботанического сада, экскурсий в природе.
Школьникам необходимы знания биологических закономерностей. Здесь мало называть основные биологические законы и известные факты, важно уметь объяснять процессы, происходящие в растениях, взаимосвязи строения и функций органов и систем растительного организма.
Особенность вопросов олимпиад заключается в том, что выученный наизусть учебник не поможет научиться логически мыслить, анализировать информацию и делать соответствующие выводы, поэтому, важно уметь обобщать и закреплять изученный материал , используя экспонаты музеев, объекты живой природы.
Сложность вопросов курса Ботаники проявляется в том, что учащиеся многое забывают, и в старших классах ботанические задания могут вызывать определенные трудности. Экскурсии помогают лучше запомнить необходимый материал. При посещении ботанического сада ребята знакомятся с разными экологическими группами растений, изучают особенности их строения и приспособления к окружающей среде, многообразие, растения разных отделов, грибы, наиболее распространенные растения в своей местности и культурные растения. Посещения ботанического сада помогают расширить и лучше усвоить вопросы физиологии, строения растений, рассматривая представителей разных экологических групп.
Посещение музеев помогает распознавать и описывать как на таблицах, так и на живых объектах:
основные части и органоиды клетки;
органы и системы органов человека;
органы и системы органов животных;
растения разных отделов;
животных отдельных типов и классов;
опасные для человека растения и животные;
наиболее распространенные растения и животные своей местности;
культурные растения и домашние животные;
съедобные и ядовитые грибы.
Экскурсии построены на важной содержательной основе – раскрывают свойства живой природы, ее закономерности, разнообразие уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры. Посещая музеи, учащиеся видят современные задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека, последствия деятельности человека в экосистемах.
Цель разнообразных экскурсий – развитие интереса к биологии, более глубокое изучение предмета, прочное усвоение и закрепление знаний.
Учащиеся должны уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Для школьников среднего возраста большое значение имеют посещения музеев и зоопарка. Во время экскурсий в Зоологический музей ребята больше узнают о разных классах животных, особенностях внешнего и внутреннего строения, приспособлениях организмов к условиям обитания, многообразии флоры, знакомятся с ее редкими и исчезающими представителями.
Посещение зоопарка, общение с животными, повышает интерес к изучаемому предмету, расширяет кругозор учащихся, помогает привить любовь к живому, формирует правильное экологическое поведение
Полученные знания учащиеся используют при подготовке к олимпиадам.
Одним из способов повышения интереса к предмету, воспитанию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является посещение школьниками музея Гигиены Санкт- Петербурга.
Об этом расскажу подробнее.
Перед экскурсией в музей учащиеся получают задания, которые охватывают все экспозиции музея. Вопросы касаются истории гигиены как науки, физиологии организма человека, профилактики заболеваний, сохранению репродуктивного здоровья, правилам ухода за зубами и т.д. Задания могут быть индивидуальными , для работы в группах, дифференцированные.
До выполнения заданий учащиеся находят необходимую информацию в различных источниках. Рассматривая экспонаты и информационные стенды музея, осмысленно усваивают материал, а полученные знания впоследствии используют при выполнении олимпиадных заданий.
Задания составляются таким образом, что позволяют изучить вопросы истории развития наук, физиологии, гигиены человека, анатомии и сохранения репродуктивного здоровья.
В музе гигиены 7 залов. В первом зале рассказывается об истории гигиены как науки. Вопросы касаются причин развития особо опасных заболеваний, необходимости соблюдения правил для предотвращения этих болезней.
В зале о «Рефлексах, привычках» вопросы для работы в группах. Учащиеся получают информацию о влиянии вредных привычек на здоровье человека, видят наглядно последствия факторов на организм человека.
Большой интерес представляет зал о «Профилактике заболеваний сердца». Задания касаются физиологии, влияния на сердце физической нагрузки, алкоголя и никотина.
Посещение зала «Репродуктивное здоровье - важный фактор благополучия человека» помогает сформировать правильное отношение к своему здоровью, формированию полезных гигиенических привычек, знания о профилактике заболеваний половых желез.
Выпускники школы выбирают специальности, связанные с дальнейшим изучением биологии. Так, например, после 9 класса - медицинские колледжи, где получают специальности -акушерское дело, лабораторная диагностика, фельдшер и другие.
Таким образом, расширение образовательной среды школьников помогает в учебе, развивает творческие способности учащихся, приобщает к самообразованию, мотивирует на приобретение новых знаний, способствует успешным выступлениям в конкурсах и олимпиадах, играет большую роль в выборе профессии.