Карточки-задания по биологии для 11 класса к теме «Развитие органического мира


Карточки-задания по биологии для 11 класса к теме «Развитие органического мира»
Карточка-задание №1
1. Заполните таблицу, используя знания из курса ботаники:
Сравнительная характеристика отделов растений
Название отделов растений Особенности
строения размножения
Водоросли Мхи Папоротники Голосеменные Покрытосеменные Чем объяснить господствующее положение покрытосеменных среди растений?Карточка-задание №2
1.Заполните таблицу, используя знания из курса зоологии:
Развитие кровеносной системы у позвоночных
Особенности строения органов кровообращения Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число сердечных камер Число кругов кровообращения Карточка-задание №3
1.Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
Направление эволюции Объективные показатели
Биологический прогресс Биологический регресс Карточка-задание №4
1. Заполните таблицу, используя знания из курса зоологии:
Сравнительная характеристика позвоночных
Название классов Особенности строения Способ размножения, характер развития зародыша
Покровов тела Кровеносной системы Органов дыхания Нервной системы 1.Рыбы 2. Земноводные 3.Пресмыкающиеся 4.Птицы 5.Млекопитающие 2. Чем объяснить господствующее положение млекопитающих среди животных?
Карточка-задание №5
1.Заполните таблицу:
Этапы развития органического мира
Название эры Длительность Растительный мир Животный мир Крупные изменения в развитии организмов и их значение для эволюции
Архейская Протерозойская Палеозойская Мезозойская Кайнозойская Карточка-задание № 6
Почему повышенный уровень организации - главный, но не единственный путь эволюции?
Ответ подтвердите примерами.
Карточка-задание №7
Приведите примеры, подтверждающие, что прогресс в общей организации всегда оказывался связанным с регрессом (недоразвитием отдельных органов или частей тела).
Карточка-задание №8
Академик И. И. Шмальгаузен, характеризуя основные направления органической эволюции, наряду с понятиями «биологический прогресс» и «биологический регресс» дает еще одно понятие – «биологическая стабилизация».
Внимательно ознакомьтесь с определением этого понятия:
« Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне.
Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но без значительного расселения» (И. Шмальгаузен).
Приведите примеры биологической стабилизации.
Карточка-задание №9
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции
Главные направления органической эволюции Краткая характеристика Примеры
1.
2.
3.
Карточка-задание №10
Используя знания из курса зоологии или ботаники, приведите убедительные доводы против теории Ж. – Б. Ламарка о «врожденном стремлении к прогрессу».
Карточка-задание №11
Укажите соответствие между признаками животных и направлением эволюции, которому они соответствуют.
Признаки животных Направление эволюции
а) уплощенное тело ската 1. ароморфоз
2. идиоадаптация
3. дегенерация
б) возникновение трех камерного сердца в) возникновение перьевого покрова г) утрата системы пищеварения у свиного цепня д) воздушные мешки у птиц е) развитый мозжечок у птиц Карточка-задание №12
Укажите соответствие между признаками растений и направлением эволюции, которому они соответствуют.
Признаки растений Направление эволюции
А) появление цветка 1. ароморфоз
2. идиоадаптация
3. дегенерация
Б) появление воздушных корней В) утрата корней и листьев у повилике Г) появление крылаток у клена Д) приспособленность к опылению шмелями Е) появление окраски венчика Карточка-задание №13
Докажите на примерах, что:
« Эволюция в целом идет не по прямой линии, а как бы по спирали, с частичными возвратами и повторениями, происходящими каждый раз на новом уровне (необратимость эволюции).
Эволюция в целом безграничная. Но это достигается ценой постоянного ее ограничения немногими биологическими прогрессивными формами, дающими начало новым видам, и немногими видами, дающими начало новым филогенетическим ветвям организмов» (И. Шмальгаузен).
Карточка-задание №14
1. Прочтите текст:
В зависимости от условий среды длительность стадий развития животных, имеющих сложный цикл, может сокращаться или удлиняться , что свидетельствует о возможности приспособления организмов к ограниченным условиям среды.
2. Ознакомьтесь с условиями эксперимента:
В два аквариума были помещены головастики лягушки одного возраста. В первый аквариум в воду опустили сетку, которая не давала возможности головастикам всплывать и дышать атмосферным воздухом.
К концу опыта были получены следующие результаты:
а) в первом аквариуме размеры головастиков увеличились;
в) во втором аквариуме появились лягушата.
3. Укажите причины различий полученных результатов.
4. Каково значение подобных явлений для эволюции? приведите примеры.