Урок по теме: Словообразование в русском языке. Способы словообразования.
Раздел 3. Словообразование в русском языке. Способы словообразования. Словосложение. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, плакаты "Способы словообразования», карточки раздаточный материал; рабочая карта урока, обучающие модули (информационный, практический, контрольный).
Цель:повторение способов образования слов в русском языке.
Развивающие:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
Воспитательные:
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Задачи:
выявить связь значения корня с лексическим значением слова;
обобщить сведения о морфемах;
повторить способы образования слова;
развивать и обогащать речь учащихся.
Литература:
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочник для учащихся. – М., 1987.
Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках языка. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1987, №8, 1988, №3.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1998.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.
Чуковский К.И. Живой, как жизнь. – М., 1966. С. 181-182.
Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М. 1975. С. 210-211;
Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 1989.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…»В. Песков.
Ход урока
I. Организационный момент.
На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование».
II. Целеполагание.
Сегодня на уроке нам предстоит:вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;
Работать мы будем в обычных тетрадях и в рабочей карте урока (Приложение 1). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?
Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?
Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» – я это знаю;«-» – я этого не знал;«?» – непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
Приложение 1Теоретические положения по теме «Словообразование»
Основные положения Этапы урока («+», «–», «?»)
первый заключительный
1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов
2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:– морфологические;– неморфологический.
Работа с эпиграфом.
– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
III. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к зачету.
Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
IV. Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? (, , , ).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
КРОССВОРД «МОРФЕМИКА»
Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
Окончание, не выраженное звуками.
Часть речи, которая не имеет окончания.
Суффикс, стоящий после окончания.
Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Наименьшая значимая часть слова.
Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Главная значимая часть слова.
Часть изменяемого слова без окончания.
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? (, )
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).
– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова.Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о). 1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
2. Доказательство.– Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.) 2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
3. Нахождение ошибок в группировках.– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите. 3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
Водяной, водолаз, водить.
Дар, дарить, подарок.
Славный, славить, слава, прославлять.
Переносица, носить, носилки.
Речка, заречье, наречие, междуречье.
Слово, словарь, дословный.
Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)
V. Информационный модуль
teleschool.russian.10.05i2_3.oms (Приложение 3)
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.
Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.
Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
– Итак, приступим
Просмотр модуля
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.
Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.
Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Морфологические способы Неморфологический способ
1. Приставочный 2. Беспорядок10. Соавтор Переход слова из одной части речи в другую
2. Суффиксальный 4. Лесничество6. Героизм 11. Чебуречная12. Столовая
3. Приставочно-суффиксальный 3. Безветрие8. Бескозырка
4. Бессуффиксный1. Говор7. Сторож
5. Сложениеа) словосложениеб) основосложениев) основосложение с одновременной суффиксацией г) Аббревиация 5. Языкознание9. Лесопарк
– Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?
– В чём здесь суть?
– На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?
– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько
Теория без практики мертва – переходим к практической части
Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение
VI. Работа с учебником.
Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова)
Определите способ образования слов. Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)
Тренировочные упражнения
(Устное задание) КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?
Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;
Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;
Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;
Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;
Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;
Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;
Ученик десятого класса – десятиклассник.
Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно)
ОАО – открытое акционерное общество
ТСЖ – товарищество собственников жилья
ЭКГ – электрокардиограмма
УЗИ – ультразвуковое исследование
ВМФ – военно-морской флот
ВВС – военно-воздушные силы
ВДВ – воздушно-десантные войска
БМД – боевая машина десанта
БМП – боевая машина пехоты
БТР – боевой транспортёр
5.Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).
Давайте подберём примеры (ответы)
(Н-р: Чайная посуда – чайная
Мороженое мясо – мороженое;
Гостиная комната – гостиная;
Ванная комната – ванная;
Приёмная комната – приёмная;
Докладная записка – докладная;
Рядовой боец – рядовой;
Больной человек – больной;
Болеутоляющее лекарство – болеутоляющее.
VII. Самостоятельная работа. Работа с тренажёром.
Ученики по очереди выполняют задания. Знакомство с практическим модулем teleschool.russian.10.05p1.oms (Приложение 3)
Ученики по очереди выполняют задания с практическим модулем
Итак, всем понятно, как работать с подобными ресурсами?
VIII. Контрольный модуль.
teleschool.russian.10.05k1.oms, teleschool.russian.10.05k2.oms (Приложение 3)
Есть ли среди вас, ребята, кто хочет попытаться пройти контрольный тест и получить за него оценку независимого эксперта, т.е. компьютера
Садимся за компьютеры. В правом верхнем углу есть значок в виде зеленого пазла. Выберите любой из них. Кликните по нему мышкой и нажмите воспроизвести модуль. Задания появились. Приступаем к выполнению.
Когда закончите, нажмите раздел итоги урока. Там каждому из вас будет поставлена оценка. Вы поставите её в свою рабочую карту а в конце урока мы подведём итог.
А мы с вами выполним тестовые задания
(Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой и занесением результатов в карту урока)
Тест
1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А.надомник, приусадебный, пресмешной;
Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В.по-братски, подводник, переувлажнить;
Г.подснежник, разбежаться, приморский;
2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А. сапожок, зубной, землянка;
Б.вбежать, красавец, глупыш;
В.дипломник, циркач, предыстория;
Г.вредитель, баловень, прародина.
3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:
А.сыграть, подполковник, поджелудочный;
Б.соразмерный, зааплодировать, представление;
В.развесёлый, прабабушка, утомление;
Г.поумнее, прескверный, буквенный.
4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
алка?
А.качалка, свалка;
Б.рыбалка, зажигалка;
В.скакалка, отжималка;
Г.Вешалка, мигалка.
5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А.заглохший, залежь, законный;
Б.загородный, задушевность, закатиться;
В.заземлённый, замшевый, заикаться;
Г.заквасить, занозить, закадычный.
Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.
IX. Подведение итогов. Работа с целями урока.
1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).
Что изучается в разделе "Словообразование"?
Какие способы словообразования существуют?
На какие группы делятся способы словообразования?
2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Вопросы классу:
Что нового узнали?
Как реализовались цели?
Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
Что на уроке удалось лучше всего?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Написание синквейнаРебята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.
СловообразованиеТрудное, но интересноеОбъясняет, развивает, учитПонятным становится словоЗдорово!
Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
основные способы словообразования.
морфемный и словообразовательный разбор.
производные и производящие основы
омонимичные корни
словообразовательные и формообразовательные морфемы
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования. Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
– Завершим работу на веселой, шутливой ноте.
1. Миниатюра «Родственники»
– Вы кто такие?– Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?– Я ваша тётя – Гусеница.
(Родня ли Гусеница Гусю?)
2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен
Самостоятельная работа (самопроверка). Слайд 13
Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.
Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн), переход(бессуфс.), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь (бессуф.)
X. Домашнее задание.
Выучить способы образования слов (по справочнику),
2. подготовить карточку для однокурсника, включив в неё 6 слов, образованных разными способами.
Приложение 1Теоретические положения по теме «Словообразование»
Основные положения Этапы урока («+», «–», «?»)
первый заключительный
1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов
2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:– морфологические;– неморфологический.
КРОССВОРД «МОРФЕМИКА»
Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
Окончание, не выраженное звуками.
Часть речи, которая не имеет окончания.
Суффикс, стоящий после окончания.
Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Наименьшая значимая часть слова.
Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Главная значимая часть слова.
Часть изменяемого слова без окончания.
Запись в тетрадях учащихся:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова?
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….?
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).
Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.
Развесёлый ( ), бездонный ( ), безбилетник ( ), предгрозовой ( ), удар ( ), переход( ), подводный ( ), водный ( ), домик ( ), насыпь ( )
Определите способ образования слов. Буквоед, волнорез, летописец, литературоведческий , искусствовед, законодательство, законопослушный , МХАТ , ТЮЗ , пресс-секретарь, премьер-министр , завмаг , дровосек, евразийский , северо-восточный , чугунолитейный , посудохозяйственный , старпом , дензнаки , красноречие , черно-белый , старомосковский , черно-бурая , мясомолочный , полстраны , КамАЗ , АО , АООТ .
Тест
1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А.надомник, приусадебный, пресмешной;
Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В.по-братски, подводник, переувлажнить;
Г.подснежник, разбежаться, приморский;
2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А. сапожок, зубной, землянка;
Б.вбежать, красавец, глупыш;
В.дипломник, циркач, предыстория;
Г.вредитель, баловень, прародина.
3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:
А.сыграть, подполковник, поджелудочный;
Б.соразмерный, зааплодировать, представление;
В.развесёлый, прабабушка, утомление;
Г.поумнее, прескверный, буквенный.
4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
алка?
А.качалка, свалка;
Б.рыбалка, зажигалка;
В.скакалка, отжималка;
Г.Вешалка, мигалка.
5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А.заглохший, залежь, законный;
Б.загородный, задушевность, закатиться;
В.заземлённый, замшевый, заикаться;
Г.заквасить, занозить, закадычный.
Способы образования терминовТермин – это слово, которое отражает научное или практическое понятие, связанное с развернутым определением (дефиницией). Иначе говоря, термин – это слово, значение которого является профессионально дефинированным. Каждый термин входит в определенное терминологическое поле, которое играет для него существенную роль и в пределах которого он поддерживает связь с дефиницией. Термин, утративший свою связь с дефиницией, превращается в рядовое лексическое обозначение – номенклатурный знак (номен). Номенклатурные названия могут употребляться вне научного контекста и периодически пересматриваться на съездах и форумах ученых. Особенно большое количество номенов существует в таких областях науки как ботаника, зоология, медицина, ветеринария.Терминология (от лат. terminus – предел, граница и греч. logos – слово, наука) – стройная система специального словарного запаса какой-либо науки, в частности ветеринарной медицины.По своей структуре термины подразделяют на монолексемные, состоящие из одного слова, и полилексемные, состоящие из нескольких слов.Способы образования терминовСуществует несколько способов образования терминов. Основными из них являются следующие:1) семантический – перенос значения. Превратившись в термины, слова общеобиходного значения объясняют обозначаемые понятия по сходству формы (например: дуга, луковица аорты, лопатка) или по функции (например: приводитель – приводящая мышца).2) морфологический – образование новых слов от существующих:а) путем присоединения к корню или к основе слова приставки или суффикса, например: ante + brachium – предплечье.б) путем соединения двух или более корней или основ в одно сложное слово с помощью соединительных элементов -o или -i, например: cruc-i-formis – крестообразный, bronch-o-genus – бронхогенный.3) синтаксический – создание устойчивых терминологических словосочетаний из двух и более слов, например: situs vescerum inversus – извращенное положение внутренностей.4) субстантивация – переход прилагательного или причастия в существительное, например: duodenum, i, n – двенадцатиперстная кишка. Опущено существительное intestinum, i n – кишка.5) эпонимия – (от греч. eponymus – по имени). Термины, образованные таким способом, включают в географическое наименование или фамилию, имя ученого, который открыл данное явление. Например:грыжа Шморля – hernium Schmorl,суматранский тигр – Panthera tigris sumatrae,болезнь Шарко – artritis Charcot.6) анаграмма – (от греч. ana – обратно, назад и gramma – буква), чаще встречается в ботанической номенклатуре, образуется путем перестановки букв в именах собственных. Например:Lobivia – род кактусовых от названия государства Bolivia.
Способы образования существительных в русском языке.
1. Приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город — при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол — стол-ик,
— прилагательных: синий — син-ев-а, синь-Æ,
— глаголов: бежать — бег-отн-я, бег-Æ,
— числительных: сто — сот-н-я, двое — двой-н-я,
— наречий: сообща — сообщ-ник, почему — почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно — под-окон-ник,
— глаголов: служить — со-служи-вец,
— прилагательных: полярный — за-поляр-j-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь — лес(о)степь, Московский государственный университет — МГУ,
5. усечение: специалист — спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать — земл(е)дел-ец.
Способы образования прилагательных в русском языке.
1. Приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный — пре-огромный,
2. суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: синий — син-еньк-ий,
— существительных: осень — осен-н-ий,
— глаголов: читать — чита-льн-ый,
— числительных: двое — двой-н-ой,
— наречий: внутри — внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег — при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский — русско-английский;
5. сложение с суффиксацией: кривой + бок — крив(о)бок-Æ-ий.
Способы образования глаголов в русском языке.
1. Приставочный — от глаголов: бежать — про-бежать,
2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: перечитать — перечит-ыва-ть, мыть — мыть-ся,
— прилагательных: красный — красн-е-ть, видный — видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан — партизан-и-ть, толпа — толп-и-ть-ся,
— числительных: двое — дво-и-ть (‘разделять надвое’),
— междометий: ах — ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: тень — за-тен-и-ть, банкрот — о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: прямой — вы-прям-и-ть,
— числительных: трое — у-тро-и-ть,
— глаголов: любить — недо-любл-ива-ть, прыгать — рас-прыгать-ся, звонить — пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить — труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить — у-мир(о)творить.
Способы образования наречий в русском языке.
1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как,
2. суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: зима — зим-ой,
— прилагательных: хороший — хорош-о,
— числительных: три — тр-ижды,
— глаголов: лежать — леж-а,
— наречий: хорошо — хорош-енько, как — как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый — по-нов-ому, давний — из-давн-а,
— существительных: верх — в-верх-у,
— числительных: двое — в-дво-ем,
— глаголов: догонять — в-догон-ку, скакать ¬ в-скачь-Æ
— наречий: долго — по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.