Комплект оценочных средст по междесциплинарному курсу МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и технического обслуживания электрического и электромеханического оборудования
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
______________ Л.С. Решетникова
___ сентября 2015 г.
Комплект оценочных средств
для оценки образовательных результатов по междисциплинарному курсу
МДК 01.02.ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
(СТРОИТЕЛЬСТВО)
Самара, 2015
РАССМОТРЕНО
МК общепрофессиональных
и естественно-научных
дисциплин
Протокол заседания № 1
от 31 августа 2015 г.
Председатель МК
Т. П. Бусова ____________
СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением
С.Г. Калинина _____________
2 сентября 2015 г.
Разработчики:
Митичкина И.Ю., преподаватель ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева»
Содержание
№
п.п.
Наименование раздела
№ стр.
1.
Пояснительная записка
..
4
2.
Паспорт комплекта оценочных средств
..
5
3.
Сводная таблица контроля и оценки освоения МДК
..
9
4.
Средства для оценки текущей успеваемости обучающихся
..
26
5.
Средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся
..
27
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплект оценочных средств предназначен для суммирующей оценки по
МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования ППССЗ по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (строительство).
Контрольно-оценочные средства разработаны на основе требований:
ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (строительство), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014г № 383.
Положения «О формировании фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева».
Рабочей программы по МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования,
утвержденной ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева».
2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для итоговой проверки результатов освоения МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования ППССЗ по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (строительство).
2.2 Требования ФГОС по освоению МДК
В результате освоения МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (строительство) следующими умениями и знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
2.2.1 В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:
У1 определять электроэнергетические параметры электрических машин и
аппаратов, электротехнических устройств и систем;
У2 подбирать технологическое оборудование для ремонта и эксплуатации
электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем,
определять оптимальные варианты его использования;
У3 организовывать и выполнять наладку, регулировку и проверку электрического
и электромеханического оборудования;
У4 проводить анализ неисправностей электрооборудования;
У5 эффективно использовать материалы и оборудование;
У5 заполнять маршрутно-технологическую документацию на эксплуатацию и
обслуживание отраслевого электрического и электромеханического
оборудования;
У6 оценивать эффективность работы электрического и электромеханического
оборудования;
У7 осуществлять технический контроль при эксплуатации электрического и
электромеханического оборудования;
У8 осуществлять метрологическую поверку изделий;
У9 производить диагностику оборудования и определение его ресурсов;
У10 прогнозировать отказы и обнаруживать дефекты электрического и
электромеханического оборудования;
2.2.2 В результате освоения МДК обучающийся должен знать:
З1 технические параметры, характеристики и особенности различных видов
электрических машин;
З2 классификацию основного электрического и электромеханического
оборудования отрасли;
З3 элементы систем автоматики, их классификацию, основные характеристики и
принципы построения систем автоматического управления электрическим и
электромеханическим оборудованием;
З4 классификацию и назначение электроприводов, физические процессы в
электроприводах;
З5 выбор электродвигателей и схем управления;
З6 устройство систем электроснабжения, выбор элементов схемы
электроснабжения и защиты;
З7 физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики,
области применения, правила эксплуатации электрического и
электромеханического оборудования;
З8 условия эксплуатации электрооборудования;
З9 действующую нормативно-техническую документацию по специальности;
З10 порядок проведения стандартных и сертифицированных испытаний;
З11 правила сдачи оборудования в ремонт и приёма после ремонта;
312 пути и средства повышения долговечности оборудования;
З13 технологию ремонта внутрицеховых сетей, кабельных линий,
электрооборудования трансформаторных подстанций, электрических машин,
пускорегулирующей аппаратуры.
2.2.3 В результате освоения учебной дисциплины формируются следующие общие компетенции, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
2.2.4 В результате освоения учебной МДК формируются элементы следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и
электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт
электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации
электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и
ремонту электрического и электромеханического оборудования.
2.2.5 В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
1 выполнения работ по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту
электрического и электромеханического оборудования;
2. использования основных измерительных приборов;
Формой аттестации по МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования проходит в виде:
1. дифференцированного зачета в 4 семестре;
2. экзамен в 5 семестре.
2.4 Требования к кадровому обеспечению оценки
Кадровое обеспечение
Характеристика
Эксперт-экзаменатор
Преподаватель МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования
Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля
Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Проверяемые
ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З
Раздел 1
Организация эксплуатации
Тема 1
Общие вопросы эксплуатации и ремонта
Практическая работа 1, 2
Тест.
Анализ производственной ситуации.
Доклад
Устный опрос.
Самостоятельная работа
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 2
Монтаж распределительных электрических сетей и осветительных установок.
Практическая работа 3,4,5
Устный опрос.
Тест.
Анализ производственной ситуации.
Доклад
Самостоятельная работа.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 3
Монтаж электрических машин и трансформаторов.
Практическая работа 6, 7, 8
Тест.
Анализ производственной ситуации.
Доклад
Устный опрос.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Раздел 2.
Технология ремонта машин
Тема 1
Организация и структура электроремонтного производства
Практическая работа 9, 10
Доклад
Тест.
Анализ производственной ситуации.
Устный опрос.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 2
Содержание ремонтов. Разборка и дефектация электрических машин.
Практическая работа 11,12,13,14.
Устный опрос.
Тест.
Анализ производственной ситуации.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
3 курс
Тема 3
Ремонт магнитопроводов и механических деталей.
Устный опрос.
Тест.
Анализ производственной ситуации.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 4
Ремонт обмоток и сборка электрических машин после ремонта.
Практическая работа 15.
Доклад
Устный опрос.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Раздел 3.
Технология ремонта трансформаторов и электрических аппаратов
Тема 1.
Капитальный ремонт трансформаторов без разборки активной части.
Практическая работа №16, 17.
Устный опрос.
Тест
Анализ производственной
ситуации.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 2.
Капитальный ремонт трансформаторов без разборкой активной части.
Практическая работа №18.
Устный опрос.
Анализ производственной
ситуации.
Доклад.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Диф. зачет
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 3.
Текущий ремонт, разборка и проверка работоспособности электрических аппаратов.
Практическая работа №19.
Анализ производственной
ситуации.
Устный опрос.
Тест
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 4.
Содержание ремонтов электрических аппаратов.
Анализ производственной ситуации.
Доклад.
Устный опрос.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 5.
Электрооборудование крановых механизмов.
Практическая работа №20, 21.
Анализ производственной
ситуации.
Тест
Устный опрос.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 6.
Электрооборудование лифтов.
Практическая работа №22, 23.
Анализ производственной
ситуации.
Устный опрос.
Тест
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 7.
Электрооборудование механизмов непрерывного транспорта.
Практическая работа №24.
Анализ производственной
ситуации.
Устный опрос.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Тема 8.
Электропривод и автоматизация работы насосов, вентиляторов и компрессоров.
Практическая работа №25, 26, 27.
Анализ производственной
ситуации.
Тест
Устный опрос.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Курсовое проектирование
Курсовая работа.
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Экзамен
ОК1-ОК1;
У1 – У10;
З1 - З13.
Типовые задания для оценки освоения
знаний З1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10, З11, З12, З13,
умений У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7, У9, У10,
общих компетенций ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
по МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического
оборудования.
Тема 1 Общие вопросы эксплуатации и ремонта
Фронтальный опрос
Каковы основные этапы и цели технической эксплуатации.
В каком виде транспортируются к месту установки (хранения) трансформаторы.
В каком виде транспортируются к месту установки (хранения) электрические машины, аппараты.
Назовите климатические исполнения оборудования.
Какие категории размещения оборудования вы знаете и в чем их отличие друг от друга.
Из каких этапов состоит процесс эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
Основные типы помещений (складов) для хранения электрического и электромеханического оборудования.
Выбор способа защиты от воздействия окружающей среды.
Способы охлаждения электрических машин.
Способы охлаждения силовых трансформаторов.
Конструктивное исполнение электрических машин по способу монтажа.
Виды технического обслуживания.
Основной недостаток системы ППР.
Вследствие чего возникает механический износ.
Действие, каких основных факторов влияет на износ изоляции.
Чем обусловлен моральный износ электрического и электромеханического оборудования.
Классификация ремонтов электрического и электромеханического оборудования.
Каковы достоинства и недостатки различных форм организации ремонта.
Что такое ремонтный цикл и из каких соображений выбирается его длительность.
Какие требования к помещениям, в которых производят электроремонтные работы.
Тема 2 Монтаж распределительных электрических сетей и осветительных установок.
Практическая работа № 4
Заполнение технологической карты монтажа сетей освещения
п./п.
Наименование операций
НТД (чертеж и т.д.)
Контрольныеоперации
Приспособленияинструмент,оборудование
Возможныедефекты,неисправности
Рекомендуемый метод устранения
Примечание
Метод
Критерии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.
1. Технологическая карта по техническому обслуживанию и ремонту светильников с лампами накаливания.
1.1.
Отключить напряжение и проверить состояние автомата на щитке освещения
ПОТ Р М-016-2001РД 153-34.0-03.150-00
Визуально измерение
Отсутствие напряжения
Указатель напряжения
1.2.
Проверка ответвления к светильнику
09.00.1-83
визуально
Наличие крышки на распредкоробке, отсутствие механических повреждений изоляции
Изоляционная лента ПХВ, Х/Б, ЛЭТСАР
Нарушена изоляция
Восстановить изоляцию или заменить участок ответвления
1.3.
Проверка крепления светильника
09.00.1-83
визуально
отсутствие повреждений
Механическое повреждение крепления
Заменить крепление
1.4.
Проверка состояния ввода и патрона
09.00.1-83
визуально
отсутствие повреждений
Плоскогубцы, отвертка, лента ПХВ, Х/Б, ЛЭТСАР
Повреждение изоляции ввода, частичное разрушение патрона
1.5.
Чистка светильника
09.00.1-83
визуально
Отсутствие пыли, грязи
Ветошь, мыльный раствор
№п./п.
Наименование операций
НТД (чертеж и т.д.)
Контрольные операции
Инструменты, материалы,приспособления
Возможные неисправности, дефекты
Рекомендации по устранению дефекта
При-меч-ание
Метод
Критерии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2. Технологическая карта по техническому обслуживанию и ремонту светильников с люминесцентными лампами.
2.1.
Отключить напряжение и проверить состояние автомата на щитке освещения
ПОТ Р М-016-2001РД 153-34.0-03.150-00
Визуально измерение
Отсутствие напряжения
Указатель напряжения
2.2.
Проверка ответвления к светильнику
09.08.07-83
визуально
Наличие крышки на распредкоробке, отсутствие механических повреждений изоляции
Изоляционная лента ПХВ, Х/Б, ЛЭТСАР
Нарушена изоляция
Восстановить изоляцию
или заменить участок ответвления
2.3.
Проверка крепления светильника
09.08.07-83
визуально
отсутствие повреждений
Механическое повреждение крепления
Заменить крепление
2.4.
Проверка состояния и чистка светильника
09.08.07-83
визуально
Отсутствие пыли, грязи, повреждения изоляции проводников
Ветошь, мыльный раствор, отвертка, плоскогубцы
Повреждение изоляции проводников внутри светильника
Заменить соединительные проводники
2.5.
Проверка состояния пускорегулирующей аппаратуры
09.08.07-83
Визуально, измерения
отсутствие повреждений
Плоскогубцы, отвертка, прибор комбинированный
Неисправен дроссель, стартер
Заменить дроссель, стартер
2.6.
Опробование работы светильника после ремонта
09.08.07-83
Визуально,
Лампа горит ровно, без миганий
Лампа мигает, не горит
Заменить лампу, стартер, поправить ламподержатель
№п./п.
Наименование операций
НТД (чертеж и т.д.)
Контрольные операции
Инструменты, материалы,приспособления
Возможные неисправности, дефекты
Рекомендации по устранению дефекта
При-меч-ание
Метод
Критерии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
3. Технологическая карта по техническому обслуживанию и ремонту светильников с лампами ДРЛ, ДНАТ.
3.1.
Отключить напряжение и проверить состояние автомата на щитке освещения
ПОТ Р М-016-2001РД 153-34.0-03.150-00
Визуально измерение
Отсутствие напряжения
Указатель напряжения
3.2.
Проверка ответвления к светильнику
09.01.15-84
визуально
Наличие крышки на распредкоробке, отсутствие механических повреждений изоляции
Изоляционная лента ПХВ, Х/Б, ЛЭТСАР
Нарушена изоляция
Восстановить изоляцию или заменить участок ответвления
3.3.
Проверка крепления светильника
09.01.15-84
визуально
отсутствие повреждений
Механическое повреждение крепления кронштейна и светильника
Заменить крепление
3.4.
Проверка состояния ввода и патрона
09.01.15-84
визуально
Отсутствие повреждений изоляции ввода и патрона
Отвертка, плоскогубцы, лента ПХВ, Х/Б, ЛЭТСАР
Повреждение изоляции ввода, окисление, нагар в контактной группе, частичное разрушение патрона
Восстановить изоляцию трубкой ПВХ или изоляционной лентой, заменить контактную группу, патрон
3.5.
Очистка светильника от пыли и грязи, пускового устройства, лампы ДРЛ
09.01.15-84
Визуально
Отсутствие пыли, грязи
Ветошь, мыльный раствор
3.6.
Проверка состояния пускорегулирующей аппаратуры (дроссель, импульсное зажигающее устройство)
ТУ 16-535.908-74
Визуально со вскрытием крышки дросселя, измерения
отсутствие повреждений эл.цепи, признаков старения изоляции дросселя (изменение цвета, нагар)
Плоскогубцы, отвертка, прибор комбинированный
Неисправна дроссель, импульсное зажигающее устройство
Заменить дроссель, импульсное зажигающее устройство
3.7.
Опробование работы светильника после ремонта
09.01.15-84
Визуально,
Включение лампы в течение 5 минут
Лампа не горит
Включить повторно автомат на ЩО, заменить лампу, импульсное зажигающее устройство
№п./п.
Наименование операций
НТД (чертеж и т.д.)
Контрольные операции
Инструменты, материалы,приспособления
Возможные неисправности, дефекты
Рекомендации по устранению дефекта
При-меч-ание
Метод
Критерии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
4. Технологическая карта по техническому обслуживанию и ремонту группового осветительного щитка.
4.1.
Проверить отсутствие напряжения на щитке освещения
ПОТ Р М-016-2001РД 153-34.0-03.150-00
Визуально измерение
Отсутствие напряжения
Указатель напряжения
4.2.
Снятие крышки щитка
06.01
·.03-78
Отвертка, нож монтерский, напильник
Крепежные винты закрашены, срыв резьбы винта, повреждение корпуса щитка, панели, закрывающей токоведущие части
Очистить винты от краски, заменить винт, устранить повреждения корпуса щитка, панели или заменить
4.3.
Очистка щитка от пыли, грязи, следов кабельного масла
06.01.03-78
визуально
Чистая поверхность, отсутствие пыли, грязи
Ветошь, мыльный раствор, бензин Б-70
4.4.
Проверить правильность, равномерность фазных подключений
06.01.03-78
визуально
Равномерная пофазная нагрузка, с отдельными автоматами питания линий
Отвертка
Неравномерное подключение линий
Равномерно подключить линии
4.5.
Проверка состояния контактов и контактных соединений пакетного выключателей и автоматов
06.01.03-78
визуально
Отсутствие окислений, нагара на контактов
Отвертка, надфиль, напильник
Окисление, нагар на контактах
Очистить контакты от нагара, окисления.
4.6.
Снять крышки с автоматов, проверить вклю.чение, отключение автомата, установить крышки
06.01.03-78
Визуально
Включение, отключение без заеданий, отсутствие нагара на контактах
Прибор для проверки эл.цепи, отвертка
Окислы, нагар, изменение цвета изоляции, автомат не включается, не отключается
Заменить автомат
4.7.
Проверить маркировку отходящих линий, знаки безопасности на щитке
06.01.03-78
Визуально
Четкая маркировка
Нечеткая маркировка, отсутствие маркировки
Обновить или восстановить маркировку
4.8.
Выполнить замер изоляции щитка, отходящих линий
06.01.03-78
Измерение
Сопротивление изоляции не менее 0,5МОм
Мегаомметр на 0,5МОм, х/б салфетка, спирт, лента ПХВ, Х/Б, ЛЭТСАР
Сопротивление изоляции менее 0,5МОм
Очистить, восстановить изоляцию, выявить элементы с поврежденной изоляцией и их заменить
Изоляция отходящих линий замеряется при выкрученных лампах, стартерах, отключении от щитка
4.9.
Выполнить замер нагрузки по фазам
06.01.03-78
Измерение
Равномерное распределение нагрузки по фазам, ток отходящих линий не превышает ном. Ток автомата
Токовые клещи
Не равномерное распределение нагрузки по фазам, ток оходящей линии больше номинального тока автомата
Равномерно распределить нагрузку, доложить мастеру
При необходимости, по указанию мастера
Тема 3.
Текущий ремонт, разборка и проверка работоспособности электрических аппаратов.
Анализ производственной ситуации
Ситуационное задание № 1.
При доставке Японского электродвигателя в комплекте не оказалось инструкционной карты и пособий к электродвигателю. При установке, его запусках и остановках в режиме холостого хода, неполадок не произошло, но через 10 мин. после запуска электродвигатель вышел из строя. В результате чего неполадки установить не удалось, т. к. нет инструкции.
Решение: Выберите правильный ответ.
1. Виноватая компания, которая производит электродвигатели.
2. Вернуть оборудование по гарантийному талону.
3. Виноваты электромонтеры, которые не умеют разбираться в иностранной технике.
4. Сделать выговор мастеру, в том, что он не проверил комплектующие оборудования.
5. Никто не виноват в случившемся.
6. Заказать новый электродвигатель, а данный списать.
7. Попробовать заменить или произвести ремонт электродвигателя, который находиться на гарантии.
Ситуационное задание № 2.
На участке по диагностике электродвигателей поставили новое японское оборудование и провели инструктаж работнику по эксплуатации и ТБ этого оборудования. Во время работы работник отлучился и попросил его заменить, но заменявший работник не был ознакомлен с работой оборудования, и оно вышло из строя (оборудование находиться на гарантии).
Решение: Выберите правильный ответ.
1. Выговор двум работникам.
2. Виновато начальство, которое не ознакомило персонал с новым оборудованием.
3. Виноват начальник цеха, который не проконтролировал работников.
4. Отдать оборудование по гарантии.
5. Снять работника с объекта и поставить другого.
6. Списать оборудование, а поставить другое.
7. Выплатить этим работникам премии.
8. Попробовать самим восстановить оборудование.
Тема 4.
Содержание ремонтов электрических аппаратов.
Примерные темы докладов.
Основные типы электрических аппаратов.
Ремонт рубильников.
Ремонт переключателей.
Ремонт предохранителей.
Ремонт реостатов и резисторов.
Ремонт автоматических выключателей.
Ремонт магнитных пускателей.
Особенности ремонта аппаратуры припуске двигателей.
Особенности ремонта электрических аппаратов с элементами силовой электроники и микропроцессорной
техники.
Преимущества и недостатки электронных аппаратов.
способы проверки электрических схем пуска и защиты электродвигателей.
Низковольтные и высоковольтные предохранители.
Тема 3
Монтаж электрических машин и трансформаторов.
Тест
1.Почему воздушные зазоры в трансформаторе делают минимальными?
1) Для увеличения механической прочности сердечника.
2) Для уменьшения намагничивающей составляющей тока холостого хода.
3) Для уменьшения магнитного шума трансформатора.
4) Для увеличения массы сердечника.
2. Почему сердечник трансформатора выполняют из электротехнической стали?
1) Для уменьшения тока холостого хода.
2) Для уменьшения намагничивающей составляющей тока холостого хода.
3) Для уменьшения активной составляющей тока холостого хода.
4) Для улучшения коррозийной стойкости.
3. Почему пластины сердечника трансформатора стягивают шпильками?
1) Для увеличения механической прочности.
2) Для крепления трансформатора к объекту.
3) Для уменьшения влаги внутри сердечника.
4) Для уменьшения магнитного шума.
4. Почему сердечник трансформатора выполняют из электрически изолированных друг от друга пластин
электротехнической стали?
1) Для уменьшения массы сердечника.
2) Для увеличения электрической прочности сердечника.
3) Для уменьшения вихревых токов.
4) Для упрощения конструкции трансформатора.
5. Как обозначаются начала первичной обмотки трехфазного трансформатора?
1) a,b,c.
2) x,y,z.
3) A,B,C
4) X,Y,Z.
6. Как соединены первичная и вторичная обмотки трехфазного трансформатора , если трансформатор имеет 11группу
(Y – звезда,
· –треугольник)?
1) Y/
·
2)
·/Y
3) Y/Y
4)
·/
·
7. Как отличаются по массе магнитопровод и обмотка обычного трансформатора от автотрансформатора, если
коэффициенты трансформации одинаковы К =1,95? Мощность и номинальные напряжения аппаратов
одинаковы.
1) Не отличаются.
2) Массы магнитопровода и обмотки автотрансформатора меньше масс магнитопровода и обмоток обычного
трансформатора соответственно.
3) Масса магнитопровода автотрансформатора меньше массы магнитопровода обычного трансформатора, а массы
обмоток равны.
4) Массы магнитопровода и обмоток обычного трансформатора меньше, чем у соответствующих величин
автотрансформатора.
5) Масса обмотки автотрансформатора меньше массы обмоток обычного трансформатора, а массы магнитопроводов
равны.
8. На каком законе электротехники основан принцип действия трансформатора?
1) На законе электромагнитных сил.
2) На законе Ома.
3) На законе электромагнитной индукции.
4) На первом законе Кирхгофа.
5) На втором законе Кирхгофа.
9. Что произойдет с трансформатором, если его включить в сеть постоянного напряжения той же величины?
1) Ничего не произойдет.
2) Может сгореть.
3) Уменьшится основной магнитный поток.
4) Уменьшится магнитный поток рассеяния первичной обмотки.
10. Что преобразует трансформатор?
1) Величину тока.
2) Величину напряжения.
3) Частоту.
4) Величины тока и напряжения.
12. Какой магнитный поток в трансформаторе является переносчиком электрической энергии?
1) Магнитный поток рассеяния первичной обмотки.
2) Магнитный поток рассеяния вторичной обмотки
.
3) Магнитный поток вторичной обмотки.
4) Магнитный поток сердечника.
13. На что влияет ЭДС самоиндукции первичной обмотки трансформатора?
1) Увеличивает активное сопротивление первичной обмотки.
2) Уменьшает активное сопротивление первичной обмотки.
3) Уменьшает ток первичной обмотки трансформатора.
4) Увеличивает ток вторичной обмотки трансформатора.
5) Увеличивает ток первичной обмотки трансформатора.
14. На что влияет ЭДС самоиндукции вторичной обмотки трансформатора?
1) Увеличивает активное сопротивление вторичной обмотки.
2) Уменьшает активное сопротивление вторичной обмотки.
3) Уменьшает ток вторичной обмотки трансформатора.
4) Увеличивает ток первичной обмотки трансформатора.
5) Уменьшает индуктивное сопротивление вторичной обмотки
трансформатора.
15. Какова роль ЭДС взаимоиндукции вторичной обмотки трансформатора?
1) Является источником ЭДС для вторичной цепи.
2) Уменьшает ток первичной обмотки.
3) Уменьшает ток вторичной обмотки.
4) Увеличивает магнитный поток трансформатора.
16. В каком режиме работает измерительный трансформатор напряжения?
1) В режиме холостого хода.
2) В режиме близком к режиму холостого хода.
3) В номинальном режиме.
4) В режиме короткого замыкания.
5) В режиме близком к режиму короткого замыкания.
17. Что произошло с нагрузкой трансформатора, если ток первичной обмотки уменьшился?
1) Осталась неизменной.
2) Увеличилась.
3) Уменьшилась.
4) Сопротивление нагрузки стало равным нулю.
Тема 3
Монтаж электрических машин и трансформаторов.
Тест
1.Почему воздушные зазоры в трансформаторе делают минимальными?
1) Для увеличения механической прочности сердечника.
2) Для уменьшения намагничивающей составляющей тока холостого хода.
3) Для уменьшения магнитного шума трансформатора.
4) Для увеличения массы сердечника.
2. Почему сердечник трансформатора выполняют из электротехнической стали?
1) Для уменьшения тока холостого хода.
2) Для уменьшения намагничивающей составляющей тока холостого хода.
3) Для уменьшения активной составляющей тока холостого хода.
4) Для улучшения коррозийной стойкости.
3. Почему пластины сердечника трансформатора стягивают шпильками?
1) Для увеличения механической прочности.
2) Для крепления трансформатора к объекту.
3) Для уменьшения влаги внутри сердечника.
4) Для уменьшения магнитного шума.
4. Почему сердечник трансформатора выполняют из электрически изолиро-
ванных друг от друга пластин электротехнической стали?
1) Для уменьшения массы сердечника.
2) Для увеличения электрической прочности сердечника.
3) Для уменьшения вихревых токов.
4) Для упрощения конструкции трансформатора.
5. Как обозначаются начала первичной обмотки трехфазного трансформатора?
1) a,b,c.
2) x,y,z.
3) A,B,C
4) X,Y,Z.
6. Как соединены первичная и вторичная обмотки трехфазного трансформа-
тора , если трансформатор имеет 11группу (Y – звезда,
· –треугольник)?
1) Y/
·
2)
·/Y
3) Y/Y
4)
·/
·
7. Как отличаются по массе магнитопровод и обмотка обычного трансфор-
матора от автотрансформатора, если коэффициенты трансформации
одинаковы К =1,95? Мощность и номинальные напряжения аппаратов
одинаковы.
1) Не отличаются.
2) Массы магнитопровода и обмотки автотрансформатора меньше масс
магнитопровода и обмоток обычного трансформатора соответственно.
3) Масса магнитопровода автотрансформатора меньше массы
магнитопровода обычного трансформатора, а массы обмоток равны.
4) Массы магнитопровода и обмоток обычного трансформатора меньше, чем
у соответствующих величин автотрансформатора.
5) Масса обмотки автотрансформатора меньше массы обмоток обычного
трансформатора, а массы магнитопроводов равны.
8. На каком законе электротехники основан принцип действия трансформа-
тора?
1) На законе электромагнитных сил.
2) На законе Ома.
3) На законе электромагнитной индукции.
4) На первом законе Кирхгофа.
5) На втором законе Кирхгофа.
9. Что произойдет с трансформатором, если его включить в сеть постоянного
напряжения той же величины?
1) Ничего не произойдет.
2) Может сгореть.
3) Уменьшится основной магнитный поток.
4) Уменьшится магнитный поток рассеяния первичной обмотки.
10. Что преобразует трансформатор?
1) Величину тока.
2) Величину напряжения.
3) Частоту.
4) Величины тока и напряжения.
12. Какой магнитный поток в трансформаторе является переносчиком
электрической энергии?
1) Магнитный поток рассеяния первичной обмотки.
2) Магнитный поток рассеяния вторичной обмотки
.
3) Магнитный поток вторичной обмотки.
4) Магнитный поток сердечника.
13. На что влияет ЭДС самоиндукции первичной обмотки трансформатора?
1) Увеличивает активное сопротивление первичной обмотки.
2) Уменьшает активное сопротивление первичной обмотки.
3) Уменьшает ток первичной обмотки трансформатора.
4) Увеличивает ток вторичной обмотки трансформатора.
5) Увеличивает ток первичной обмотки трансформатора.
14. На что влияет ЭДС самоиндукции вторичной обмотки трансформатора?
1) Увеличивает активное сопротивление вторичной обмотки.
2) Уменьшает активное сопротивление вторичной обмотки.
3) Уменьшает ток вторичной обмотки трансформатора.
4) Увеличивает ток первичной обмотки трансформатора.
5) Уменьшает индуктивное сопротивление вторичной обмотки
трансформатора.
15. Какова роль ЭДС взаимоиндукции вторичной обмотки трансформатора?
1) Является источником ЭДС для вторичной цепи.
2) Уменьшает ток первичной обмотки.
3) Уменьшает ток вторичной обмотки.
4) Увеличивает магнитный поток трансформатора.
16. В каком режиме работает измерительный трансформатор напряжения?
1) В режиме холостого хода.
2) В режиме близком к режиму холостого хода.
3) В номинальном режиме.
4) В режиме короткого замыкания.
5) В режиме близком к режиму короткого замыкания.
17. Что произошло с нагрузкой трансформатора, если ток первичной обмотки уменьшился?
1) Осталась неизменной.
2) Увеличилась.
3) Уменьшилась.
4) Сопротивление нагрузки стало равным нулю.
Вопросы к билетам
Раздел I
Организация эксплуатации и монтажа электротехнического и электромеханического и электромеханического оборудования.
1.1 Общие вопросы эксплуатации и ремонта.
Транспортирование и хранение оборудования.
Виды технического обслуживания.
Виды и причины износов электрического и электромеханического оборудования.
Классификация ремонтов электрического и электромеханического оборудования.
Классификация помещений с электроустановками.
2. Монтаж распределительных электрических сетей.
Силовые кабели: назначение, классификация, конструктивное исполнение.
Контрольные кабели: назначение, классификация, конструктивное исполнение.
Монтаж кабелей в траншеях.
Прокладка кабелей в блоках.
Прокладка на опорных конструкциях
Открытая проводка: виды и способы прокладки.
Скрытая проводка: виды и способы прокладки.
Виды, типы, формы осветительных электропроводок. (основные)
Виды, типы, формы светильников. (основные)
Монтаж скрытых осветительных проводок.
Монтаж тросовых осветительных проводок.
Монтаж распределительных щитков.
Монтаж заземляющих устройств.
3. Монтаж электрических машин и трансформаторов.
Инженерная подготовка монтажа электрического и электромеханического оборудования.
Сушка обмоток электрических машин.
Сушка трансформаторов.
Монтаж электрических машин малой и средней мощности.
Монтаж электрических машин большой мощности.
Монтаж силовых трансформаторов.
Монтаж герметичных и сухих трансформаторов.
Содержание электромонтажных и пусконаладочных работ.
Раздел II
Эксплуатация электрического и электромеханического оборудования.
4. Эксплуатация электрических сетей, пускорегулирующей аппаратуры, аппаратуры защиты, управления и контроля.
Категории надежности по уровню электроснабжения потребителей.
Работы по техническому обслуживанию кабельных ЛЭП.
Определения места повреждения кабельной линии.
Анализ аварийных режимов и отказов оборудования.
Выбор аппаратуры защиты.
Осмотр электрооборудования распределительных устройств.
Контроль контактных соединений.
Основные элементы коммутационных аппаратов.
5. Эксплуатация электрических машин.
Техническое обслуживание электрических машин.
Выбор защиты для электрических двигателей до 1000 В.
Выбор защиты для электрических двигателей выше 1000 В.
6. Эксплуатация трансформаторов.
Оперативное обслуживание трансформаторов.
Техническое обслуживание трансформаторов.
Планово-предупредительные ремонты.
Оперативное обслуживание трансформаторов.
Устройство релейной защиты трансформатора.
Устройство автоматики и сигнализации.
Текущий ремонт трансформатора.
Раздел II
Технология ремонта электрических машин.
7. Организация и структура электроремонтного производства.
Структура цеха по ремонту электрических машин.
Структура цеха по ремонту трансформатора.
Структура центральной электротехнической лаборатории.
8. Содержание ремонтов. Разборка и дефекация электрических машин.
Технические условия ремонта.
Текущий ремонт электрических машин.
Капитальный ремонт электрических машин.
Предремонтные испытания.
Разборка электрических машин.
Разборка обмоток из круглого провода.
Разборка обмоток из прямоугольного провода.
Мойка деталей и узлов.
Дефектация деталей и узлов электрических машин.
9. Ремонт магнитопроводов и механических деталей.
Ремонт сердечников (магнитопроводов).
Ремонт корпусов и подшипниковых щитов.
Ремонт валов.
Ремонт короткозамкнутых обмоток ротора.
Ремонт коллекторов и контактных колец.
10. Ремонт обмоток и сборка электрических машин после ремонта.
Изготовление и укладка обмоток.
Сборка электрических машин после ремонта.
Испытание электрических машин после ремонта.
Раздел III
Технология ремонта трансформаторов и электрических машин.
11. Капитальный ремонт трансформаторов и электрических машин.
Классификация ремонтов трансформаторов.
Подготовка к капитальному ремонту трансформатора.
Ремонт активной части трансформатора.
12. Капитальный ремонт трансформаторов с разборкой активной части.
Демонтаж активной части трансформатора.
Ремонт активной части трансформатора
Установка изоляции и обмоток.
Испытание трансформатора после капитального ремонта.
13. Текущий ремонт, разборка и проверка работоспособности электрических
аппаратов.
Текущий ремонт аппаратов.
Классификация контактов и причины их повреждений.
Проверка электрических цепей аппаратов.
Разборка электрических аппаратов.
14. Содержание ремонтов электрических аппаратов.
Ремонт рубильников и переключателей.
Ремонт предохранителей.
Ремонт реостатов и резисторов.
Ремонт автоматических выключателей.
Ремонт контакторов.
Ремонт магнитных пускателей.
Особенность ремонта аппаратуры для пуска двигателя.
Раздел IV
15. Электрооборудование подъемно-транспортных установок.
Подвесные электротележки.
Наземные электротележки.
Конвейеры ленточные.
Конвейеры подвесные.
Основное крановое оборудование.
Системы управления крановыми электроприводами.
Электроприводы тельферов.
Конструкция лифта. (Общие сведения).
16. Электрооборудование общепромышленных установок.
Электрооборудование вентиляционных установок.
Электрооборудование компрессорных установок.
Электрооборудование насосных установок.
Сводная таблица контроля и оценки освоения учебной дисциплины
Заголовок 2Заголовок 315