Урок окружающего мира для 2 класса «Будь природе другом»
Класс / предмет 2 класс Окружающий мир
Тема Будь природе другом.Друг и враг.
Педагогическая цель Определить влияние деятельности человека на природу.Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы)Сформировать желание сохранить и приумножать природные богатства Родины.
Тип урока Урок освоения новых знаний (ОНЗ)
Планируемые результаты (предметные) Определить и применять правила поведения в природе; обозначить их условными экологическими знаками
Знать изучаемые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.Уметь: объяснять экологические знаки; выполнять правила поведения в природе.
Личностные результаты формировать мотивацию природоохранной деятельности; уметь применять «Правила друзей природы» в жизни; проявлять бережное отношение к природе.
УУД (метапредметные) Познавательные: создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; формулировать цель; группировать объекты, находить общее и различия; подробно отвечать на вопросы; самим задавать вопросы;соотносить объекты
Коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, участвовать в групповой (парной) работе;формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, контролировать и оценивать свои действия.
Оборудование таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха», «Отдел охраны воды», «Отдел охраны почвы», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений»; толковые словари»; газета: «Мир вокруг нас»; карточки с заданиями; шаблоны знаков; тестовые и творческие задания; презентация.
Дидактические моменты
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Эмоцио-нальный настрой на урок Прозвенел звонок, То начнутся чудеса –
Начинается урок! От улыбок прояснятся
Я, ты, он, она - И глаза, и небеса
Вместе дружная семья. Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнись соседу справа, Улыбнитесь поскорей,
Улыбнись соседу слева. Чтобы стало на планете
Если только улыбнуться, И светлее, и теплей! 2. Актуали-зация знаний -Заполните кроссворд по описанию предметов:
1.Цветущее растение с нежным запахом. У которого после цветения вместо цветов появляются маленькие красные горошины.
2. Лесное растение. Цветы его по форме напоминают туфельки (башмачки).
3. Водное растение называют также “дитя солнца”: его прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.
4.Многолетнее травянистое растениелютиковых. Стебли густо покрыты листьями и лишь в нижней части голые.
5. Сумчатое млекопитающее. Научное название вида в переводе означает «сумчатое с собачьей головой».
6. Этот мощный и красивый зверь - олицетворение силы природы. Ему поклонялись как одному из символов родной земли.
7. Удивительно красивая и очень редкая птица. Человек выращивает их в специальном питомнике. Имеет другое название «стерх».
8. Этот зверь сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей.
1.ландыш 5.волк сумчатый
2.венерин башмачок 6.зубр
3.кувшинка чисто-белая 7.журавль белый
4.горицвет сибирский 8.тигр амурский
- Что вы можете сказать о растениях и животных нашего кроссворда? Почему?
- Какие слова получились по вертикали?
- Продолжите предложение:
Друг – это …
Враг – это …
Толковый словарь
- Чем по отношению друг к другу являются слова ДРУГ и ВРАГ? (антонимы)
- Подберите синонимы к этим словам.
Друг –
Враг –
Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Объясните их значение.
- А в природе кто друзья, а кто враги?
- А человек, это часть природы? Его можно назвать другом или врагом? Почему?
- По каким действиям человека можно судить об этом? Человек – друг Человек – враг
… …
… … Дети разгадывают кроссворд, дополняя сведения о животных и растениях.
Занесены в Красную книгу, потому, что находятся на грани исчезновения.
Человек, близкий по интересам.
Человек, стремящийся причинить вред.
Товарищ, приятель.
Противник, неприятель, недоброжелатель
Не пожелай другу, чего себе не желаешь. Любить себя - любить друга
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В дружбе правда.
Делай другу добро, да себе без беды. Дружбу помни, а злобу забывай.
Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Дружба дружбой, а служба службой.
Доказывают высказывания поступками человека
3. Сообщение темы и целей. - Кем по вашему должен быть человек природе? (Другом или врагом) Почему?
- Какова тема урока?
- М.М.Пришвина называли певец природы. Писатель не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое.
К сожалению, жизнедеятельность человека привела к тому, что природа переживает сегодня ужасные потрясения, которые негативно отражаются на состоянии здоровья. Все чаще и чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа...
- Что означает слово "Экология". Где можно найти значение этого слова?
Экология-- это наука о нашем общем доме. Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
- Что человек должен делать для того, чтобы его дом стал еще прекраснее? Стать природе другом ли брать от нее все возможное?
- Охрана растений и животных - проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе? - Что мы с вами сможем сделать сейчас на уроке? ОЦЕНКА Дети выдвигают свои гипотезы
"Экос" в переводе с греческого языка означает "дом", "логос" - "учение, наука".Знакомятся с научным термином "Экология"
Соблюдать правила поведения в природе.
Составить памятку и запомнить «Правила друзей природы»
Оформить газету «Мир вокруг нас»
4.. Усвоение новых знаний
Практичес-кая работа
Работа с газетой «Мир вокруг нас»
То, что вы видите — газета. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Её странички с экологическими проблемами зовут нас на помощь.
Наш класс - комитет по охране природы, каждая группа – отдел, который отвечает за свой сектор.
- Корреспонденты получите задание.
-А кто это – корреспонденты? Найдите значение этого слова.
- Помогите корреспондентам решить экологические задачи.
Музыкальная пауза
Корреспонденты знакомят класс с результатами работы отделов, а вы слушайте внимательно и дополняйте.
Вывод: - Так кем же должен быть человек природе (другом или врагом)? В классе работают 5 корреспондентов (дети подготовлены заранее).
Каждый корреспондент садится со своей группой, делает сообщение и задаёт проблемный вопрос. Сначала все корреспонденты делают свои сообщения, а затем идёт обсуждение в группах по 7 минут.
Правила записываются и помещаются в газету под рубрикой «Мы друзья природы».
ОЦЕНКА
5. Первичное закрепление. Послушайте стихотворение и отметьте ошибки в поведении детей.
- Проверим, какие «Правил друзей природы» вы запомнили.
1. Соотнесите начало и конец правил
2. Отметьте галочкой те правила, которые вы можете выполнять.
3. Узнайте животных со страниц красной книги, соотнесите их с названиями
– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки - они круглой формы и в красной окантовке.) - Сережа и Надя придумали несколько простых правил для друзей природы. Посмотрите, назовите правила, которые они обозначают.
- Возьмите шаблон и оформите экологический знак к одному правилу из памятки. Постарайтесь, чтобы в группе знаки не повторялись.
Поменяйтесь знаком с соседом. На обратной стороне подпишите правило, изображенное на знаке. Работа с тестовым заданием на карточках.
ОЦЕНКА
Оформление экологических знаков. Дети в парах меняются знаками и соотносят их с правилами.
ОЦЕНКА
6. Итог урока – Давайте подведем итоги нашей работы
- На какой вопрос мы нашли ответ на уроке? (Человек – это друг природы?)
- Почему он должен быть другом? ( От него зависит экологическая безопасность планеты)
– Что для природы можем сделать мы с вами? (Соблюдать правила. А главное – своими действиями не наносить ей вреда.)
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
- Сегодня мы еще раз прочувствовали, что из нас. Мы должны беречь природу.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Все в наших руках! 7. Рефлексивно-оценочный. - В наших руках и оценить свою работу на уроке. Заштрихуйте нужный пальчик на «Ладони».
Песня «Не дразните собак! » муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
8. Домашнее задание Выполните любое домашнее задание.
1. Прочитайте стихотворение С.Михалкова «Прогулка». Придумать и зарисовать знаки нарушенных правил поведения в лесу.
2. Придумать и зарисовать знаки поведения на лугу, на реке, в лесу.
3. Узнайте, какие заповедники есть в нашей местности.
4. Напишите сочинение - миниатюру «Я - защитник природы».
Музыкальная пауза
Если б только – только - только, И пускай у этой речки,
Если б только на планете,И пускай в зеленой роще,
Если б только все землянеИ пускай в лесу тенистом
Все живое берегли,Слышен гомон птичьих стай,
То возможно – можно – можно,И запомни – помни - помни,
То наверно – верно – верно,Что беречь природу надо,
Книги Красной точно – точноВсем на этом белом свете
Никогда б не завели!Ты, как можешь, помогай!
Припев:
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
Стихотворение С.Михалкова «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
Эй, ребята! — крикнул Дима,
Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
Правила отдела по охране воздуха:
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. В комнате нужно выращивать комнатные растения.
4. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко. Они должны устанавливать очистные сооружения или фильтры.
Правила отдела по охране воды:
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.
3.Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Заводы и фабрики должны устанавливать фильтры или очистные сооружения.
Правила отдела по охране почвы:1.Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет) Перерабатывать его.
2. Не допускать пожаров. (сгорает верхний плодородный слой)
3. Правильно разводить костер в лесу, не оставлять его непотушенным.
Правила отдела по охране растений:1. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не вырывать грибы.
4. Не разводить костры.
Правила отдела по охране животных:1. Главное правило — не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
2. Не шуметь в лесу.
3. Не трогать яйца птиц.
4. Не брать диких животных домой.
5. Не разрушать муравейники.
6. Не разорять гнезда.
7. Не уничтожать ужей, жаб и т.д.
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели в) буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно б) расспрошу об этом учительницу в) не пойду
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился в) закопал бы в землю
5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили
Если бы все были такими же как вы, ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.