Диагностико-аналитическая деятельность педагога — одной из значимых форм повышения учебной мотивации гимназистов.


Диагностико-аналитическая деятельность педагога - одной из значимых форм повышения учебной мотивации гимназистов.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эта притча является универсальной формулой жизни. Применима она и к деятельности учителя. Диагностико-аналитическая деятельность педагога является одной из значимых форм повышения учебной мотивации гимназистов.
Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике - фактор, влияющий на формирование положительной мотивации

Учителя-словесники отчетливо осознают исключительную важность проблемы формирования мотивации и считают, что обновленное лингвистическое содержание школьного курса русского языка требует новых подходов в организации процесса обучения. Вместе с тем ими хорошо осознаются и те негативные стороны учебного процесса, которые мешают формированию мотивации. Известно, что на уроках (и не только русского языка и литературы) превалирует стиль напряженного ожидания ("спросят - не спросят"); дети пассивны за партой, поскольку им не хватает эффекта новизны, не увлекают стандартные формы работы, средства обучения. А ведь научить можно тогда, когда ребенок хочет знать и хочет научиться.

Анализ учебного процесса в современной школе обнаруживает недооценку того факта, что в ситуации обучения взаимодействуют два фактора - собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) и личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели). Следовательно, необходимо иметь в виду, что формирование мотивации обучения складывается из двух направлений работы: раскрыть мотивационный потенциал самого предмета, с одной стороны, и раскрыть потенциал личности учителя и ученика, с другой.
Очень многие понятия в русском языке остаются для детей формальными, потому что мы часто недооцениваем самого слова. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, которая вызывает у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка.
Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, является средством создания положительного фона всего урока. Ведь ученик не может мыслить творчески, если он боится ошибиться. Поэтому авторитарная педагогика для «живого» урока неприемлема.
Как сделать урок «живым»? На уроках русского языка, как и на других дисциплинах, можно использовать ряд упражнений и приемов, позволяющих формировать и повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Вот приёмы и упражнения, используемые мной на уроках:
Приемы и упражнения Примеры
«Экзаменаторы». Учащиеся на дом получают задание подготовить ряд вопросов по теоретическому материалу. А на уроке они начинают «экзаменовать» преподавателя. И если при подобном опросе преподаватель «допустит ошибку», то радости учащихся не будет конца, хотя они и понимают, что это всего лишь игра и ошибка преподавателем была сделана намеренно. Практика показывает, что сначала это домашнее задание выполняют самые ответственные учащиеся. Но вскоре в «игру» включаются все. «Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Те, кто первым отгадал слово, делают его фонетический, морфологический или словообразовательный разбор. Остальные ученики проверяют себя и работающего у доски. Полезность подобной работы связана с тем, что обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных, грамматический строй речи. Задание 1.
Взятое взаймы и
обязанность (долг).
Обогревать и заставлять тонуть (топить).
Задание 2.
Свежезамороженный
дождь (град).
Задание 3.
Продукт, который маслом не испортишь
(каша). Она в лес не
убежит (работа).
«Орфографические задачки». Это упражнение - своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову. Задания.
План предстоящей работы
(программа).
Лучший образец (идеал). Тысяча тысяч (миллион). Графическое обозначение звука на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка).
«Почему?» Задание представляет собой ряд вопросов, целью которых является активизация мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний. Главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное высказывание в научном стиле. Задания.
Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
Почему оба слова написаны правильно? Чем отличаются слова: стукнете – стукните; вырастишь – вырастешь.
«Научите». Многие учащиеся отличаются равнодушием к процессу учения или отрицательным к нему отношением. Но если им передать часть полномочий преподавателя, ситуация меняется. Достаточно учащимся сказать: «Помогите... Научите...». Сразу проявляется активность и желание работать. «Ораторская речь». За одну - две минуты учащийся убеждает весь класс в том, что изучение этой темы необходимо. «Синквейн». Этот прием помогает понять, как ученики усвоили материал урока. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:
первая строка – имя существительное или
местоимение, обозначающее предмет, о
котором пойдет речь;
вторая строка – два прилагательных или
причастий, описывающих признаки предмета;
третья строка – три глагола, описывающие
действия предмета;
четвертая строка – фраза из четырех слов,
выражающая отношение к предмету;
пятая строка - слово-синоним к первому. ____
____ ____
____ ____ ____
____ ____ ____ ____
____
Она
Интересная, фантастическая.
Рассказывает, развлекает, воспитывает.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Книга.
Необычное определение темы. В начале занятия учитель читает стихотворную загадку о восклицательном знаке. Ребята понимают, что тема урока – восклицательные предложения. Звучат строки стихотворения ( известного ученикам поэта) с однородными членами - речь пойдет о предложениях с однородными членами.
Нестандартные темы сочинений
Сочинение лингвистических сказок. «Воскресенье. Утро. Май», «Настоящий мальчишка (девчонка). Какой он (она)?»
«Приключения в Стране Местоимений», «Автобиография Митраши»
Написание сочинений по фотографии
(с использованием компьютера и проектора) На экране – фотография. На фото – пейзаж, животные, деревенский дом, городская улица и т.д.
«Удивляй!» Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса.
Что произойдет, если…? – В таких вопросах рассматривается парадоксальная ситуация. - Что произойдет, если в русском языке не станет синонимов?
- Что произойдет, если люди не смогут пользоваться в речи именами числительными?
«Верю - не верю»
•Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что….»
•- Верите ли вы, что в слове примерять (платье), в корне пишется е, т.к. после корня нет суффикса а?
•- Верите ли вы, что в числительном семьсот в середине пишется ь?

При изучении нового материала можно предложить дифференцированные задания.
«На вкус и цвет»:
•Выполните то задание, которое вы считаете наиболее интересным:
1)выполнить два упражнения из учебника;
•2)написать по памяти , сформулировать правило с примерами;
•3)переписать на точность страницу текста из книги.
Морфологический (синтаксический) разбор на скорость по рядам, когда ученики по очереди записывают элементы разбора на доске. «Анкета». Каждый ученик получает анкету, включающую вопросы, позволяющие полностью повторить тему.
Анкета по теме «Лексика»
1.Что такое лексика?
2.Какие слова называются однозначными (примеры)
3.Какие слова называются многозначными (примеры)
4.Омонимы – это… (примеры)
5.Синонимы – это… (примеры)
6.Антонимы – это… (примеры)
7.С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
Эффективным приёмом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать
На уроке я…
Узнал…
Научился…
Понял…
Наибольшие трудности почувствовал…
Я не умел, а теперь умею…
На следующем уроке я хочу…
При формировании мотивации учителю необходимо начать с диагностики, чтобы выявить исходное состояние мотивации обучающихся.
Следующим этапом формирования мотивации станет постановка целей воспитания мотивации, а также отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации, которые позволят за небольшой срок обеспечить максимальный в данных условиях результат развития мотивации.
Применение разнообразных учебных материалов и приемов учебной работы способствует повышению интереса к предмету.
Наиболее эффективными методами обучения для развития мотивации являются проблемное обучение и интерактивные методы.
Большое влияние оказывает благоприятная атмосфера в коллективе, применение коллективной работы.
Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету.
Учитель формирует на уроке положительное отношение к новым знаниям, создает ситуации успеха, создает эмоциональный настрой на урок.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Учитель помогает ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.