Презентация. Древнегреческий театр. Трагедия, комедия и сатировская драма


В истории европейской культуры древние греки явились первыми творцами и создателями театра – как рода искусства, отражающего жизнь посредством действия в процессе игры актеров перед зрителями, и как специального сооружения, приспособленного для просмотра представлений. Слово «театр» (от греческого «theaomai» - «я смотрю») означает «место для зрителей и зрелищ». дионис (рисунок на вазе) Возникновение театральных представлений у древних греков ученые связывают с культом диониса -почитался греками как божество творческих сил природы, как покровитель плодоносящих сил земли и растительности, как изобретатель и покровитель виноградарства и виноделия. Греки любили театр страстно и современным театралам могли бы во многом позавидовать. Ведь в античном театре пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью, а сами представления давались всего три раза в год — во время праздников в честь божества диониса. Устройство древнегреческого театра Устройство греческого театра: 1 — скена2 — орхестра; 3— зрительный зал (театрон); 4 — 4. театрон (лестницы-проходы)) 5 — проскений. Рис. 4. Устройство древнегреческого театра1. скена; 2. орхестра; 3. театрон (зрительские места); 4. театрон (лестницы-проходы) Площадка, на которой выступали хор и актеры, называлась орхестра (от древнегреч. «orheomai» - «я танцую»). Орхестра была круглой или полукруглой, и в центре ее находился алтарь для совершения жертвоприношений перед представлениями. Тут же, у алтаря, располагался флейтист, аккомпанирующий хору.За орхестрой находилась постройка для переодевания актеров и хранения реквизита. Она называлась скена («палатка») и на ее фасад, обращенный к зрителям, крепились декорации. Местом для театрального сооружения выступал обычно склон холма или горы, где и организовывались под открытым небом места для зрителей – театрон. Зрительские ряды образовывали полукруги, возвышающиеся один над другим. Проходы, спускающиеся лучами сверху вниз, делили места для публики на секторы-клинья. Больше всего известно о театральной жизни Афин. Здесь жили знаменитые авторы трагедий и комедий: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр. Театр в Афинах располагался на склоне Акропольского холма и вмешал пятнадцать тысяч зрителей. Начинались представления рано утром и продолжались до вечера, и так несколько дней подряд. В V веке до н.э. вход в театр был платным (плата, впрочем, была небольшой - примерно стоимость обеда). На билете из свинца или обожженной глины указывалось, в каком секторе можно занять место. Ряд можно было выбрать любой, кроме первого. Первый ряд предназначался для должностных лиц города, жрецов, послов и почетных граждан. Буква на билете означала сектор, а мест не было , можно было занять любое место, начиная со второго ряда.Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета , взяв с собой узелок с пирожками и сосуд с вином, теплый плащ, а также подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.К просмотру пьес допускалось не только мужское гражданское население, но и женщины, и подростки, и приезжие чужеземцы, и даже рабы, если хозяин внесет входную плату. Беднейшим афинским гражданам с конца V века до н.э. выдавалось пособие, компенсирующее оплату места в театре, - теорикон. Театральным представлениям в праздниках посвящались дни с четвертого по шестой. Каждый день до обеда разыгрывалась так называемая тетралогия - три трагедии и одна сатировская драма одного автора. После обеда зрители смотрели комедию. Представления проходили в виде агона - состязаний авторов пьес на звание лучшего. Автором мог стать любой житель Афин, вне зависимости от гражданского статуса и возраста. Победителя выбирала специальная комиссия из 10 человек, основываясь на реакции зрителей - их аплодисментах и сочувственных рыданиях или возмущенных криках, свисте, стуке сандалий. Поэту-победителю доставался венок из плюща и право на увековечивание своего имени в протоколе на мраморной плите – в дидаскалии. Актеры и хорЛица, исполнявшие роли в пьесах, назывались ипокриты (букв. «толкователь») или «мастера Диониса». Все роли, как мужские, так и женские, исполнялись актерами-мужчинами. Число актеров в пьесе было ограничено тремя, поэтому ролей всегда было больше, чем актеров, и каждому актеру приходилось играть нескольких героев. По степени важности актеры были не одинаковы. Самым главным и уважаемым был первый актер – протагонист. От актеров требовалось немало природных свойств и приобретенных умений. Сильный голос и ясная дикция необходимы были по причине огромных размеров греческих театров и потому, что любая ошибка в произношении обрекала актера на насмешки. Хорошая память была обязательна, ибо не было суфлеров. Музыкальный слух и умение петь помогали взять верный тон и вести мелодию. Умение двигаться было необходимо в танцевальных партиях. Актерам нужно было знать и мастерство жестикуляции: именно руки придавали выразительность и убедительность голосу, звучащему из под застывшей маски. В целом, не случайно Аристотель отмечал, что «актер делает для успеха пьесы больше, чем автор», и распределение актеров к авторам пьес происходило, для исключения обвинений архонтов в пристрастности, с помощью жребия.Большую роль в представлениях играл хор. Хор трагедии первоначально состоял из 12 лиц, а со времен Софокла — из 15. Хор комедии состоял из 24 лиц. Перед зрителем хор выстраивался правильным четырехугольником - рядами, повернутыми к публике левой стороной. В первом ряду хора стояли пять самых лучших певцов, центральный из которых назывался корифей. Корифей был запевалой хора, руководил его действиями и вел разговор с актерами. От корифея во многом зависел успех пьесы.Особенно важную роль хор играл в комедиях. В середине пьесы происходила парабаса (букв. «проход») хора, в которой хор обращался непосредственно к зрителю и раскрывал весь замысел автора. Именно в парабасе чаще всего звучала социальная и политическая критика.В партию хора, как полагают ученые, входили не только песни, но и мелодекламация, и речи, и пляска. К сожалению, представить, как конкретно разыгрывались пьесы, крайне сложно: о танце свидетельствует лишь вазопись, а от звучания музыки и речи, от движений актеров не сохранилось ничего. Костюмы и маскиАктеры и певцы хора выступали всегда в пышных костюмах. Костюмы для трагедий были длинными, ниспадающими до пят и закрывающими руки до кисти .Величие трагедийным актерам придавала особая обувь на очень толстой подошве – котурны. Передвигаться в котурнах было неудобно, и поэтому бурные сцены очень редко встречаются в трагедии. Частым атрибутом трагедийных актеров был жезл или посох. Впрочем, даже и с ним, бывало, актеры не могли удержать равновесие и падали. Костюмы для актеров комедий были похожи на повседневную одежду греков, однако они должны были вызывать смех, и поэтому отличались нарочитой уродливостью, были короткими и почти всегда дополнялись накладным животом и задом.Лица актеров и вся голова были закрыты масками, которые прикреплялись под подбородком завязками. Делались маски из дерева или полотна и были с раскрытыми ртами, чтобы голос исполнителя звучал свободно. Как выглядели маски, можно понять из их описаний, из рисунков на вазах и по сохранившимся глиняным образцам. В трагедии маски обычно соответствовали характеру и возрасту персонажа. Например, трагедийная маска старика – это белые, редкие волосы, бритая борода, означающая траур и худые щеки, символизирующие старость и страдание. Маска сорокалетнего героя – смуглое лицо и вьющиеся борода и волосы .Женские трагедийные маски – это два типа старух (рабыня и свободная) и пять типов молодых дам, чаще всего с растрепанными волосами и страдающим выражением лица. Характерную особенность масок трагедии составляла треугольная приставка на верхней части маски, увеличивавшая рост актеров. В комедиях и сатировских драмах маски подчеркивали отрицательные черты персонажей .и цветом передавали основную черту характера: раздражительность обозначалась багровым цветом, хитрость – рыжим, болезненность – желтым. Если персонажем был современник, изготовлялась маска с портретным сходством, конечно – шаржированным. До наших дней сохранилось немало развалин театров древних греков. Старейшим является театр диониса в Афинах, вмещавший до 17 тысяч зрителей, а наиболее хорошо сохранившимся - театр в городе Эпидавре, рассчитанный на 12-14 тысяч зрителей. Важнейшее достоинство древнегреческих театров - их великолепная акустика: например, если бросить монету на орхестру театра в Эпидавре, то звук от нее будет слышен в самом верхнем ряду. Полагают, что секрет – в самой форме театра, форме огромной чаши, которая, как рупор, усиливала все звуки. Впрочем, есть мнение, что слышимость объясняется выбором материала для сидений - это известняк. Для усиления сценических эффектов и более сильного воздействия на публику в театрах применялись различные приспособления:1) подъемник (эорема, механэ) – напоминал колодец-журавль и использовался, чтобы показать богов парящими в воздухе, спускающимися с неба или удаляющимися наверх. Больше половины трагедий Еврипида оканчиваются именно появлением на подъемной машине бога, который вершит судьбы героев. Отсюда в древности появилось даже особое выражение для обозначения таких неожиданных развязок — «божество на машине» 2) существовали также звуковые машины, чтобы производить гром, сопровождающий появление божества3) крыша скены могла легко превратиться в небеса, по которым прохаживаются герои4) был предусмотрен люк с лестницей, на случай, если требовалось появления божества или теней умерших предков из-под земли. Эорема. Реконструкция. Трагедия, комедия и драмаДревнегреческий театр развивался по 3 основным руслам – в виде трагедии, комедии и драмы. трагедии (термин произошел от двух слов: «трагос» - «козел» и «ода» - песнь, и в буквальном переводе означает «козлиная песнь», что, по мнению большинства ученых, отражает древний обычай пения ряженых в козлиных шкурах). комедия - произведение шутливое и насмешливое, направленное против недостатков общественной жизни, быта и людей (в основе термина два слова: «ода» - песнь и «комос» - шествие подвыпившей компании, то есть в буквальном переводе комедия – это «песнь ватаги гуляк»). Третьим жанром драмы у греков стала драма. сюжет был связан с попаданием героев трагедии в комические ситуации. Тексты трагедий, драм и комедий всегда были стихотворным, поэтому древнегреческих драматургов называли драматическими поэтами. Особенности древнегреческой трагедии V века до н.э. Основой для трагедий у греков почти всегда были сюжеты из мифологии, повествующие о борьбе героической личности с темными силами зла за торжество добра и справедливости. Эта борьба обычно заканчивалась гибелью героя, но зритель в ходе представления, следя за развитием событий, переживал катарсис – глубокое эмоциональное очищение, которое возвышает человеческую душу, освобождая ее от всего мелочного и случайного. Трагедия утверждала веру человека в свои силы и величие человеческого духа. Первым поэтом-трагиком греки считали Феспида, вторым – Фриниха. Расцвет древнегреческой трагедии связан с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Древнегреческая комедия V века до н.э. Материал для суждений о древнегреческой комедии V века до н.э. очень скуден: это 11 пьес одного автора - афинянина Аристофана (рис. 13) - и отдельные фрагменты из пьес других афинских комедиографов.Основой для комедий Аристофана всегда были наиболее злободневные проблемы общественной и политической жизни (нравственный облик видных политиков и рядовых граждан, основы воспитания детей, литературные предпочтения толпы, тяготы войны, пагубность демагогии и внешнеполитических авантюр). Характерной чертой пьес был ввод в число действующих лиц современников с открытым называнием их имен и с портретным сходством в масках актеров, а также свобода обличения и даже личной издевки над запятнавшими себя современниками.Афинская комедия V века до н.э. получила название «политическая», или «древняя аттическая». Ученые отличают ее от так называемой «новой аттической комедии», или «бытовой» комедии (конец IV – III вв. до н.э.), сюжеты которой не касались политики, а выставляли характеры и нрав людей .2). Значение театра в жизни древних грековТеатральные представления воспринимались самими греками как важнейшие для жизни всех горожан события. Не случайно, все важные этапы подготовки и проведения драматических состязаний - допуск авторов к состязанию, распределение актеров и назначение хорегов, компенсация входной платы, выбор и награждение победителей – находились в руках первых должностных лиц города. Театр, безусловно, был теснейшим образом связан с общественной жизнью греков:1) зрители в театре не только развлекались, но и вовлекались в обсуждение многих нравственных, социальных и политических проблем. По сути, театр был вторым народным собранием, где, хоть и без официальных постановлений, обсуждались животрепещущие вопросы жизни общества. Зрители оценивали поступки героев, безнравственных героев осуждали, благородным мыслям аплодировали. Спектакли учили греков, что честность и порядочность ценятся выше коварства и предательства, а добро всегда побеждает зло или, словами Аристофана: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты».2) театральные представления были одним из средств поддержания гражданского согласия, ибо даже беднейшие граждане могли позволить себе посетить театр, а богатейшие брали на себя обязанность возместить расходы на подготовку пьес. Между тем, именно гражданское согласие было одной из основ стабильности древнегреческих городов-государств.3) театр вобрал в себя многие явления культуры древних греков (литературу, мифологию, музыку, ораторское искусство, танец, архитектуру) и наиболее ярко воплотил в себе важнейшие черты древнегреческой культуры – приоритет звучащего слова и агональный, то есть состязательный, характер жизни. Театр, таким образом, был неразрывно связан с развитием и поощрением творческих способностей человека, а повышенная роль творческого начала в культуре греков явилась, как полагают многие ученые, основой их удивительных достижений, ставших образцом для Европы.