Конспект урока истории в 5 классе по теме «Древнегреческий театр».
Конспект урока истории в 5 классе по теме «Древнегреческий театр».
Цель: создать представление о греческом театре и сравнить его с театром современным.
Задачи урока:
Обучающие:
изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции, знакомство с понятиями: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия;
Развивающие:
развивать творческие способности у учащихся.
Воспитательные:
установление связи традиций древнегреческого театра с современным, развитие эмоциональной и творческой активности учеников, воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций.
Оборудование: учебник, карта «Древняя Греция», карточки; термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене, сатиры, учебный видеороликПлан изучения:
1. Возникновение театра.
2. Здание театра и театральные представления.
3. Трагедии и комедии в древней Греции.
Ход урока:
Агафья, Александр, Анжела, Алексей, Антонина, Анатолий, Варвара, Василиса, Галина, Артем, Татьяна – как связаны эти имена с историей Древней Греции? Действительно, Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся по сей день. И это не только имена, которые мы произносим ежедневно, мы облекаем мысли в греческие слова: философия, риторика, политика, география, биология, все мы пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции. На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении. Это – театр. Попробуем выяснить, чем театр Древней Греции отличается от современного театра. Для этого давайте посмотрим наш ролик к уроку.
Внимание учеников обращается на ролик.
После краткого обсуждения – переходим к рассказу учителя.
Рассказ учителя:
Театр родился из культовых празднеств, посвященных богу Дионисию. А празднества эти были воистину всенародными. Весной, перед началом работ на виноградниках и в декабре, когда поспевало молодое вино, греки отмечали весёлые праздники в честь бога виноделия Диониса. В венке из винограда и в сопровождении шумной свиты сатиров бродит Дионис из страны в страну и повсюду учит людей разводить виноград и делать из него вино.
В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окружённый толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актёрами, а зрителями – всё население города. Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением.
Появлялся и хор, который славил богов, а в первую очередь Зевса и, конечно, Дионисия. Вот из этих-то празднеств, так и называвшихся — Дионисиями, и родился греческий театр.
Для того, чтобы узнать что из себя представлял театр, давайте немного поиграем в уже знакомую для вас игру «Из уст в уста» (заранее подготовленный текст передается от одного к другому, а затем – третьему ученику, постепенно теряя содержание, затем всем классом восстанавливается).
Текст для дидактической игры в «Из уст в уста».В греческих городах с конца VI в. до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе был свой театр, а иногда и несколько. Театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник, но эти празднества устраивались несколько раз в году. Представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. Спектакли не проводились ночью, так как не было хорошего искусственного освещения, и массовые зрелища можно было проводить только при свете солнца. За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нём буквой (А. Б, Г) указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почётных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх). Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.
Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Используя карточки ответьте на вопросы. Как назывались эти части? Каково назначение каждой из трёх частей? Что обозначено на плане цифрой 4? Ответы запишите.
1.Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации.
2. Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине.
3. Места для зрителей.
4. Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.
Учитель: Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.
Физкультминутка. Игра «Подвижное верю не верю»(если ученики согласны с утверждением - они присаживаются, если нет-подпрыгивают).
1. В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.
2. В одном из театров был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.
3. Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.
4. Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» – о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.
5. Неимущим платили компенсацию за незаработанные из-за просмотра представления деньги.
6. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам.
7. На постановки комедий порядочных женщин не пускали.
8. Все роли в греческом театре исполняли мужчины.
9. Перед представлением трагедий на орхестре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в Греции давались представления) резали поросят и кропили их кровью зрителей.
10. В нужный момент актёра могли заменить на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.Во всех театральных представлениях участвовал хор и, как правило, три актера.
Учитель: Обратите внимание на карточки. Рассмотрите изображения. Почему актеры надевали маски?
Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми. Среди юношей есть безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Раба можно было узнать сразу - его черты выдают негреческое происхождение
Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.
Греческий зритель наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляют его рыдать. Если актер высказывает благородные мысли, раздаются нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущаются так глубоко, что перестают отделять актера от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актера. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля.
Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравится, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями.
Театральные постановки проводились в форме состязания: перед началом представления выбиралось 10 судей из зрителей, которые должны были распределить 1, 2 и 3-е места между тремя поэтами, тремя первыми актерами и тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки. Всё участники состязания получали награды - венки и ценные подарки (быка, бронзовый треножник, деньги), но только первая награда означала победу, третья же была равносильна провалу.
В древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Трагедиями назывались пьесы серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. «Трагедия» по-гречески значит «песнь козлов».
О греческой трагедии лучше всего рассказать на примере трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Ознакомление с ней проводится путем чтения вслух учебника (стр. 152-153).
Вопросы: За что был наказан Прометей? Что привлекает вас в образе Прометея? Дополняя, можно сказать, что трагедия вызывала желание подражать Прометею, быть столь же бесстрашным в борьбе за счастье людей.
Посмотрите видеозапись постановки «Спор богинь» в исполнении наших одноклассников, какие ошибки они допустили?
Текст постановки. Устроили однажды греческие боги и богини роскошный пир. На этом пиру подавали вкусные кушанья и вина. Все веселились, пели, слушали игру на музыкальных инструментах. Всех богов позвали на пир, кроме богини ссор и раздоров. Эта богиня решила отомстить пирующим. Она незаметно подбросила на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини – Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что яблоко должно достаться ей.
Гера: «Яблоко должно принадлежать мне. Я, Гера, старшая из богинь».Афина: «Достойнее меня не существует. Яблоко должно быть моё. Я, Афина, богиня мудрости и справедливой войны».Афродита: «Яблоко должно достаться мне! Я, Афродита, богиня красоты и любви»Гера: «Пусть Зевс рассудит нас!»Зевс: «Я отказываюсь быть судьёй, ведь Гера моя жена, а Афина и Афродита – дочери. Обратитесь к троянскому царевичу Парису. Пусть он решит, кому отдать золотое яблоко.Гера: « Отдай яблоко мне, и я сделаю тебя владыкой Азии!»Афина: «А я сделаю тебя непобедимым воином!»Афродита: «А я отдам тебе в жёны прекраснейшую из смертных женщин!»Парис: «Неплохо стать властелином всей Азии, быть непобедимым воином, но лучше всего получить в жёны самую красивую женщину в мире! Я отдаю яблоко Афродите».Самой красивой в мире считалась Елена Прекрасная, жена Менелая, одного из ахейских царей. С помощью богини Афродиты Парис похитил Елену Прекрасную и увёз её в Трою. Так началась Троянская война.
Роль театра. Подведение итогов
Задание: Давайте теперь сравним театр современный и театр Древней Греции? Что их объединяет, а что различается. На ваш взгляд, какова роль театра в Древней Греции и в наши дни?
Домашнее задание:
Составьте текст с ошибкам о театре Древней Греции.