Родительское собрание на тему «Неразлучные друзья – родители и дети. Семейные традиции и способность ребёнка трудится».


Родительское собрание на тему: «Неразлучные друзья – родители и дети. Семейные традиции и способность ребёнка трудится».
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.
К.Д.Ушинский.
Полноценному воспитанию ребёнка способствует труд. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не столько в труде, как таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется. В труде проявляются особенности поведения ребёнка- активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и другое.
Данная деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий, по направленности - это полезная деятельность.
Трудовое воспитание в семье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит психическое и физическое развитие детей, овладение умениями и навыками. Основная задача семьи в области трудового воспитания - организовать деятельность ребёнка, чтобы она оказывала на него максимальное воспитательное воздействие.В трудовом воспитании в семье перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, применяя то или другое трудовое средство. Ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество. Ребенок должен принимать участие в трудовых делах семьи, не считая это принуждением, а должен понимать это как осознанную необходимость.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. Эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку и т. д.
С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры. Например: получать газеты и складывать их в определенном месте, кормить котенка или щенка, отвечать за порядок в буфетном шкафу, первым отвечать на телефонные звонки и т. д.
Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна.
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов. На закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство любви к близким, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение делать все перечисленные дела быстро и качественно. Учим ли мы этому своих детей, требуем ли мы от них выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Да, многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и жертвуют своим свободным временем и всю домашнюю работу делают сами, как бы жалея своего ребёнка. В такой ситуации в семье вырастет потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. Родители не должны позволить своему ребенку стать потребителем.
Часто в жизни бывают и такие ситуации:
1. Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
2. В семье растут три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому.
3. В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.
4. Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
5. Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».
Не следует приписывать процессу труда только «инструментальный смысл», т.е. видеть в нём лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметёшь пол, уберёшь со стола, тогда пойдёшь гулять»). Конечно, такие мотивировки иной раз тоже нужны, и ребёнок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок –(потрудился) – награда», плохой (отказался)- наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребёнка от труда, превращая труд в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребёнка награда, тем сильнее у него разовьётся потребность в труде». Но потребность как раз не развивается, напротив, труд всё больше лишается для ребёнка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Да, оказывается, прививать своему ребенку трудовые навыки- тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто. Сегодня не просто, зато проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в своем доме и рабочем коллективе, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает сам процесс дела, а не их результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, симулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Ведь желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Известно, что ещё на Руси в семьях присутствовали определённые русские семейные традиции и каждый родитель воспитывал своего ребёнка в соответствии с такими традициями и с уверенностью можно утверждать то, что именно они делали семью сильной и очень крепкой.
В каждой семье, несомненно, есть много традиций: отмечать День рождения, по выходным дням ходить к бабушке в гости или приглашать к себе, кататься на лыжах и др. Так пусть в вашей семье будет ещё одна традиция – это трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Это сближает и укрепляет любовь между родственниками, добавляет взаимоуважение. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.  Ведь недаром даже кот Матроскин в мультфильме «Зима в Простоквашино» говорил:
«Совместный труд, для моей пользы - он объединяет».
И своё выступление я хочу закончить стихотворением С.Брандта:
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!...Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть детей на не хороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.