Конспект урока русского языка Проверим свои умения
Конспект урока русского языка
по теме
«Проверим свои умения(обобщение о глаголе)»
Этап урока
Содержание
Примечания
I. Организация детей на занятие.
- Прозвенел уже звонок,
Поскорей начнем урок!
Будем мы писать, трудиться,
Ведь задания нелегки!
Нам, друзья, нельзя лениться –
Как мы – ученики!
- Что бы вы пожелали друг другу на этот урок?
- Что вы пожелаете мне?
- Я надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, и работать нам будет интересно.
III. Постановка целей и задач урока. Организация работы в группах.
- Какая часть речи открывала нам тайны на протяжении многих уроков русского языка?
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду, всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
В.Кондрашов
- Тема урока сегодня «Проверим свои умения».
Будем ли мы узнавать что-то новое?
- Какова цель урока?
- Какие задачи вы поставите себе на этот урок?
Не будь тороплив, а будь терпелив!- говорит пословица. И тогда любая работа будет по плечу!
-Запишем в тетрадях число.
- Работать мы будем и коллективно, и в группах. У каждой группы будет своя задача для обобщения, записанная на одной из карточек. Выбирайте.
В ходе урока вы должны будете отобрать только нужные для вашей группы сведения и составить мини-рассказ о глаголе.
Соединив части, мы представим его величество Глагол.
IV. Повторение знаний о глаголе.
Повторение о глаголе как части речи
Распознавание глагола среди других слов.
Повторение о неопределенной форме глагола.
Упражнение в образовании форм глагола от н.ф. Повторение о прошедшем времени.
Повторение о настоящем времени.
Повторение о будущем времени глагола.
- Глагол стоит на 2 месте по частоте употребления в речи.
А что такое глагол?
Упр. 333.
В данном упражнении глаголами названы 2слова. Проверим правильность.
(работа по вопросам упражнения.
Повторение памятки «Анализируем слово как часть речи»)
- Итак, отличительной особенностью глагола как части речи является то, что он обозначает действие и может изменяться по временам.
Не забывайте об этом при выполнении следующего задания.
- Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека.
Ваша задача найти глаголы среди других слов.
(Упр. 334 и его проверка)
(продолжение работы с упр. 334)
- Проверим записи друг друга: все ли глаголы выписаны, нет ли орфографических ошибок.
(оценивание на полях тетради:
+ - все верно;
*- в работе есть 1-2 ошибки или исправления;
! – в работе много ошибок или исправлений)
(звучит мелодия из мультфильма
«Трое из Простоквашино»)
- Вы узнали мелодию?
Какая книга стала сюжетом для этого мультика и кто автор этой замечательной истории?
Мы перелистаем сегодня некоторые ее страницы.
-Наш иностранный друг Том пересказал для нас отрывок из этой книги.
(работа с упр. 335,образование форм прошедшего времени глагола, работа по памятке, заполнение «окошек»)
-образование нужной формы;
-окошки;
Обратить внимание на глагол чистили
-Проверьте еще раз написанное и оцените себя.
-Чем отличаются глаголы прошедшего времени от других глаголов?
Как мы их узнаем?
- определите число глаголов в 1 предложении. Если бы д. Федор выполнял работу один, то (сметал, выносил, чистил)
-как могут изменяться глаголы?
-Чем отличается глагол заблестел? (ед.ч.)
- Какой признак можно определить у этого глагола?
Как еще изменяются глаголы прош. времени?
Запишите данный глагол в форме всех трех родов. На какую орфограмму нужно обратить внимание?
Физпауза
-После долгой уборки нужно отдохнуть. Выполним другие действия.
- Листаем книгу дальше. Правильно ли составлены предложения в следующем отрывке:
Дядя Федор и кот (в) доме жвут. А Шарк все по учстку бегат или (в) буке сдит. И ночут там.
- Домой заходит только пообедать.
Самостоятельно спишите отрывок, решив орфографические задачи.
Будьте внимательны: не все еще тайны открыл нам русский язык!
(взаимопроверка и взаимооценивание)
-Назовите глаголы, которые использует автор, и определите их время.
(работа в группах)
-Что мы знаем о настоящем времени глагола?
-Шарик – это Если бы автор использовал в тексте сущ. собака. то
Изменяются ли глаголы наст. врем. по родам?
А как они могут изменяться?
(собаки живут, бегают, сидят, ночуют)
-Какой признак можно определить у данных глаголов?
Измените по лицам глагол бегает.
На какую орфограмму нужно обратить внимание при написании глаголов наст. вр.?
- Весело проводили время трое из Простоквашино, да и забот у них хватало. А как же мама с папой д. Федора?
-Прочитаем отрывок из их письма:
Уважаемый почтальон!
Нет ли в вашей деревне городского мальчика по имени дядя Федор? Если он у вас, напишите, и мы за ним приедем. А вам привезем подарки.
-Найдите глаголы.
Что можно о них сказать? Чем эти глаголы отличаются от других?
Если бы это письмо писала только мама, то(я приеду, привезу)
А вам хочется побывать в Простоквашино?
Давайте каждый из вас пообещает: В новогодние каникулы Я обязательно ( приеду) в Простоквашино.
-Запишите глагол вместе с местоимением. Измените его по лицам.
На какую орфограмму нужно обратить внимание при написании глаголов буд. вр.?
(взаимопроверка и взаимооценивание)
Какой секрет будущего времени мы открыли?
Попробуем образовать форму будущего сложного времени.
(буду писать, буду приезжать, буду привозить)
V. Подведение итогов. Презентация глагола.
-Итак, перелистав некоторые страницы книги, мы вспомнили все, что знаем о глаголе.
-В своей группе расположите необходимые вам сведения в порядке, который подскажут вопросы:
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Есть ли особые приметы?
Как изменяется?
Какие орфограммы встречаются при написании?
(работа в группах)
-Внимание, господа! Его величество Глагол!
(отчеты групп)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Выполнили мы задачи, которые ставили в начале урока? Нужен был нам этот урок?
Прежде всего, чтобы хорошо справиться с контрольным тестом по данной теме, и не только.
А.Н.Толстой, определяя значение глагола, сказал:
«Глагол является основой языка. Найти глагол для фразы, значит – дать движение самой фразе».
Задачи следующих уроков – учиться рассказывать о своих действиях.
Знания о глаголе, которыми вы теперь владеете, несомненно, помогут вам правильно использовать эту часть речи при составлении рассказов.
Оценка своей работы:
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать
(высказывания детей)
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать, что работать с вами было интересно.
А если какие-то ошибки и недочеты встретились, нужно обязательно повторить материал.
И не переживайте: К большому терпению придет умение!
Глаголу нравиться читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!
Он нам предлагает не унывать,
Больше общаться, меньше скучать!
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115