Статья Совместно открываем мир


Совместно открываем мир.
Иванова Раиса Афанасьевна, учитель начальных классов,
Отличник образования РС(Я), Почётный работник образования РФ.
Перед современной школой стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования с родительской общественностью к сотрудничеству и партнерству школы и родителей.
Многие родители коррекционных школ не знают, как помочь своим детям, как заниматься со своими детьми, как их развивать. Поэтому одной из значимых направлений в рамках сотрудничества с родителями школа считает организация и привлечение родителей к определению перспектив развития своего ребенка, к разработке программы действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив; привлечение родителей к мониторингу достижений ребенка, к преодолению трудностей и проблем в развитии и воспитании своих детей.
Территория нашей школы-интерната обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории располагается летняя беседка, пришкольный участок, детская площадка, футбольное поле. Дворовая часть является также подъездными путями к школьной столовой, но все еще есть на территории места, которые следовало бы обустроить.
В апреле 2013 года по инициативе администрации школы-интерната и учителя начальных классов Ивановой Р.А. с помощью воспитателей, родителей и учащихся был разработан проект «Зеленый островок». Особенностью проекта является совместное групповое сотрудничество родителя и ребёнка, которое приводит к развитию ребёнка, доброжелательному общению с одноклассниками и к налаживанию взаимодействий родителей и ребёнка.
Социальная карта класса:
Неполные семьи – 5 (36%)
Социально – опасные, неблагополучные семьи – 6 (43%)
Многодетные – 8 семей (57%)
Малоимущие –8 семей (57%)
Стоящие на учёте в ПДН, КДН – 6 семей (43%)
Дети, состоящие на разных формах учета – 4 (29%)
Социальная карта показывает, что 43% детей класса воспитываются в семьях, находящимися в трудной жизненной ситуации.
У всех детей класса ослабленный иммунитет и диагноз: смешанное специфическое расстройство развития (органического генеза). Изучив состояние здоровья детей, отношение родителей к своим детям, к школе нами выявлены следующие проблемы:
Все дети с диагнозом ЗПР церебрально – органического генеза, у всех наблюдается недостаточная познавательная активность, незрелость высших психических функций.
Родители не знают, как помочь своим детям, какие методы и приёмы использовать для более эффективного воспитания и развития.
Цель проекта: Создание совместно с родителями, детьми и педагогами реабилитационной, здоровьесберегающей зоны для развития и воспитания детей во внеурочное время.
Задачи проекта:
Привлечение родителей к совместной работе со своими детьми на пришкольном участке, воспитывая их к потребности трудиться, уважать людей труда, любить и относиться бережно к природе, к земле, к результатам своего труда.
Организация социально-психологического обучения родителей;
Формировать у детей совместно с родителями практические умения и навыки по выращиванию растений с применением ручного инвентаря.
Превратить выделенную территорию возле школы-интерната в цветущий сад.
Проект состоит из четырех этапов:
№ Название этапа Цель Сроки
1. Подготовительный. Мотивация, целеполагание проекта. Май-декабрь 2013 г.
2. Проектировочный. Построение схемы деятельности. Июнь-октябрь 2013 г.
3. Основной. Реализация проекта Февраль-октябрь, каждого года.
4. Заключительный. Сопоставление действительных и желаемых результатов Сентябрь-октябрь, каждого года.
Подготовительный этап.
В ходе подготовительного этапа творческой группой педагогов, родителей и учащихся был систематизирован накопленный опыт по благоустройству школьной территории. Вместе с администрацией школы –интерната определены основные направления дальнейшей работы, расставлены приоритеты организационной, трудовой и воспитательной деятельности, составлен план реализации проекта на 2013 – 2014 учебный год.
В план мероприятий подготовительного этапа входит:
Анкетирование учащихся на тему «Зона отдыха на территории школы-интерната».
Анкетирование родителей «Зона отдыха на территории школы-интерната».
Анализируя социологический опрос, сделали следующие выводы:
1) большинство опрошенных детей и родителей считают, что зона отдыха нужна;
2) ухоженная территория и красивоцветущие клумбы, по мнению детей и родителей нужна только для красоты;
3) в то, что зона отдыха нужна для развития детей считают только около 16 % родителей;
4) родителей и детей, желающих работать в создании зоны отдыха, только около 50%.
Проектировочный этап:
Рассмотрение родителями выделенного классу участка.
Создание плана-схемы, дизайна проекта.
Схема - планирования высадки растений.
Утверждение плана – схемы проекта.
Родительский комитет на классном собрании, осмотрев выделенный участок, представил свои идеи по созданию на территории школы-интерната «Зоны отдыха», выслушав «за» и «против», получили советы и рекомендации администрации школы-интерната для дальнейшего усовершенствования своего плана.
В создании плана-схемы активно включились дети и родители, с большим энтузиазмом вносили свои предложения и пожелания. Все пожелания, предложения родителей, детей, несомненно было учтены и приняты во внимание.
Создание плана-схемы, дизайна проекта.
В создании плана – схемы проекта нам помогли родители, в основном папы. Учитывая пожелания всех участников проекта, нарисовали план нашего «Зелёного островка».
 По плану видно: здесь много клумб для цветов, круглый стол с овальной скамейкой, напротив две скамейки для отдыха и бесед, альпийская горка, песочница. План понравился всем членам проекта, утвердили на общем родительском собрании.
С осени до конца года дети с родителями занимались в кружках «Земля – наш дом» и «Мир цветов» под руководством педагогов интерната. Целый год изучали о садовых цветах, учились, как правильно сеять семена растений, как ухаживать за ростками цветов. Родители приносили семена различных цветов, вместе с детьми мастерили ящички для рассад.
Для реализации нашей совместной работы использовались коллективные и индивидуальные формы работы. Было целесообразно сочетание индивидуальных и коллективных форм взаимодействия: выполнение индивидуальных поручений, беседа, консультации, совместный поиск решения проблем. Для педагогов важно завоевать доверие родителей, вызвать их на откровенность. И всё это помогло лучше понять ребёнка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретного ученика в школе и дома. Психологическим условием такого межличностного взаимодействия является внимательность и не торопливость.
Все дети старались, они ждали с нетерпением появление первых ростков. Какая радость и гордость была у них, когда появились они! По очереди осторожно поливали нежные росточки.
Дети, посещающие кружки, в сравнение с другими детьми показали хорошие результаты по знанию растений, высадке семян цветов и ухаживанию за ними, у детей повышен уровень экологической культуры, а родители вплотную включились школьную жизнь своих детей.
Наступил конец мая, растаял снег, пришла пора вместе с родителями построить наш островок. Все, и дети, и родители, почистили и подготовили место своего будущего проекта. Родители от спонсоров получили строй - материал. По схеме папы стали строить наш «Зелёный островок». Приходили после работы, в выходные вместе со своими мальчишками, которые были в восторге от совместной работы с папой в таком важном деле!
Дети рады, что научились у своих пап многому полезному. И отцы были довольны совместной работе со своими мальчишками.
Вот и скамейки и стол готовы, нашли свои места новые клумбы в виде солнышка. Девочки с мамами и бабушками покрыли всё акватексом, чтоб наш проект служил интернату надолго. Клумбы покрасили семи цветами радуги, чтоб были они красивыми, яркими и весёлыми. Подготовили вместе с мамами почву для клумб. Таскали тачкой много земли, песка и чернозёма.
И настал, наконец, момент высадки наших рассад, которые дети сами вырастили в классе и дома с родителями.
Летом дети остались в лагере «Росток» при интернате и ухаживали за своими цветочными клумбами: поливали, чистили от сорняков. И получился осенью настоящий красивый, разноцветный островок!
Дети, родители, педагоги довольны, что сообща сделали свой маленький островок, куда были вложены, много сил, работы. Некоторые родители удивлялись стараниям и умениям своих детей. По их словам они смогли лучше узнать своих детей, стали увереннее чувствовать в вопросах воспитания детей, обучились разным приёмам и методам развития своих детей. Родители поняли, что сотрудничая с педагогами и со своими детьми, больше узнали об особенностях своих детей, посмотрели на них с разных позиций.
Дети были рады, что из маленьких семян выросли такие красивые цветы, загляденье! По итогам первого года нашего проекта дети с родителями в связи Годом Литературы описали свою работу в стихах и выпустили маленькую красочную книжку. Все пришли к выводу, что в следующем году постараемся ещё красивее сделать наш «Зелёный островок».
По итогам нашей совместной работы в проекте дети с родителями выступили:
на республиканском конкурсе детских проектов «Я могу, я знаю, я умею»,
в Центре естественно- научного и технического творчества «Процент» в рамках III экологической конференции «Мой мир» в секции «Цветоводство и овощеводство»,
в международном заочном конкурсе «Моя жизнь в школе» в г. Чебоксары.
в конкурсе чтецов «Земля наш дом родной», посвященному году Литературы и Всемирному Дню Земли.
участвовали в городском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги - 2015»
в конкурсе «Всероссийского центра гражданских и молодёжных инициатив «Идея» в номинации «Детский социальный проект».



Проект «Зелёный островок» цикличный, практически ориентированный. Первые результаты проекта – это ухоженная, цветущая зона для релаксирующих мероприятий. 1. Повысилась экологическая культура детей и родителей.2. У многих родителей появился интерес и желание создать зону отдыха в домашних условиях и привлечь в работу всех членов семьи. 3. Улучшилось психо – физиологическое здоровье и развитие детей: получили заряд энергии, эмоционально успокоились, стали увереннее, повысилась мотивация к учебе, стало меньше пропусков по болезни, в этом учебном году не было ни одного без причинного пропуска. 4. Дети совместно с родителями научились ценить свой труд и труд других. Многие родители сами узнали азы цветоводства, с детьми сажают цветы дома, ухаживают за ними. Результат совместного проекта – это не только социализация детей с ОВЗ, но и их родителей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Зелёный островок» в стихах.
В доме - интернате
Много милых уголков.
Только все мы захотели
Милый сердцу островок!
Педагоги, мамы, папы –
Думали ни день, ни два.
Книжек много прочитали,
Вместе с нами рисовали.
А помощниками были
Интернет, вай-фай и гугл.
Уголок зелёный,
Где мы будем отдыхать,
Без проекта сложного
Нам не создавать!
Творческий подход, уменье-Нам помогут без труда,Сделать новое творенье –Не на год, а на века!
Надо силы приложить,
Чтоб земелюшку взрыхлыть,
Бросить семечко туда,
А потом не без труда
Дожидаться, как росток
Превращается в цветок.
Надо очень потрудиться,
Чтоб росточку дать напиться.
Семена мы покупали
В магазинах и ларьках
А весной мы их сажали
Поливали, наблюдали ,С нетерпением лета ждали
Чтобы в клумбы посадить
Наши нежные росточки!
Помогал я дяде Яше
Столяр, плотник – классный он!
Мы строгали и пилили,
Гвозди ровно забивали,
Доски долго измеряли,
По порядку их считали.
Получилось!
2 беседки, 3 скамейки,
Клумбы! Целых 6 лучей
Солнцу будет веселей!
Красить клумбы и скамейки
Помогали много мам,
Лучше всех трудилась баба –
Я ведь знаю – рядом был,
Помогал как мог, работал,
Отдыхать ей предлагал,
Потому что эта Бабушка-
Бабулечка моя !!!
Клумбы посреди двора
Папы сделали вчера.
Мы сажаем с мамами
Цветы – росточки славные!
«Цветы чисты, красивы и невинны,
И дарят сил прилив и красоту.
И ощущаю я особое волнение,
Когда я вижу эту ценность наяву!»
Получился островок!
Уголок – для изучения!
Наслаждения!
Разных встреч!
Самый нужный
Самый добрый
И любимый,
Сердцу милый,
Наш «Зеленый островок»!
В островке зелёном поднялись цветочки.
К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки повернут цветочки,
Развернут бутоны, в солнышке утонут.
Анкетирование:

Уборка и подготовка территории проекта

Обсуждение и утверждение проекта
-16573551435
Занятия в кружке «Земля – наш дом»




Вот и появились первые росточки

Работа с родителями в создании проекта



Результат нашего совместного труда.

Выпустили сборник стихов о нашем проекте «Зелёный островок»