Мастер-класс для педагогов Приёмы коррекции нарушений письменной речи у детей с ОВЗ
МАСТЕР – КЛАСС
«Приёмы коррекции нарушений письменной речи у детей с ОВЗ»
Провела
Красикова Т.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории
в рамках районной августовской конференции
педагогических и руководящих работников
на творческой площадке
«Стандартизация образования обучающихся с ОВЗ:
реалии и перспективы»
Куйбышев, 2015
Цель: показать приемы коррекции специфических ошибок на логопедических занятиях и уроках русского языка.
Оборудование: ПК, проектор, экран, тексты диктантов, ручки, мяч, шкатулка, буквы из наждачной бумаги.
Разминка. Игра «Волшебная шкатулка»: угадайте на ощупь букву.
Логопед: «Думаю, хотя бы один из Вас, ощупывая букву, сомневался или боялся ошибиться. Поэтому представьте, какие испытывают трудности дети с ОВЗ, ведь у них нарушены все психические процессы, в том числе и речь. У детей, обучающихся в массовых образовательных и коррекционных школах, имеют место различные формы дисграфии.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. Выделяют несколько форм дисграфии, каждая из которых имеет свои специфические ошибки.
Перед Вами лежат тексты диктантов, в которых допущены разные ошибки. Давайте разберёмся, к какому виду дисграфии они относятся, и проведем ряд коррекционных упражнений и игр, которые можно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, чтения». (Логопед предупреждает участников, что в упражнениях будет использоваться более сложный речевой материал. Мастер класс проводился накануне нового учебного года.)Диктант №1
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться. Хорошо там!
«Присла зима. Пелвые снезынки заклузылись в воздухе. Лес весь пусыстый и белый. Тепей тетевам незачем пятаться. Холосо там!»
Участники находят ошибки, анализируют их, определяют вид дисграфии.*В диктантах нет орфографических ошибок.
Артикуляторно – акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме дефектного звукопроизношения. Ребёнок пишет так, как произносит звуки. На начальных этапах обучения письму он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь при этом на ненормированное произношение звуков. Таким образом, он отражает своё неправильное произношение на письме. Например, «рак» - «лак», «машина»- «масына».
При этом у ребёнка в письменной работе будут присутствовать множественные замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в собственном произношении. Иногда замены букв остаются без специальной коррекционной работы и после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребёнка ещё нет пока достаточной опоры на правильное артикулирование проговариваемых слов, так как не сформированы чёткие кинестетические образы звуков.Что делать?
Исправлять звукопроизношение;
Развивать фонематические процессы.
Логопед проводит:
Артикуляционную гимнастику (Упражнения «Забор», «Трубочка», «Лопатка», «Качели»).
Упражнение: Посчитайте, сколько в стихотворении слов со звуком Ш, постарайтесь запомнить эти слова.
А.Ахматова
Здравствуй! Легкий шелест слышишьСправа от стола?Этих строчек не допишешь -Я к тебе пришла.Неужели ты обидишьТак, как в прошлый раз,-Говоришь, что рук не видишь,Рук моих и глаз.У тебя светло и просто.Не гони меня туда,Где под душным сводом мостаСтынет грязная вода. (9 слов)
Назовите слова с двумя звуками Ш (слышишь, допишешь).
Упражнение «Назовите картинки, в названии которых есть звук РЬ» (на экране)
Кремль, герб, президент, флаг, министр.
Диктант №2
Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Только иногда можно найти маленький флажок. Это только один листок.
«Серая и холотная осень. Чаче лот тождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Только иногта можно найти маленький влажок. Это только один листок.» Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слухового восприятия и слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. Однако это тоже достаточно сложное нарушение письменной речи.
Акустическая дисграфия проявляется в работах ребёнка в виде множественных повторяющихся замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие сложные звуки: свистящие – шипящие (с – ш. з – ж,), звонкие – глухие (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш), твёрдые – мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч – т’, ч – щ, ч – ш, ц – т, с – ц). Например, «загадка» - «сагадка», «огурец» - «окурец», «чайник» - «щайник», «цайник».
Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных звуков на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности их обозначения на письме («писмо» – «письмо», «мач» – «мяч», «восла» – «вёсла»). Частыми ошибками являются замены гласных звуков даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о – у, е – ю).
Что делать?
Развивать фонематический слух;
Дифференцировать (научить различать) смешиваемые на письме буквы.
Логопед проводит:
Игру с мячом «Будь внимателен, смотри, точно так же повтори!»
Та – та -да
Бо-бо –по
Фа –ва –фа
Со-со-зо-соГу-ку-ку-гуШи-жи-жи-шиИгру «Хлопни, если услышишь слово с заданным звуком»
1 группа – со звуком П2 группа – со звуком Б3 группа – со звуками П, Б
Образование, публикация, лаборант, коррупция, стандарты, поблагодарить, оптимизация, поблажка.
Игру «Исправь ошибку»
Назовём мы книжку ДОМ.
Для жилья построим ТОМ.
Вот тележка. Это ДАЧКА.
Дом в саду зовётся ТАЧКА.
Я в тетради ставлю ДОЧКУ.
Мама любит свою ТОЧКУ.
Нитку сматывай с КАДУШКИ.
Воду черпай из КАТУШКИ.
Хорошо танцует ДАНЯ
И её братишка ТАНЯ.
Диктант №3
Синицы – птички всеядные. Они ловят насекомых. Очень любят сало. Клюют крошки и кашу. Помогайте птичкам в холод.
«Синицы – птичк всеядные. Они ловат накосмых. Очень любят сало. Клут крошки икашу. Помогай те пичкам вхолд.»
Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (на почве нарушения языкового анализа и синтеза) – деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы. Недоразвитие звукового анализа и синтеза у ребенка проявляется на письме в нарушениях правильной структуры предложения и слова. Это может быть слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» – «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и союзных слов и существительных («уворот» – «у ворот»), или сочетание в слиянии двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» – у мамы красная кофта), в раздельном написании частей слова: приставок или суффиксов («со чинила» – сочинила»).Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов: последовательный и количественный. Вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Наиболее часто это может быть пропуск гласного, («крова» – «корова»), или согласного звука, особенно при стечении («ратёт» – «растёт», «мика» – «мишка», «лит» – «лист»), добавление лишнего гласного («палаток» – платок»), перестановка букв («коно» – окно»), пропуски, перестановки, вставки слогов («кова» – «корова», «палота» – «лопата», «листиточек» – «листочек»).Что делать?
Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
Логопед проводит:
Игру (на уровне слова) «Составь слово по первым буквам слов»
Игру (на уровне слова) «Буквы перепутались»
е, а, п, д, о, г, г (педагог)
р, и, т, е, н, т, е, н (интернет)
я, т, к, а, р, г, е, о, и (категория)
С, О, Г, Ф (ФГОС)
т, ч, в, е, ь, е, р, т (четверть)
Игру (на уровне предложения) «Прочитай и определи, сколько предложений в тексте»: Скоропервоесентябряпоздравляюсначаломновогоучебногогода.
Диктант №4
Стоят теплые погожие деньки. Снег начал таять. Небо стало высоким и прозрачным. Лес покрылся зелёным дымком. Ребята сделали много домиков для птиц.
«Стоят теплый погожий деньки. Снег начал таять. Небо стало высоком и прозрачном. Лес покрылася зелёным дымком. Ребята сделали много домиком для птиц.»Аграматическая дисграфия обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя – речи – морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме во множественных аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является компонентом системного недоразвития речи, которое широко распространено у детей с ОНР.
Дети затрудняются в установлении сложных, а иногда и простых логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений в письменных работах детей не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между представленными предложениями.
Аграмматизмы на письме проявляются также в грубом искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («влететь» – «налететь», «котята» – «котёнки», «много стулов» – «много стульев», «красный платье»- «красное платье»), в выраженном нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» – «на столе», «в кухня» – «в кухне»), в нарушении согласовании существительных с числительными («пять деревы» – «пять деревьев»). При этой форме дисграфии наблюдаются также трудности логического конструирования сложных по структуре предложений, нередки пропуски членов предложений, нарушение правильной последовательности слов в предложении.
Что делать? Развивать лексико- грамматический строй речи.
Логопед проводит:
Упражнение «Сосчитай» (одна тетрадь, две тетради, три тетради….).
Упражнение: подобрать определение к словосочетанию «учебный год» (какой). Участники по очереди придумывают определения (трудный, творческий, длинный и т.д).
В заключении педагоги подводят итоги мастер – класса. Логопед уточняет, что в последнее время все чаще у детей встречается смешанная форма дисграфии, особенно у детей с умственной отсталостью.
Логопед: «Наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам упражнение на развитие интонационной выразительности речи. Данное упражнение можно проводить со всеми детьми»
Задание: произнесите фразу «Скоро новый учебный год» с различной интонацией. Участники по одному вытаскивают из коробочки карточки, на которых указаны различные виды интонации (грусть, удивление, вопросительная интонация, утвердительная и т.п.), остальные должны угадать интонацию. Затем логопед поднимает карточку для всех с надписью «радость».
_________________________________________________________
Приложение
Уважаемые коллеги!
Прошу Вас оценить мастер – класс «Приёмы коррекции письменной речи у детей с ОВЗ» по следующим критериям (нужное выделить):
Актуальность 5 4 3 2 1
Практическая ценность 5 4 3 2 1
Новизна 5 4 3 2 1
Ваши пожелания_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за работу!