Презентация и урок по литературному чтению А.Платонов Неизвестный цветок
Визитная карточка урока литературное чтение
Тема: Образно-концептуальный анализ сказки-были
А.Платонова «Неизвестный цветок»
учителя гимназии № 171 Терешонок Галины Васильевны
Цель:
Формирование читательской компетенции младшего школьника;
Приобщение детей к литературе как искусству слова посредством анализа произведения (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с некоторыми теоретико-литературными понятиями.
Планируемые результаты:
введение детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственно-этических ценностей;
воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
овладевать речевой и коммуникативной культурой;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
слушать и понимать речь других;
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
выразительно читать текст целым словом
Основные этапы урока и содержание учебного материала.
1. Особенности жанра сказки-были:
Зачин.
По эстетическим законам волшебной сказки в зачине указывается: время, место и герои сказки
Как Платонов назвал жанр произведения? /Сказка-быль/.
Как понять двойное определение жанра? Что реальное?, сказочное?
Что значит «неизвестный»? Подберите синонимы (Неизвестный - сильный,
загадочный, таинственный, интересный )
2. Развитие событий – как стало расти, т.е. жить? Что для цветка главное? – жить и расти.
Условия жизни, какие? В таких условиях живет или выживает? Благодаря чему выживает?
/сам создает почву и воду).
Состояние цветка? Его чувства? Самооценка? Состояние зависит от социума? (Что – социум – окружение - ветер. Он какой? /переменчив, равнодушен/).
3. Кульминация сказки – испытание героя /отражение пережитого в наружности/.
Проявление героя не только во внешнем образе (наружности, тембре голоса),
но и во внутренней жизни, в переживаниях. Характерология героя
Характер – это судьба, «то, чем оказался герой».
4. Встреча с Дашей. Безмолвный диалог благоуханья – это зов сердца, души?
5. .Расстановка смысловых акцентов (идейно-эстетическая оценка) – выявление темы
и смысла (идеи) произведения.
Цветок-звезда. Это сказка об идеале и пути его достижения?
Разве идеал вырастает только в одиночестве «на пустыре»? Качества, позволяющие достижению цели
– терпение, стойкость, аскетизм? /Терпение и стойкость – синонимы?/
Авторская оценка. Твое собственное мнение о событии.
6. Рефлексия. Пожелания цветку (записи на лепестках цветка)
А.Платонов (1891- 1951). Неизвестный цветок. 1950.
Анализ «шаг за шагом», «вслед за автором».
Как Платонов назвал жанр произведения? /Сказка-быль/.
Неизвестный - сильный, загадочный, таинственный, интересный, красивый?
Сказка начинается с зачина. Прочитаем вслух.
По закону жанра в зачине – хронотоп, и названы главные герои.
Кто герой? /Маленький цветок/. А в заглавии – неизвестный. Посмотрим – в чем загадка?
Где происходят события? Земля – пустырь – серые камни – мертвая глина.
Какой фольклорный прием использует автор для обозначения места события? /Ступенчатое сжатие/.
Какие слова повторяются? (Один-одни; никто, не) Сильный, зкспрессионный стиль двойного отрицания.
Завязка. Начало событий.
С каких слов начинаются события? (Однажды). Ключевое слово - стало расти.
Развитие событий – как стало расти, т.е. жить? Что для цветка главное? – жить и расти.
Условия жизни, какие? В таких условиях живет или выживает? Благодаря чему выживает? /сам создает почву и воду)
Какие качества формируются от трудной жизни? Трудная – от слова «труд»?
Состояние цветка? Его чувства? Самооценка? (Он был слепой и не видел себя).
Состояние зависит от социума? (Что – социум – окружение - ветер. Он какой? /переменчив, равнодушен/).
Наружность зависит от условий жизни? (Стебель изогнут, листья обозначали мученье разными цветами)
Результат – цветок-звезда. (Звезда – символ света, путеводная звезда).
Сильный мотив у цветка? Какова его цель? Качество, позволяющее (пережить) переносить печали
– долготерпение (долгое дыхание).
А результат?
Качества цветка – трудолюбие, оптимизм, терпение, любовь к жизни.
Нет отрицательных качеств!
Кульминация.
Встреча с Дашей. Безмолвный «диалог» благоуханья – это зов сердца, души?
Диалог. Ключевой вопрос – Отчего не похож на других? Как оцениваете разговор?
Пионеры превращают пустырь в плодородную землю. (Взаимопомощь слабых).
Антитеза: пустырь – плодородная земля.
Что произросло на плодородной почве? Сестры и братья родственные по благоуханию.
Но почему сын выбрал снова жизнь в камне, жизнь аскета?
6. Итог. Полезно было прочитать произведение?
Образно-концептуальный анализ.
Цветок-звезда.
Это сказка об идеале и пути его достижения? Разве идеал вырастает только в одиночестве «на пустыре»?
Качества, позволяющие достижению цели – терпение, стойкость, аскетизм? /Терпение и стойкость – синонимы?/
Это сказка-быль о жизнестойкости в крайне неблагоприятных условиях? Что нужны пустыри?
Тучная земля, благополучие – ведут к вырождению, ухудшению личностных качеств?
Прекрасное как редкость?
Тайна Платонова. Псевдоним – от имени отца, которого звали Платон.
Мать насыщает ребенка природными силами и материнскими чувствами.
Отец выводит сына в страну исторического отечества. На земле отец оставляет сына взамен себя.
Отсутствие исторического разума – безотцовщина. Безотцовщина – безыстинность, социальная неприкаянность.
«Тайна» людей – действия на спасение жизни, бесконечное жизненное развитие.
Любовь к жизни.
Сюжетом двигает способ поведения – это пружина сюжета.
15