Сборник методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.01.Основы философии по специальности Ветеринария
Сборник
методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ. 01. Основы философии по специальности «Ветеринария»
Автор: Гилева Т.А. Преподаватель
гуманитарных дисциплин ГБПОУ ВО
«Владимирский аграрный колледж»
1.Введение
В результате изучения дисциплины ОГСЭ. 01. Основы философии обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
2.Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОГСЭ. 01.Основы философии
Специальность «Ветеринария»
Наименование темы Виды самостоятельной работы Формы контроля
Раздел 1.
Роль философии в жизни человека и общества. Работа с текстом учебника
В.А.Канке. Основыфилософии.
Стр. 5 -16 . А.А.Горелов. Стр.3-17
Составление тезисов ответа на контрольные вопросы:
-Что такое философия?
-В чем состоит назначение философии?
-В чем заключается особенность философских вопросов?
-В чем заключается научность философии?
-В чем проявляется связь философии с искусством?
-В чем проявляется связь философии и практической деятельности?
-Почему философия является реализацией полноты жизни человека?
2час. Отчет в рабочих тетрадях
Тема 2.1. Основной вопрос философии. Работа с конспектом лекции – ответы на контрольные вопросы:
-В чем заключается основной вопрос философии?
-Какова позиция материалистов по вопросу о соотношении бытия и сознания?
- Какова позиция идеалистов по вопросу о соотношении бытия и сознания?
-В чем заключается различие между материалистами и идеалистами в ответах на вопрос о познаваемости мира?
1час. Отчет в рабочих тетрадях
Тема 2.2.
Учение о диалектике.
Подготовка тематических тестов и кроссвордов по теме «Учение о диалектике»
1час. Представленные на проверку тесты и кроссворды
Тема 3.2.
Проблема жизни в философии. Работа с дополнительной литературой – подготовка докладов и сообщений, сочинений – эссе на темы:
-Самое ценное, что есть у человека – это жизнь
-Для чего человек родился
-Любовь (Творчество, Счастье, Смерть) – это…
2час. 1. Устные выступления с подготовленными докладами и сообщениями
2. Представленные письменные сочинения – эссе
Тема 4.1. Сознание-высшая ступень развития жизни Работа с текстом учебника
А.А.Горелов. Стр.185-195
В.А.Канке. Стр.158-173
Составление тезисов ответа на контрольные вопросы:
-Почему сознание отличает человека от всего живого?
-Каковы для человека последствия появления сознания?
-Чем отличается инстинкт от разума?
-Почему сознание у человека формировалось постепенно?
-Чем отличается сознание от мышления?
-Что дает основание характеризовать мышление как процесс?
-Что такое бессознательное?
-Кто из философов исследовал бессознательное?
-Можно ли представить человека и человечество в целом лишенными сознания?
1час. Отчет в рабочих тетрадях
Тема 4.2. Проблема познаваемости мира Работа с текстом учебника.
А.А.Горелов. Стр.185-195
В.А.Канке. Стр.158-173
Составление тезисов ответа на контрольные вопросы:
-Что такое познание?
-Чем продиктована потребность в критике познавательных способностей человека?
-Правда ли, что истина одна, или существуют разные истины?
-Что такое агностицизм?
-Может ли наука познать все на свете? А философия?
1час. Отчет в рабочих тетрадях
Тема 5.1. Античная философия Работа со словарем – выписать определения понятий:
нравственность, цинизм, скептицизм, стоицизм, идеализм, материализм, этика, космоцентризм, мистицизм, неоплатонизм
2час. Отчет в рабочих тетрадях
Тема 5.2. Средневековая философия Подготовка и защита рефератов (примерная тематика):
1.Философия и религия
2.Выдающиеся философы Средневековья (Августин Блаженный, Пьер Абеляр, Фома Аквинский и др.)
3.Иисус Христос – великий философ?
1час. Представленные на проверку рефераты
Тема 5.3.
Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Подготовка тематических тестов и кроссвордов
2час. Представленные на проверку тесты и кроссворды
Тема 5.4.
Основные направления философии XX века Работа с текстом учебника
В.А.Канке. Основы философии. А.А.Горелов.Основы философии. Стр. 93-125
Составление тезисов ответа на контрольные вопросы:
-Почему в науке и технике жизненный мир человека обедняется?
-Что такое ценность?
-Почему аналитики поставили в центр своего анализа проблему языка?
-Против чего выступают постмодернисты?
-Какие элементы постмодернистской философии содержатся в молодежных танцах, полных импровизаций и виртуозности?
-Какую именно философию вы культивируете, если вы компьютерфен 2час. Отчет в рабочих тетрадях
Тема 5.5.
Восточная философияРабота с конспектом лекции – ответы на контрольные вопросы:
-В чем заключается специфика китайской философии?
-Существует ли связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?
-В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?
-Что тренирует йог в первую очередь – тело или дух? Кто такой йог – спортсмен или философ?
1час. Отчет в рабочих тетрадях
Тема 5.6.
Русская философия
Подготовка мультимедийных презентаций по теме «Русская философия»
(примерная тематика):
1.А.С.Хомяков (Ранние славянофилы)
2.В.И.Ленин
3.Русская философия
2час. Представленные мультимедийные презентации
Тема 6.3.
Человек и общество Подготовка мультимедийных презентаций по теме «Человек и общество» (примерная тематика):
-Демократия и диктатура
-Гражданское общество и проблемы его построения
-Гражданское общество в современной России
-Особенности информационного общества
2час. Представленные мультимедийные презентации
Тема 6.5.
Человек и культура Подготовка мультимедийных презентаций по теме «Человек и культура» (примерная тематика):
- Массовая культура
-Молодежная культура
-Контркультура
1час. Представленные мультимедийные презентации
Тема 7.1.
Человек и наука Подготовка и защита рефератов на темы:
-Философская концепция «общего дела» Н.Федорова
-Философские идеи К.Э.Циолковского
-Учение В.И.Вернадского о ноосфере
1час. Представленные на проверку рефераты
Тема 7.2.
Человек и техника Работа с конспектом лекции – ответы на контрольные вопросы:
-Почему техника рассматривалась как продолжение биологических возможностей человека?
-Какие возможности открывают перед человечеством новейшие достижения техники?
-Какие опасности таит в себе биоинженерия?
-Как может выглядеть преображенный человек?
1час. Отчет в рабочих тетрадях
Итого по Рабочей программе - 23 час. 3. Перечень вопросов (отвечать по тексту указанных учебников и конспектов лекций)
Составление тезисов ответа на контрольные вопросы по тексту учебника В.А.Канке.Основыфилософии. Стр. 5 -16. А.А.Горелов. Стр.3-17
-Что такое философия?
-В чем состоит назначение философии?
-В чем заключается особенность философских вопросов?
-В чем заключается научность философии?
-В чем проявляется связь философии с искусством?
-В чем проявляется связь философии и практической деятельности?
-Почему философия является реализацией полноты жизни человека?
Ответы на контрольные вопросы по конспекту лекции
-В чем заключается основной вопрос философии?
-Какова позиция материалистов по вопросу о соотношении бытия и сознания?
- Какова позиция идеалистов по вопросу о соотношении бытия и сознания?
-В чем заключается различие между материалистами и идеалистами в ответах на вопрос о познаваемости мира?
Составление тезисов ответа на контрольные вопросы по тексту учебника А.А.Горелов. Стр.185-195. В.А.Канке. Стр.158-173
-Почему сознание отличает человека от всего живого?
-Каковы для человека последствия появления сознания?
-Чем отличается инстинкт от разума?
-Почему сознание у человека формировалось постепенно?
-Чем отличается сознание от мышления?
-Что дает основание характеризовать мышление как процесс?
-Что такое бессознательное?
-Кто из философов исследовал бессознательное?
-Можно ли представить человека и человечество в целом лишенными сознания?
В.А.Канке. Основы философии. Стр.70- 96. А.А.Горелов.Основы философии. Стр. 93-125
1.Почему в науке и технике жизненный мир человека обедняется?
2.Что такое ценность?
3.Почему аналитики поставили в центр своего анализа проблему языка?
4.Против чего выступают постмодернисты?
5.Какие элементы постмодернистской философии содержатся в молодежных танцах, полных импровизаций и виртуозности?
6.Какую именно философию вы культивируете, если вы компьютерфен?
Конспекты лекции
-В чем заключается специфика китайской философии?
-Существует ли связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?
-В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?
-Что тренирует йог в первую очередь – тело или дух? Кто такой йог – спортсмен или философ?
Работа с конспектом лекции - ответы на контрольные вопросы:
-Почему техника рассматривалась как продолжение биологических возможностей человека?
-Какие возможности открывают перед человечеством новейшие достижения техники?
-Какие опасности таит в себе биоинженерия?
-Как может выглядеть преображенный человек?
4. Список презентаций:
-А.С.Хомяков (Ранние славянофилы)
-В.И.Ленин
-Русская философия
-Демократия и диктатура
-Гражданское общество и проблемы его построения
-Гражданское общество в современной России
-Особенности информационного общества
- Массовая культура
-Молодежная культура
-Контркультура
5. Список сообщений
Рефераты:
-Философия и религия
-Выдающиеся философы Средневековья (Августин Блаженный, Пьер Абеляр, Фома Аквинский и др.)
-Иисус Христос – великий философ?
-Философская концепция «общего дела» Н.Федорова
-Философские идеи К.Э.Циолковского
-Учение В.И.Вернадского о ноосфере
Доклады и сообщений, сочинения – эссе на темы:
-Самое ценное, что есть у человека – это жизнь
-Для чего человек родился
-Любовь (Творчество, Счастье, Смерть) – это…
6. Тематические тесты и кроссворды
Тема «Учение о диалектике»
Тема «Философия эпохи Возрождения и Нового времени».
Работа со словарем.
Выписать определения понятий: нравственность, цинизм, скептицизм, стоицизм, идеализм, материализм, этика, космоцентризм, мистицизм, неоплатонизм7.Задания для самостоятельной внеаудиторной работы:
Для овладения знаниями Для закрепления и систематизации знаний Для формирования умений
- работа со словарем
- подготовка и защита рефератов
- составление тематических тестов и кроссвордов - ответы на контрольные вопросы по тексту учебника или лекции - подготовка докладов, сообщений, сочинений – эссе
- подготовка мультимедийных презентаций
8.Список используемых источников
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности «Ветеринария»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12мая 2014 г. -Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ 01.Основы философии, составленная Гилевой Т. А., преподавателем высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «Владимирский аграрный колледж»
-Интернет-ресурсы
-Литература
1.Горелов А.А.Основы философии. М., 2012.
2.Канке В. А. Основы философии. М., «Логос», 2008.
3.Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах. М., 2009.
4.Хрестоматия по истории философии. В 3 т. М., Владос, 2000.
5.Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
6.Гуревич П. С. Философия культуры. М., 2001.
7.Кант И. Лекции по этике. М., 2000.
8.Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.
9.Микешина Л. А. Философия познания. М.,2002.
10.Ницше Ф. Воля к власти. М., 1995.
11.Сорокин ПА. Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Общество. М., Изд-во политической литературы, 1992.
12.Толстой Л. Н. Путь жизни. М., Высшая школа, 1994.
13.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001.
14.Трансформация культуры в глобальном информационном обществе. М., 2009.
15. Тэн И. Философия и искусство. М.,1996.
16.Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.
17. Чаадаев П.Я. Философические письма. Статьи и письма. М., Современник, 1989.
18.Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.
19.Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990.