Конспект урока на тему:Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам
Тема урока: Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам
Цель урока:
1. Познакомить учащихся со спряжением глаголов. Учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем и будущем временах.
2. Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.
3. Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Оборудование: словарные слова, карточки, демонстрационный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тишины).
Оформление тетради (число, классная работа).
2. Чистописание
На доске записаны слова: ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.
- Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать - это глагол, остальные -местоимения.)
- Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится в слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? (Буква т.)
- Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О.)
- Определите порядок следования букв в этом ряду:
тто тот тто(Строчные буквы о, т меняются местами.)
Тто Тот тто3. Словарная работа.
На доске нарисован кроссворд.
1) Специалист по фотографии. (Фотограф.)
2) Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор.)
3) Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Корреспондент.)
5) Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист.)
6) Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж.)
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета.)
- Объясните значение этого слова. (Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей жизни.)
- Какие детские газеты вы знаете? Какие газеты издаются в нашем городе?
- Запишите ответы на эти вопросы. Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
4. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На доске записаны местоимения и глаголы.
Я ГОВОРЮ МЫ ГОВОРИМ
ТЫ ГОВОРИШЬ ВЫ ГОВОРИТЕ
ОН ГОВОРИТ ОНИ ГОВОРЯТ- Глаголы какого времени записаны? (Настоящего времени.)
- Какая часть слова меняется? (Окончание.)
- Какого лица и числа записаны местоимения? (1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе.)
5. Сообщение темы и цели урока. - Тема нашего урока «Изменение глаголов по лицам и числам».
Чему бы хотели научиться на уроке?
6. Физкультминутка
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
7. Работа по теме урока.
а) Работа с доской.
- Прочитайте запись на доске, задавая от местоимения к соответствующему глаголу вопрос. (Я (что делаю?) говорю; мы (что делаем?) говорим; ты (что делаешь?) говоришь; вы (что делаете?) говорите; он (что делает?) говорит; они (что делают?) говорят.)- Глаголы какого времени даны? (Настоящего.)
- Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончания.)
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е.)
- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное.)
- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола.)
- Проспрягайте в тетради глагол СПОЕМ.
Я СПОЮ МЫ СПОЕМ
ТЫ СПОЕШЬ ВЫ СПОЕТЕ
ОН СПОЕТ ОНИ СПОЮТб) Работа по учебнику.
Упражнение 413, стр. 153.
Чтение и анализ таблицы.
в) Упражнение «Кто узнает лицо».
Учитель диктует глаголы настоящего времени, учащиеся записывают лицо глагола.
ПИШУ, РИСУЕШЬ, ЧИТАЕТ, ПОЕМ, ЛЕЖИМ, ОТДЫХАЕТЕ, ЗАГОРАЮТ, ПЛАВАЕТ, ГОВОРИМ, СМОТРИТ, ДУМАЮ, РЕШАЕТ,ВЕДУТ, СИДИМ. (1- 1 л., 2 - 2 л., 3 - 3 л., 4 - 1 л., 5 - 1 л., 6 - 2 л., 7 - 3 л., 8 - 3 л., 9 -1 л., 10-3 л., И -1л., 12-3 л., 13-3 л., 14 - 1 л.)
г) Упр. 414 - комментированное письмо.
д) Упражнение «Запишите свой глагол».
Учитель диктует глаголы, учащиеся первого ряда записывают глаголы 1-го лица, учащиеся второго ряда - 2-го лица, третьего ряда - 3-го лица.
Мечтаешь, колем, сажает, рыдают, нападаете, мелькаешь, посолю, зимуем, съест, провожают, окружаете, нападаешь, молвит, лечите, рыдаем, кушает, пожелаешь, кусаю, стираем, выстирают, жалеешь, жалеем, жалеют.- Какие глаголы записали ребята из первого ряда? (Колем, посолю, зимуем, рыдаем, кусаю, стираем, жалеем.)
- Какие глаголы записали ребята второго ряда? (Мечтаешь, нападаете, мелькаешь, окружаете, лечите, пожелаешь, жалеешь.)
- Какие глаголы записали ребята третьего ряда? (Сажает, рыдают, съест, провожают, молвит, кушает, выстирают, жалеют.)
8. Самостоятельная работа творческого х-ра.
Упр.415 . Проверка – фронтально.
9. Итог урока.
- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам.)
- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола.)
10. Домашнее задание.
Выписать из словаря 4 глагола и проспрягать их.
11. Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?
Карточка № 1 (3-3-23) Ф.И. ____________________________________________
Заполните таблицу.
глагол На какой вопрос отвечает время лицо число
строят кричишь выйдем увижу
Карточка № 2 (3-3-23) Ф.И. __________________________________________
Допиши начатые предложения двумя-тремя словами. Сделай синтаксический разбор.
Уже давно убрали ________________________________________________
Деревья укрылись _____________________________________________
Около забора ______________________________________________________
Карточка № 1 (3-3-23) Ф.И. ____________________________________________
Заполните таблицу.
глагол На какой вопрос отвечает время лицо число
строят кричишь выйдем увижу
Карточка № 2 (3-3-23) Ф.И. __________________________________________
Допиши начатые предложения двумя-тремя словами. Сделай синтаксический разбор.
Уже давно убрали ________________________________________________
Деревья укрылись _____________________________________________
Около забора ______________________________________________________
Карточка № 1 (3-3-23) Ф.И. ____________________________________________
Заполните таблицу.
глагол На какой вопрос отвечает время лицо число
строят кричишь выйдем увижу