Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира и технологии в начальной школе


Методическая тема учителя начальных классов МБОУ «Кракольская СОШ»
Петровой Марины Александровны
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира и технологии в начальной школе
Современная государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования и адаптивности образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность. Моё видение данной проблемы, ее актуальность и определило выбор темы методической работы: «Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира и технологии».
Я являюсь заместителем директора школы и часто бываю на защите проектов в разных классах, даже в разных школах. Постоянно пыталась понять суть проектной деятельности. Однажды я была на открытом занятии по защите проекта по химии в 10 классе. Тема: «Изготовление дезодоранта для мужчин и женщин». Меня поразила заинтересованность ребят в конечном результате, их знания. В проектной деятельности взрослых ребят все понятно, но как выполнять проект, в начальной школе соблюдая все правила выполнения проекта.
Как показывает практика, и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, исследовательскую, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению. Считаю актуальным внедрение проектной методики, прежде всего в процесс обучения окружающего мира в УМК «Школа России» авторов А. Плешаков .Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
Развитие инициативности и активности обучающихсяВыявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей
Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности
Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Организация проектной деятельности
Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
необходимостью привлечения взрослых.
Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.
Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.
«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».
Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:
мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;
эколога;
галки, сидящей на дереве и т.д.
Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.
- Что вы хотите делать?
- Что вы умеете делать?
- Что мы еще можем сделать?
- Что в результате у нас получится?
На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая.
На вводном уроке я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Сама управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:
организатор — отвечает за работу группы в целом;
докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
• контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
Понаблюдать
Прочитать в книге
Найти в Интернете
Провести исследование
Спросить у взрослыхОтчет групп о проделанной работе.1. Расскажите, какое задание выполняла группа.
Что вы предприняли для выполнения задания.
Представьте результат своей работы.
Оцените работу своей группы.
Эффективно использую комплект учебников "Школа России" для организации проектной деятельности.
В первом классе мы выполнили проекты по окружающему миру:
«Моя малая Родина»
«Моя семья»
«Мой класс и моя школа»
«Мои домашние питомцы»
Во втором классе выполнили проект: «Родной посёлок». Тема проекта созвучна с проектом в первом классе «Моя малая Родина», но в первом классе это был информационный проект. Материал помогали найти родители, во втором классе исследовательский.
Для создания мотивации я предложила учащимся ответить на вопросы о своём посёлке. Эти же вопросы и стали первичной диагностикой знаний ребят. Диагностика была проведена в начале изучения темы и после презентации проектов. Многие ребята не смогли ответить на вопросы. Потом я провела беседу о том, что стыдно не знать, где работали их дедушки и бабушки, их профессии. Некоторые дети не знали значение слова предприятие. Не все сумели назвать название реки, которую видно из окон школы. Все ребята захотели пойти на экскурсию на почту, в администрацию, к памятнику.
Как называется посёлок, в котором ты живешь?
Назови свой домашний адрес.
Какие водоёмы находятся в посёлке и рядом с ним?
Почему у нас в посёлке вода идёт из крана солёная?
Главное предприятие, которое раньше было в посёлке?
Назови профессии людей, которые работали на главном предприятии посёлка?
Какие важные объекты для жизни людей есть в посёлке? (назови не менее 3)
Какие достопримечательности есть в посёлке и его окрестностях? (назови 3)
Какое ядовитое растение встречается в посёлке?
Какие растения встречаются в посёлке? (назови не менее 3)
Таблица диагностики знаний до проведения проекта.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого выполненных
индивидуально
1. Артемьева Татьяна + + + + 4
2. Блинов Игорь + + + 3
3. Болотин Арсений + + 2
4. Гурова Диана + + 2
5. Данилова Илона+ + 2
6. Душенко Яна + + + + + 5
7. Зверь Елизавета + 1
8. Климов Антон 9. Константинов Никита 10. Кочкин Данила + + 2
11. Крупко Валентин 12. Крылова Диана 13. Родионов Александр + + + 3
14. Родионова София + + + + 4
15. Рыбакова Яна + 1
16. Свинцов Антон + 1
17. Семенихина Анна + 1
18. Сысоева Вероника + + 2
19. Федюнина Александра + + 2
20. Шевелева Виктория + + 2
21. Якубина Алена + 2
Итого по классу 17 2 2 6 2 0 0 2 2 5 Исследовательский проект предполагает аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблемы на дальнейшую перспективу исследования.
Для учителя гипотеза проекта: знания детей будут прочными , если их давать в виде исследовательского проекта.
Цель: воспитание чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где живешь.
Детям было предложено разделиться на три группы.
Первая группа находит материал о природе посёлка.
Цель: учить детей видеть красоту природы; соблюдать правила поведения на природе; дать понятие об опасных растениях посёлка, о лекарственных растениях.
Вторая группа находит материал о важных объектах посёлка.
Цель: познакомить детей с историей посёлка, вызвать интерес к зданиям посёлка.
Третья группа находит материал о достопримечательностях посёлка
Цель: расширить представления об истории страны.
Ребята подготовили вместе с родителями фотографии в электронном виде. Так как в нашем классе есть часы внеурочной деятельности по информатике, мы смогли оформить проект. На защиту представили материал в виде книги. При проведении такого проекта мы выполнили несколько экскурсий по посёлку во внеурочное время.
Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Таблица диагностики знаний после проведения проекта.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого выполненных
индивидуально
1. Артемьева Татьяна + + + + + + + + + + 10
2. Блинов Игорь + + + + 4
3. Болотин Арсений + + + + + + + + + + 10
4. Гурова Диана + + + + + + + + + + 10
5. Данилова Илона+ + + + + + + + + + 10
6. Душенко Яна + + + + + + + + + + 10
7. Зверь Елизавета + + + + + + + + + + 10
8. Климов Антон + + + + + + + 7
9. Константинов Никита + + + + 3
10. Кочкин Данила + + + + + + + + + + 10
11. Крупко Валентин + + + 3
12. Крылова Диана + + + + + + + + + + 10
13. Родионов Александр + + + + + + + + + + 10
14. Родионова София + + + + + + + + + + 10
15. Рыбакова Яна + + + + + + + + + + 10
16. Свинцов Антон + + + + + + + 7
17. Семенихина Анна + + + + 4
18. Сысоева Вероника + + + + + + + + + + 10
19. Федюнина Александра + + + + + + + + + + 10
20. Шевелева Виктория + + + + + + + 7
21. Якубина Алена + + + + + + + + + + 10
Итого по классу 21 21 21 17 16 16 14 16 17 21 Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.
На примере проекта во 2 классе по технологии « Выращивание лука» покажу, как я организую деятельность учащихся на каждом этапе.
Цель: Познакомить детей со свойствами лука. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Подвести детей к пониманию того, что для роста овощей необходимы благоприятные условия. Воспитывать бережное заботливое отношение к растениям, желание за ними ухаживать. Развивать речь детей. Познакомить с техникой проведения исследования.
Проблема. Многие пытаются решить проблему авитаминоза, скупив в аптеках витаминные препараты, но это не самый лучший выход. Попытаемся помочь себе и своим близким избавиться от авитаминоза. Будем выращивать лук круглогодично и употреблять в пищу.
Гипотеза: Будет ли лук расти осенью в стакане с водой?
I этапом работы над проектом является - мотивационный этап.
Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе - это создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.
На подготовительном этапе необходимо было сформировать интерес к данной теме.
Лук от семи недуг.
Репчатый, зеленый лук — не только необходимая приправа, по питательности он занимает среди овощей почетное третье место после свеклы и корня петрушки. Сахара в нем больше, чем в арбузе! Сладкий вкус лука маскируется эфирными маслами, теми самыми, которые придают овощу пикантную остроту и заставляют нас лить слезы. Северный лук острее, чем более сочный и сладкий южный, и на «одежки» он богаче. Потому и хранится северный лук дольше, сберегая почти до лета свой сок и витамины. Независимо от климата, лук следует хранить сухим. Если отсыревшие луковицы не подсушить, они выпустят корни, теряя свои питательные вещества, а потом и вовсе сгниют. Минеральных веществ в луке обнаружено 18 . Особенно велики запасы калия и фосфора. Впечатляют и дозы витаминов. Витамина С, к примеру, в луке 10 мг. Для салата нарежьте луковицу кружочками, и к подаче на стол количество витамина С в ней даже увеличится. Ценность лука так высока, что установлены нормы его потребления — 7 кг в год на каждого взрослого. Этот замечательный овощ применяют для лечения простудных заболеваний, а сок и кашица, приготовленные из красных или фиолетовых луковиц, губительно действуют даже ж на грибки.Загадки про лук
Пришел барин с грядки,Весь в заплатках,Кто ни взглянет,Всяк заплачет.(Лук)
Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
(Лук)
Стихи про лук
Говорят он горький, говорят не сладкий,
Стрелочкой зеленой он растет на грядке,
Он полезный самый, в том даю вам слово,
Лук зеленый ешьте, будете здоровы!»
На уроке мы работаем по учебнику «Технология» 2 класс Н.И. Роговцевой .Спрашиваю, знают ли дети, кто такой исследователь. Чем он занимается и что необходимо для проведения наблюдения. Подвожу к выводу о необходимости специальной формы для записи результатов - дневника наблюдений.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
1 этап - «Погружение» в проблему.
2 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели практическую работу и наблюдения по выращиванию лука в комнатных условиях.
3 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом растении. Причины: почему лук не давал ростков более месяца?
Мы совещались с учителем биологии. Не все луковицы проросли.
Причины:
Луковицы для посадки были куплены в магазине, а их обрабатывают специальным раствором, чтобы не прорастали.
При обрезании верхней части могла быть повреждена почка.
Корни стояли в прозрачном стаканчике, когда стаканчик завернули в плотный картон, половина луковиц проросло.
В тех стаканчиках, где плотно луковица стояла в стакане, не проходил воздух, что привело к загниванию.
Все эти причины мы узнавали постепенно и записывали в дневник наблюдений. А так же ребята измеряли линейкой длину перьев у тех луковиц, которые уже проросли.
4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.
5 этап - Презентация.


Проект «Здоровое питание».
Цель: составить примерное меню здорового питания на три дня, оформить стенд для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформить информационный стенд в классе, провести беседу «Здоровое питание» в начальной школе.
Задачи:
Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.
Распределить полезные продукты на основные группы.
Определить режим правильного питания.
Составить примерное меню на три дня.
Выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к правильному питанию.
Форма организации детей: групповая работа.
Ведущая деятельность: исследовательская.
Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.
Форма продуктов проектной деятельности: меню правильного питания на три дня, стенд «Здоровое питание школьника», стенд «Здоровое питание»
Возраст учащихся: 3 класс.
Количество учащихся: 25 человек.
Время работы: 2 урока.
Предполагаемые результаты:
В результате выполнения работы ребята должны узнать:
- группу опасных для здоровья продуктов питания;
- основные группы полезных продуктов питания;
- оптимальный режим питания;
- принципы составления меню.
Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:
намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.
проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.
усваивать информацию со слов.
высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.
Режим работы: урочное время.
Описание проекта.
Погружение в проект.
1 определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.
2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.
3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.
4 постановка цели.
Организация работы над проектом.
1 Разбиение класса на группы.
2 Распределение ролей в группе.
Определение руководителя группы.
3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.
Работа над проектом.
1 Выполнение этапов работы.
2 Презентация.
- Устное сообщение.
- Демонстрация продуктов проекта.
3 Ответы на вопросы.
4 Самоанализ.
Определение победителей.
Каждому участнику проекта вручается поощрительный приз в виде продукта правильного питания – батончика мюсли.
Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным результатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое питание.
left0Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.
Почему избрана эта тема.
Какую цель преследовали.
Какие ставились задачи.
Какие гипотезы проверялись.
Какие использовались методы и средства.
Каким был план.
Какие результаты получены.
Какие выводы сделаны по итогам .В продолжение темы о здоровом питании в 3 классе по технологии «Фруктовый завтрак»

групповой проект в 1 классе: «Поздравительная открытка ветерану на 9 мая».
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).
В данном проекте огромная социальная значимость для ребят. Была проведена беседа о том, что в дни праздника никто из пожилых людей не должен остаться без внимания. Ребята подарили свои открытки ветеранам на празднике в школе. Пожилая учительница, она же малолетний узник приходила на 1 сентября и нашла девочку, которая подарила ей открытку на 9 мая и еще раз выразила слова благодарности за внимание.
Сначала был подготовительный этап. На уроке я предложила ребятам принести фотографии или любые изображения открыток, которые могли бы они сделать самостоятельно. Конечно, не все откликнулись, но 7 человек принесли свои варианты открытки.
Второй этап. Разделились на команды. Каждая команда выбрала открытку, которую будут выполнять.
Третий этап. Планирование работы.
Каждая группа проговорила, что в какой последовательности надо делать. Учитель только корректировал. В группах каждый делал свою открытку, но детали делали разные дети.
Четвёртый этап. Изготовление открытки.
Один человек вырезал цветы.
Второй листья и ветки
Третий вырезал детали Георгиевской ленты.
Каждому надо было записать поздравительный текс.
Пятый этап. Очень важным этапом была защита своей открытки. Выставка работ.

В 4 классе кратковременный проект по технологии : «Изготовление вазы»
При подготовке к работе над проектом надо ответить на вопросы:
Какое изделие я буду делать?
Для чего я буду выполнять данное изделие?
3. Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы?
Как я буду выполнять работу? Каким способом?
Что я сделаю сначала, что потом?
Что я умею делать? Что я должен научиться?
Последовательность работы над проектом
Определение темы и цели проекта.
Выполнение предпроектного исследования.
Распределение ролей, выбор материалов, необходимых для работы, и определение их стоимости.
Заполнение технологической карты.
Составление плана работы над проектом.
Выполнение работы над проектом.
Защита проекта.
Технологическая карта
Последовательность работы Приёмы, способы выполнения Материалы. Инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работы
Эскиз Разметка Раскрой Сборка (склеить. Сшить, переплести)Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия Вопросы для защиты проекта
Как называется ваш проект?
Как возник проект и почему вы его выбрали?
Какова конструкция выбранного изделия?
Какова последовательность выполнения изделия?
Какие трудности возникли при выполнении изделия?
Как вы их преодолели?
Какие инструменты и приспособления вы использовали в работе?
Как можно использовать получившееся у вас изделие?
Соответствует ли результат той цели, которая была заявлена в начале работы?
Критерии для оценивания
Соответствие замыслу выбранной модели.
Аккуратность, точное выполнение.
Композиция, цветовое решение, оригинальность.
Самостоятельность, инициативность.

Проекты в начальной школе
№ Название проекта класс длительность Охват учащихся Уровень представления проекта
1 «Издаём книгу» 4 долгосрочный Весь класс школа
2 «Цветы для школьной клумбы» 4 среднесрочный По группам школа
3 «Готовим спектакль» 3 среднесрочный По группам класс
4 «Деревенский двор» 1 кратковременный По группам класс
5 «Осенний урожай» 1 краткосрочный По группам класс
6 «Дикие животные» 1 краткосрочный По парам Класс
7 «Поздравительная открытка ветерану на 9 мая». 1 краткосрочный Весь класс Школа
8 «Выращивание лука» 2 среднесрочный Весь класс Класс и презентация проекта в 5 классе на уроке биологии
Предмет : Окружающий мир
№ Название проекта класс длительность Охват учащихся Уровень представления проекта
1 «Моя малая Родина»
1 среднесрочный Весь класс класс
2 «Моя семья»
1 среднесрочный По группам класс
3 «Мои домашние питомцы»
1 среднесрочный По группам класс
4 «Мой класс и моя школа»
1 среднесрочный По группам класс
5 «Родной посёлок». 2 краткосрочный По группам класс
Роль родителей в проектной деятельности
Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.
Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.Список использованной литературы
Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № С. 85–103.
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24–33.
Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003.
Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2004.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. — Мн.: Высш. Шк., 2002.
Костаева, Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В.Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов : Изд-во Саратовского пединститута, 1998.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — ростов на Дону: изд-во "Феникс", 2003.
Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. C. 18–24.
Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C. 42–51.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. С. 127.
Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18–38.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
Плешаков, Новицкая .Окружающий мир. Учебник для 3 класса.// Окружающий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (издательство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков, Новицкая .Окружающий мир. Учебник для 2 класса.// Окружающий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (издательство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2014.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.—М.:Просвещение,2009.—317 с.
Проектный урок. Сборник статей / Под науч.ред. Н.Ю. Пахомовой – М.: МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование» Вып. 1.)
Рубинштейн М. М. Исследовательский метод в преподавании // Мир. 1926. № 5. С. 35–41.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе 2006 «Педагогический поиск»
Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. C. 22–32.