Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии
Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский кинофотохимический колледж
Рабочая программа
учебной дисциплины ОГСЭ.01
Основы философии
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж
Разработчик:
Болдырев Е. П., преподаватель Переславского кинофотохимического колледжа
Рассмотрена на заседании кафедры ________________
________________________
________________________
Рассмотрена научно-методическим советом колледжа
Утверждаю Заместитель директора по УР
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________ /_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________ Е.П. Болдырев
_________Е. В. Белова
«____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоении
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания. ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания:
основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.
Содержание учебного материала
5
1. Философия, ее предмет и роль в обществе.Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.
2
1-2
2. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, Интернет-ресурсами
1
Тема 2. Зарождение философии. Античная философия.
Содержание учебного материала
7
1. Зарождение философии. Античная философия.
Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии.
2
1-2
2. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме.
2
1-2
3. Философия эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 3. Философия Средних веков.
Содержание учебного материала
3
1. Философия Средних веков.
Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика).
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка сообщения по индивидуальному заданию
1
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
Содержание учебного материала
3
1. Философия эпохи Возрождения.
Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 5. Философия эпохи Нового времени и. Просвещения.
Содержание учебного материала
3
1.Философия эпохи Нового времени и Просвещения.
Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Эмпиризм и рационализм. Экономические, социально-политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 6. Немецкая классическая философия.
Содержание учебного материала
3
1. Немецкая классическая философия.
Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- подготовка сообщения по индивидуальному заданию
1
Тема 7. Марксистская философия.
Содержание учебного материала
3
1. Марксистская философия. Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 8. Русская философия.
Содержание учебного материала
3
1. Русская философия. Љ°Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- подготовка презентации
1
Тема 9. Современная западноевропейская философия.
Содержание учебного материала
3
1. Современная западноевропейская философия. Западная философия XX в., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К. Юнга. Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М.Хайдегерра. Философия К.Ясперса: свобода, «пограничная ситуация».
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- подготовка сообщения по индивидуальному заданию
1
Тема 10. Учение о бытии.
Содержание учебного материала
3
1. Учение о бытии. Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 11.Происхождение и сущность сознания.
Содержание учебного материала
3
1. Происхождение и сущность сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами
1
Тема 12. Теория познания.
Содержание учебного материала
5
1. Теория познания. Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Философское учение о познании. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.
2
1-2
2. Истина – центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- Подготовка эссе о проблеме истины в философии
1
Тема 13. Природа как предмет философского осмысления.
Содержание учебного материала
3
1. Природа как предмет философского осмысления. Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 14. Общество как система.
Содержание учебного материала
5
1. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Человек в системе социальных связей. Человек и общество.
2
1-2
2. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 15.Философская антропология
Содержание учебного материала
5
1. Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке.
2
1-2
2.Личность человека. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка эссе на тему «Проблема сущности человека»
1
Тема 16. Философия истории (историософия).
Содержание учебного материала
6
1. Исторический процесс. Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения. Человек и исторический процесс.
2
1-2
2. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н.Данилевского о культурно- исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их типологии.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- сравнительный анализ различных периодизаций исторического процесса
2
Тема 17. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Содержание учебного материала
3
1. Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Понятие и сущность глобализации. Влияние процессов глобализации на Россию.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Всего:
66
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения
компьютер с лицензионным программным обеспечением ;
мультимедиапроектор или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антющин С. С. Основы философии. – М.: Инфра-М, 2010
Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии. – М.: Форум – Инфра-М, 2012
Кохановский В. П. Основы философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
Дополнительные источники:
Губин В. Д. Основы философии. – М.: Форум – Инфра-М, 2009
Канке В. А. Основы философии. – М.: Логос, 2009
Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010
Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. – М.: Советский писатель, 1991
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2003
Интернет-ресурсы:
philosophy.ru – портал «Философия в России»
filinnik.ru/ - сайт о философии
filosof.historic.ru – историко-философская библиотека
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Экспертная оценка
Знания:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания,
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Устный опрос, письменный опрос, тестирование, зачет по темам
13PAGE 15
13PAGE 142015
Заголовок 115