Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Азбука вежливости и добра» (5 класс)
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Азбука вежливости и добра»
Е.А. Ефимова, педагог – психолог
ГКОУ Варгашинская школа – интернат
(1 слайд)
Задачи: Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, воспитать культуру общения, закрепить навыки культурного поведения.
Цель: активизировать память детей, развить умение дифференцировать поступки героев, оценивать их, поупражнять в произношении вежливых слов. Развить внимание, усидчивость, учить ясно выражать свою мысль, оценивать поступок.
I. Организационный момент.
(2-й слайд)
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Вашей дружбы не согнёт.
- Если вы дружны, то дружба помогает делать настоящие чудеса. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Что вы чувствуете? (тепло рук) А теперь улыбнитесь друг другу. Ваше настроение стало ещё лучше.
II. Актуализация знаний. Постановка целей занятия.
(3-й слайд)
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самых важных качествах человека, о вежливости и доброте. Важно помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Тема занятия «Азбука вежливости и добра».
Ключевые слова занятия: вежливость и доброта.
III. Работа по теме занятия.
Знакомство с правилами вежливости. (4 – й слайд)
- Какие правила вежливости вы знаете? (комментарии детей по правилам)
Правила вежливости
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Игра «Вежливо – невежливо»
(5-й слайд)
Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. Шары красного цвета – вежливо, зелёного - невежливо
— Поздороваться при встрече ... (вежливо).
— Толкнуть, не извиниться ... (невежливо).
— Помочь подняться, поднять упавшую вещь ... (вежливо).
— Не встать, обращаясь к учителю ... (невежливо).
— Взять билет в трамвае ... (вежливо).
— Не уступить место пожилому ... (невежливо).
Решение проблемных ситуаций «Цветик – семицветик»
А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
(6- й слайд)
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Мальчик
допустил серьёзные ошибки. Какие?
(Надо не кричать, а спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, Вы не знаете, который час?»)
(7-й слайд)
2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела
свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”
(8 слайд)
3. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто должен кому уступить дорогу, если одному 11 лет, а другому 8 лет?
(Кто вежливее, тот и уступит дорогу)
(9 слайд)
4. Можно ли оправдать поведение Вовы тем, что он читал книгу?
Вова Костин как-то в мае Ехал в гости на трамвае. Вот с авоськой продуктовой Тётя встала рядом с Вовой, Дядя в шапке с козырьком
И старушка с узелком. Вова их не замечает, Вова книжечку читает.
(Вова читает книгу в движущемся транспорте, это вредно и опасно для зрения. Вова забыл, что в транспорте надо уступать место старшим)
(10 слайд)
5. О каком слове забыла Маша?
Маша знала слов немало, Но одно из них пропало.
И оно то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом
За подарком, за обедом. Это слово говорят,
Если вас благодарят.(Это слово СПАСИБО)
(11 слайд)
6. Если ты пригласил к себе в гости товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?
(Можно занять гостей чем-то интересным, а самому в это время выполнить поручение мамы.)
(12 слайд)
7. Олег, выскочив из дома, помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
— Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
(13 слайд)
8. Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.
— Каким будет настроение у Игоря?
— Почему?
(14 слайд)
9. Одна девочка жаловалась маме:
— Во дворе меня один мальчишка зовет Валька.
— А как ты его зовешь? — спросила мама.
— Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
— Права ли Валя?
Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый цветок вежливости мы с вами собрали.
Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.
Работа со сказками.
А вы знаете о том, что вежливость может помочь и даже спасти от опасности.
(15 слайд)
Вежливый Кролик
(мексиканская сказка)
Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру. Он вежливо спросил:
— Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь? Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила:
— Заходи, Кролик!
Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
— Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то живет, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить». Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, с ужасом зашипела.
— Ох, уж эти мне вежливые кролики.
Вопросы и задания к сказке:
- Кого увидел Кролик, когда возвращался домой?
- Почему он не спрятался в пещере?
- Что помогло Кролику остаться в живых?
- Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
- Как видите, вежливость никому еще не помешала.
- А теперь вспомните сами какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
Скажите, вежливый человек может быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Доброта - это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.
В одной из своих сказок великий русский писатель Л. Н. Толстой очень хорошо рассказал о добре и зле.
(16 слайд)
«Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху — все играете и прыгает». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
— Какова главная мысль? (Хорошо тому, у кого доброе сердце.)
5. Игра «Кто с кем дружит?» (17, 18, 19, 20, 21 слайд)
Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен?
Забавные бурундучки Чип и ... ( Дейл.)
Забавный Винни Пух и ... (Пятачок.)
Добрый Малыш и ... (Карлсон.)
Зеленый крокодил Гена и ... (Чебурашка.)
Львёнок и …(Черепаха)
6. Урожай добрых дел.
- У меня корзинка, но она пустая. Мне очень хочется наполнить её «урожаем добрых дел». В ваших конвертах - яблоки. Напишите на них те добрые дела, которые вы делали в последнее время. (дети записывают и кладут яблоки в корзину)
7. Полюс «Зла» и Полюс «Добра»
- Как вы думаете чего в жизни больше добра или зла? (В конвертах слова, отражающие добро и зло. Дети находят слова и кладут на весы)
Вывод: Полюс «Добра» намного тяжелее, а значит доброго и хорошего вокруг нас намного больше.
8. Рефлексия.
О каких важных качествах человека мы сегодня говорили?
Изменится ли ваше отношение к окружающим в лучшую сторону?
«Волшебная шкатулка».
В моих руках волшебная шкатулка. Открыв ее, вы увидите лицо человека, который умеет дружить, уважать старших. Посмотрите на него внимательно и улыбнитесь ему. И так.... «Передаю бережно шкатулку по кругу».