Материал для беседы с учащимися. Упражнения для снятия усталости.

Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.
Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. Это наблюдается через 20-25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др.1.
Упражнения для снятия общего или локального утомления
Буратино
Буратино подтянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Котенок
Котенок крадется (движение на цыпочках).
Котенок бежит (движение с пятки на носок).
Котенок танцует (различные танцевальные движения).
Упражнения для кистей рук
Аплодисменты
Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Выполняется 15-20 с.

Бабочка (сказка)
Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Гимнастика для глаз
Филин
Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 с.

Веселые рожицы
Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ежика губки вытянуты вперед влево вправо вверх вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону).
Затем изобразить кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.
Рисование носом
Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
Задание можно конкретизировать в соответствии с темой урока.
Далеко близко
Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их.


Упражнения, корректирующие осанку
Самокоррекция (упражнения выполняются стоя).
Выпрямиться; 1 посмотреть налево; 2 посмотреть направо; подравняться.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас!
Кузнечики (спина прямая, руки на поясе).
Поднимают плечики,
Прыгают кузнечики (на носках легко)!
Выше, выше, высоко,
Ниже, ниже, низко (приседают).
Сели, посидели,
Травку покушали,
Тишину послушали.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка...Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в «губку»: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Скороговорки музыкальные
Скороговорки использую для актуали-зации каких-либо орфограмм или как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании, например: На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Музыкальный алфавит
А, б, в, г, д, е, ё;
Ж, з, и, й, к;
Л, м, н, о, п, р, с;
Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;
Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я!
Наизусть весь алфавит знаю я!
Дыхание переводим после каждой строчки;
дыхание переводим через строчку;
дыхание переводим после произнесения всего алфавита под музыкальное сопровождение.
Повторить несколько раз.
Умение поддерживать состояние активности учащихся важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий.
Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Учитель без чувства юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех мощный
противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка показатель его качества, критерий для оценки.
Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.


















Твое здоровье
Материал для беседы с учащимися
В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами».
Золотник это примерно вес одной двухкопеечной монеты, а пуд шестнадцать килограммов. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье одна из главных ценностей жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи. Плохое здоровье причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Что является ценным для человека богатство или слава? Один из древнейших философов ответил на этот вопрос так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». Как вы думаете, прав ли философ? Почему?
Сегодня мы выясним, как каждый из вас относится к своему здоровью, знает ли основные правила и регулярно ли их выполняет.
1. Ты сел и раскрыл книгу. Правильно ли ты сел? Найди на рисунке мальчика, который правильно сидит за столом.
А теперь вспомним три важных правила:
Проверь положение ног. Они должны опираться под столом о пол, скамеечку или подставку.
Проверь расстояние от глаз до тетради. Поставь руку, согнутую в локте, на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска.
Это правильное расстояние.
Между краем стола и грудью должен проходить кулак.
На стройного человека приятно смотреть. Но не только в красоте дело. У стройного человека правильно формируется скелет, хорошо развиваются мышцы; при стройной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Сутулый человек даже ростом кажется меньше.
Если ты решил стать стройным, то без зеркала не обойтись. Оно твой первый помощник. Постарайся хотя бы мельком посмотреть в зеркало дома и в школе: прямо ли ты держишься или сутулишься?
Рюкзак, с которым ты ходишь в школу, будет способствовать выработке красивой осанки. Проверить осанку просто: прислонись к стене затылком, лопатками и пятками. Отойди от стены и постарайся сохранить такое положение.
Сшей маленький мешочек и заполни его песком. Ношение такого мешочка на голове способствует выработке осанки.
Почему один ученик успевает уроки приготовить, в спортивной секции позаниматься, с друзьями погулять, да еще книжки почитать и дома помочь, а у другого только обещания: завтра, завтра, завтра...
Есть у наших «успеваек» три секрета.
Секрет первый.
Перед тобой лежит листок со словами. На нем зашифрован первый секрет. Собери
первые буквы каждого слова, и ты узнаешь его: волк, заяц, яблоко, лиса, сок, яхта, зима, абрикос, дом, ель, лимон, осёл, ноль, енот, обруч, тыква, вилка, лось, Емеля, каток, арбуз, йод, сахар, ярмарка. (Ответ: Взялся за дело не отвлекайся.)
Учишь уроки не смотри по сторонам. Решил маме сделать сувенир собирай его. Идешь в магазин сначала сделай покупки, а уж потом играй с товарищами.
Секрет второй.
Расставь буквы по порядку, и ты узнаешь его.

5
7
14
1
11
6
2
10
4
9
3
8
13
12

И

0
Д
С
В
ш
ы
А
Б
Л
Е
Р
Т

(Ответ: Делай всё быстро.)
Секрет третий.
Отгадай загадки и по первым буквам ответов собери третий ответ.
Целых 25 зубков для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа.)
Исполнитель песни «Улыбка» («От улыбки...»). (Енот)
Завязал глаза я Юрке мы играем с братом в... (Жмурки)
Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет. (Иголка)
Гладко, душисто, моет чисто, нужно, чтоб у каждого было... (Мыло)
Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый, на полу не видно луж. Все ребята любят... (Душ)
Всю жизнь ходят, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
(Ответ: Режим дня.)
Вы правильно раскрыли три секрета «успеваек». Постарайтесь их выполнять каждый день, чтобы не пополнять ряды «неуспеваек».


15