Урок биологии 8 класс на тему Иммунитет с применение технологии развития критического мышления
Технология ТРКМ Дьяконова В.Н. МАОУ СОШ № 45 г. Тюмени
Биология 8 класс Тема урока: Иммунитет
Цель: Обучающие: углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, лечебных сыворотках и вакцинах. Развивающие: развивать учебно-интеллектуальные умения: выделять главное и существенное; развивать учебно-познавательные умения: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком; развивать поисково-информационные умения: использовать литературные источники. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха, способствовать воспитанию культуры общения.
Тип урока: усвоения новых знаний Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор Технологическая карта урока
Этапы Учебные
задачи Деятельность учителя
(Осуществляемые действия) Деятельность учащихся
Урока
1. Организация начала занятия. Создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоцион. настрой Приветствует учащихся, (мотивационный настрой на работу)
Отвечают на приветствие учителя.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
2. Стадия вызов
Создать условия для организации деятельности обучающихся
мотивировать учащихся к определению темы урока.
Определить значимость изучения данной темы урока - Урок хотела бы начать с отрывка из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы».
- Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.
Учитель используя мультимедийную презентацию веднт рассказ о оспе, чуме, тифе, холере и других инфекционных заболеваниях и страшных последствиях для человека
- Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?- Сегодня на уроке мы будем говорить об иммунной системе организма.- Вспомните все что вы знаете, или считаете что знаете о иммунитете.Для этого напишите в тетради число и тему сегодняшнего урока. «Знаю»
Запишите в данной строчке все ассоциации, которые у вас возникают со словом “иммунитет”. Записи должны быть емкими и краткими.
– Поработайте в группе, обменяйтесь сведениями и дополните свои записи (Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа)).
– Давайте обсудим, что у вас получилось.
«Корзина идей»
- Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей, все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны).
– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.
«Хочу знать». В данной строке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, а ваших знаний ещё не хватает.- Обсудите в группах и озвучьте. Определяют в форме беседы значимость изучения данной темы урока
Работа в группе
Обсуждение информации и озвучивание общего вывода
3. Стадия осмысление
создать условия для организации учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, знаний.
Поработайте с текстом проставляя пометки на полях:“!” - знал;“+” - новое;“ ?” - появился вопрос.
Не нужно слишком часто ставить значки, попытайтесь выделить наиболее важные факты по данной теме.
- Обсудите в группах: Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо? Что оказалось новым? Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста? - На все ли вопросы при обсуждении вы нашли ответ? (если нет, то обсудить в классе)
Самостоятельная работа.
1. Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого числа учёных. Среди них И.И. Мечников, Л. Пастер, П. Эрлих и Э. Дженнер. Какова роль каждого из перечисленных учёных в развитии представлений об иммунитете? Составьте таблицу: - Обсудите в группах и озвучьте.
2. Рассмотрите схему виды иммунитета и внесите в нее недостающие сведения Работают с текстом, проставляют пометки на полях.
Отвечают на поставленные вопросы.
Обсуждают ответы учащихся
Переводят текстовый материал в табличный
Работа со схемой
4. рефлексия - «Узнал». Заполните строчку, что вы узнали нового на уроке, запишите одним или несколькими словами. Напоминаю, записи должны быть емкими, но краткими.
- Посмотрите на предложения на доске и закончите их:
Сегодня для меня …
Так как я знаю, что такое иммунитет …
Я думаю, что …
Если бы ученые не открыли вакцину, то …
Составьте свой рецепт «Как поддержать свой иммунитет» Анализируют свою работу, выполняют рефлексию
5. Информация о домашнем задании. В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Ответьте на вопрос: Почему СПИД смертелен? Записывают домашнее задание