Современные подходы к проектированию урока физики(оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости)

Современные подходы к проектированию урока физики(оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости)
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Признаки современного урока
Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.).
Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
Деятельностный подход в обучении.
Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
Оптимизация содержания обучения.
Комплексный подход к организации учебного процесса.
Совершенная структура урока.
Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.
Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
Оперативная обратная связь.
Высокий, но посильный темп урока.
Эмоциональный подъем на уроке.
Наличие НОТ учителя и ученика.
Наличие благоприятного психологического микроклимата.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Социально-педагогические
Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией.
Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное классное помещение).
Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
Психолого-дидактические
Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Применение активных форм и методов обучения.
Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
Научная организация педагогического труда, труда ученика.

ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
Равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени.
Четкая организованность учебной работы.
Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся.
Организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности.
Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга.
Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всей школы.
Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.
НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности.
Трудность получения своевременной- обратной связи об уровне усвоения учебного материала школьниками.
Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности.
Усреднение темпа прохождения учебного материала.
НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА (ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ)
Построенный урок по схеме: "опрос - объяснение - закрепление" не обеспечивает условий реализации идей принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность.
Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета
закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане.
Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается).
Основное внимание сконцентрировано на результат, достигнутый учащимися, а процесс их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ:
Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:
четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
1. Психологическая цель урока:
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
преду смотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
2. Стиль урока:
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвритического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2) особенности самоорганизации учителя:
подготовленность к уроку - главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
педагогический такт (случаи проявления);
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
3. Организация познавательной деятельности учащихся:
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
использование установок в форме убеждения, внушения;
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", выводов);
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвритического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);
3) закрепление результатов работы:
формирование навыков путем упражнений;
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
4. Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.
5. Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
температурный режим;
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);
освещение;
предупреждение утомления и переутомления;
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
соответствие росту школьника классной мебели.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся - завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
постановка цели и задач урока перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
первичная проверка понимания нового материала;
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Классические типы уроков:
вводный;
тренировочный;
контрольный (проверочный);
закрепление знаний, умений, навыков;
урок самостоятельной работы;
с использованием ТСО и ЭВТ;
урок практической работы;
комбинированный урок;
повторительно-обобщающий;
урок повторения;
овладения знаниями, умениями, навыками;
предметный урок (характерный для начальных классов).
Многообразие структур урока развивающего типа обучения
Структура урока изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока,
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
проведение проверочных упражнений,
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
упражнения на их освоение,
упражнения на их закрепление,
тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
упражнения на перенос в сходную ситуацию,
упражнения творческого характера,
итог урока,
задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
сообщение учащимися цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются
для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
сообщение темы, цели и задач урока;
показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
применение учащимися знаний, практические задания;
выполнение комплексных творческих работ;
итоги урока;
домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет
проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
сообщение темы, цели и задач урока;
повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний;
повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
ЭТАПЫ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
ЭТАПЫ ДРУГИХ ТИПОВ УРОКОВ ВКЛЮЧАЮТ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами
Характеристика принципов комбинированной лекционно-семинарской системы Н.П. Гузика
Название принципа
Содержание принципа
Основные методы, средства и условия реализации принципа

1
2
3

Тематическая концентрация материала
Деление программного материала на крупные разделы (блоки)
Переструктурирование программного учебного материала

Обучение на оптимальном уровне сложности
Организация учебного труда каждого учащегося, направленная на максимальное использование индивидуальных возможностей
Организация дифференцированного обучения

Постоянный и многократный контроль за качеством и глубиной усвоения материала и уровнем сформированности учебных умений
Установление полной и оперативной обратной связи. Ежесуточный контроль
Первичный, вторичный и окончательный контроль

Целенаправленное формирование учебных приемов
Организация учебной деятельности учеников как самостоятельного исследования. Реализация дидактического правила "учись учиться"
Программы комбинированных семинарских занятий. Методики по изучению темы для учащихся. Инструкции по исследованию темы

Поэтапное рассмотрение учебного материала на различных уровнях познания
Коллективное восприятие, осмысление, усвоение нового материала и методики его изучения. Овладение учебным материалом и применение знаний. Обобщение и систематизация знаний
Этапы традиционного урока выделяющегося в отдельные уроки

Определение направления учебной деятельности учащихся на различных уровнях познания
Организация учебной деятельности под девизами, определяющими направление учебной деятельности на уроке и направление применения знаний по данной конкретной тематике
Объединение материала вокруг главных узловых проблем и закономерностей учебного предмета

Принцип сотрудничества детей в процессе обучения на уроке
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения
Индивидуальная, групповая, коллективная работа

Обучение исключительно на уроке без традиционных домашних заданий
Домашние задания индивидуальны и носят творческий характер
Индивидуальное домашнее задание

Планирование развития учащихся в процессе изучения курса химии
Планирование выработки определенных умственных операций и навыков учебного познания
Составление программы развития мышления школьника



№ п/п
ЭТАПЫ
Дидактические задачи
Показатели реального результата решения задачи

1
Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2
Проверка выполнения домашнего задания
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3
Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4
Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5
Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6
Закрепление знании и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7
Обобщение и систематизация знаний.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8
Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9
Подведение итогов занятий.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10
Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11
Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.
Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во стократ дороже, чем сухие назидания о ней.
Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.
Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.
Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя.
Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.
Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.
Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно- воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.
Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего профессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит ваш авторитет.

ТИПОЛОГИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Вводный урок
Тренировочный урок






















СОВРЕМЕННЫЙ УРОК:
Основные этапы урока:

постановку цели урока;
проверку домашнего задания;
повторение пройденного материала;
объяснение нового материала;
закрепление изученного материала;
обобщение и систематизацию новых знаний;
контроль знаний и умений учащихся;
постановку домашнего задания.
ТИПЫ УРОКОВ:
Девятнадцать типов уроков:


урок ознакомления с новым материалом;
урок закрепления изученного;
урок применения знаний и умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок;
урок-лекцию;
урок-семинар;
урок-зачет;
урок-практикум;
урок-экскурсию;
урок-дискуссию;
урок-консультацию;
интегрированный урок;
театрализованный урок;
урок-соревнование;
урок с дидактической игрой;
урок- деловую игру;
урок- ролевую игру.
Урок ознакомления с новым материалом
Структура урока ознакомления с новым материалом определяется его основной дидактической целью: введением понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д.
Его основные этапы:
сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
ознакомление с новым материалом;
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

постановка задания на дом;
подведение итогов урока.
Урок закрепления изученного
Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений.
Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
подведение итогов урока;
постановка домашнего задания.
Урок применения знаний и умений
В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекцию необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.
Этим обусловлена возможная структура урока данного типа:
проверка домашнего задания;
мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;
осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Урок обобщения и систематизации знаний
Без уроков обобщения и систематизации знаний нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала.
В уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
постановку цели урока и мотивацию учебной деятельности учащихся;
воспроизведение и коррекцию опорных знаний;
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
обобщение и систематизацию понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
подведение итогов урока.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Контроль и коррекция знаний и умений осуществляются на каждом уроке. Определяя структуру урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений.
При таком подходе возможна следующая структура урока:
ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
проверка знаний учащихся фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов;
проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях;
Комбинированный урок
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей.
Структура комбинированного урока:
ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
проверка домашнего задания;
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
изложение нового материала;
первичное закрепление изученного материала;
подведение итогов урока;
постановка домашнего задания.
Урок-лекция
Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Приведем возможный вариант структуры урока-лекции:
создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;
выделение опорных знаний и умений и их оформление;
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам;
применение полученных знаний;
обобщение и систематизация полученных знаний;
формирование домашнего задания, постановка вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.
в
Урок-семинар
Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
самостоятельным изучением учащимися программного материала;
обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности.
На них учащиеся учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты.
Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения.
Урок-зачет
Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет.
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.
Положительная оценка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.
Практикуются различные виды зачетов:
текущий и тематический,
зачет-практикум,
дифференцированный зачет,
зачет-экстерн и т.д.
Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае - закрытым. Чаще же предпочтение отдается открытым зачетам с целью определения результатов изучения наиболее важным тем учебного предмета.
Урок-практикум
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из 2-3 человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу. Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика.
Урок-экскурсия
На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.
Урок-экскурсия может иметь следующую структуру:
сообщение темы, цели и задач урока;
актуализация опорных знаний учащихся;
восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
обобщение и систематизация знаний;
подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий.
Урок-дискуссия
Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решений заданий и т.д.
На этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.
В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент дискуссии - непосредственный спор ее участников. Следует отметить, что дискуссия является также одним из основных структурных компонентов уроков в форме диспута, конференции, суда, заседания ученого совету т.д.
Урок-консультация
На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные.
В ходе урока-консультации учитель получает возможность узнать учеников с лучшей стороны, пополнить сведения о динамике их продвижения, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тем, кто испытывает затруднения.
Интегрированный урок
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этом случае интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Театрализованный урок
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Театрализованные уроки разделяют по форме их организации:
спектакль;
салон;
сказка;
студия и т.д.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовлением элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.
Урок-соревнование
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д.
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных подготовительных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, участники и команды получают определенное количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов.
Урок с дидактической игрой
В отличие от игр вообще, дидактическая обладает существенным признаком наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание.
Оборудование игры в значительной мере включат в себя оборудование урока. Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании.
Урок - деловая игра
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
знакомство с реальной ситуацией; ® - построение ее имитационной модели;
постановка главной задачи командам, уточнение их ролей в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
вычленение необходимого для решения проблемы материала;
разрешение проблемы;
обсуждение и проверка полученных результатов;
коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы;
оценка результатов работы.
Урок-ролевая игра
Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
имитационные уроки, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
ситуационные уроки, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере. Противоречивый характер ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность.
Основные требования к самоанализу урока:
место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме;
обоснование образовательной и воспитательной целей урока;
выполнение намеченного плана урока;
характеристика класса;
мотивировка отбора учебного материала для данного урока;
психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке;
оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке;
мотивировка выбора методов урока;
оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных задач;
удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями);
меры, намеченные учителем по устранению отмеченных недостатков;
оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов;
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Каждый урок должен быть направлен на достижение высоких конечных результатов всестороннего развития учащегося.
Урок - относительно самостоятельное звено. Важно определить его место в теме, разделе, курсе.
Урок строится как целостная система.
Каждый урок строится в соответствии с требованиями программы:
на уроке должны раскрыться все возможности учителя;
изучение программы должно соответствовать методике;
необходимо учитывать психолого - педагогические особенности учащегося.
Каждый урок имеет свои специфические особенности, но главная его цель - практическая направленность процесса обучения и воспитания.
На уроках обеспечивается комплексная форма решения задач обучения, работе над актуализацией, ЗУН учащегося, обрабатываются спорные понятия.
Урок должен иметь рациональную структуру формы опроса (устный, письменный, практические работы, зачеты, рефераты, конференции).
На уроке оптимально сочетать фронтальные, индивидуальные, групповые формы обучения:
диспуты
семинары
лекции
зачеты
На уроках обеспечивать дифференцированный подход к учащемуся, оказывать индивидуальную помощь на уроках.
Учитель управляет учебной деятельностью, организует ее, стимулирует, оценивает.
Проводит работу над ошибками.
Для проведения уроков учитель создает такие условия, такую атмосферу, в которой учащийся должен ощущать радость общения с учителем.
Урок проводится по плану, который является рабочим документом учителя.
Совершенствовать методику д/заданий, избегать перенагрузки учащегося, дифференцировать д/з.
На каждом уроке использовать имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, дидактический материал, ТСО
Уметь организовать взаимопроверку работ в классе.
По возможности уплотнить урок, добиваться сделать содержание материала более осознанным, доступным и интересным.
Активизировать всех учащихся на уроке. Включать в работу сильных и слабых по успеваемости учеников. Индивидуализировать задачи для каждой категории.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Каждый урок должен быть направлен на достижение высоких конечных результатов всестороннего развития учащегося.
Урок - относительно самостоятельное звено. Важно определить его место в теме, разделе, курсе.
Урок строится как целостная система.
Каждый урок строится в соответствии с требованиями программы:
на уроке должны раскрыться все возможности учителя;
изучение программы должно соответствовать методике;
необходимо учитывать психолого - педагогические особенности учащегося.
Каждый урок имеет свои специфические особенности, но главная его цель - практическая направленность процесса обучения и воспитания.
На уроках обеспечивается комплексная форма решения задач обучения, работе над актуализацией, ЗУН учащегося, обрабатываются спорные понятия.
Урок должен иметь рациональную структуру формы опроса (устный, письменный, практические работы, зачеты, рефераты, конференции).
На уроке оптимально сочетать фронтальные, индивидуальные, групповые формы обучения:
диспуты
семинары
лекции
зачеты
На уроках обеспечивать дифференцированный подход к учащемуся, оказывать индивидуальную помощь на уроках.
Учитель управляет учебной деятельностью, организует ее, стимулирует, оценивает.
Проводит работу над ошибками.
Для проведения уроков учитель создает такие условия, такую атмосферу, в которой учащийся должен ощущать радость общения с учителем.
Урок проводится по плану, который является рабочим документом учителя.
Совершенствовать методику д/заданий, избегать перенагрузки учащегося, дифференцировать д/з.
На каждом уроке использовать имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, дидактический материал, ТСО
Уметь организовать взаимопроверку работ в классе.
По возможности уплотнить урок, добиваться сделать содержание материала более осознанным, доступным и интересным.
Активизировать всех учащихся на уроке. Включать в работу сильных и слабых по успеваемости учеников. Индивидуализировать задачи для каждой категории.
ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКА
Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся.
Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях.
Совершенствование структуры уроков.
Применение на уроках активизирующих методов и средств обучения.
Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.
Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и учителя).
Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых отношений.
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Интенсификация учебного процесса путем научной организации труда учителя и учащихся.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем. Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.
Использование передового педагогического опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки.
Использование новых педагогических технологий.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Адаптивная система обучения - АСО.
Коллективный способ обучения - КСО.
Блочное обучение.
Модульное обучение.
Поэтапное формирование умственных действий.
Технология включенного обучения.
Педагогическая система. Дальтон-план.
Технология полного усвоения.
Дифференциация обучения на основе теста учебных стилей.
Педагогическая технология профессора Монахова.
Теория решения изобретательных задач - ТРИЗ.
Интеграция предметного преподавания.
Донская технология.
Технология укрупненных дидактических единиц
Разноуровневое обучение.
Программированное обучение.
Компьютерное обучение.
Идеальное обучение.
Технология обучения чтению, письму, счету Н. Зайцева.
Технология индивидуализации обучения.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Система, основанная на гуманно-личностной основе (рук. Ш.А. Амонашвили).
Модель начального образования "Развивающая среда" (рук. И.И. Ильясов).
Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (рук. Л.Ф.Климанова).
Новые методики обучения (Мурманская, взаимообмен заданиями, Ривина, Ривина-Баженова).
Использование опыта педагогических мастерских ("Жизнь-радуга", "Детство", "Радость" и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К ПОУРОЧНЫМ ПЛАНАМ

План является рабочим документом учителя, определяющим степень его профессионального уровня и педагогического мастерства. План должен содержать весь материал, который необходим для проведения урока.
В плане должна быть четко сформулирована тема урока, определяющая его содержание, конкретные воспитательные и дидактические цели.
При объяснении и закреплении учебного материала должны быть определены формы и методы работы учителя и учащихся на уроке.
Весь материал располагается в последовательности изложения, предусмотренной учителем.
В планах урока указываются номера задач и упражнений, которые будут выполняться на уроке.
Теоретический материал, подготовленный учителем, записывается в план урока или дается приложением.
В план урока вносится дополнительный материал для дифференцированного обучения.
Необходимо тщательно формулировать и записывать вопросы, которые учитель ставит перед учащимися и ответы, которые он хочет получить.
В планах проведения лабораторных работ необходимо указывать дату, тему, план теоретических сообщений, номера инструкций, пособий, последовательность выполнения и получаемый результат, характер итогов. На каждом занятии предварительно проводится работа по технике безопасности.
В плане учебной экскурсии записывать тему, указать объект, дать перечень вопросов для наблюдения учащихся, содержание заданий по сбору материалов и оформлению результатов, определить методы подведения итогов экскурсии (беседа, сочинение, выставка).
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку
1. Учет особенностей учащихся класса:
успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
отношение учащихся к предмету;
темп работы;
сформированность учебных умении;
общая подготовленность учащихся;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
общая дисциплина учащихся.
2. Учет своих индивидуальных особенностей:
тип нервной системы;
коммуникативность;
эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
управление восприятием нового учебного материала учащимися;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
наличие умений импровизации;
умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока.
Общие
Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.
Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как
целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
Частные
Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
КОНСПЕКТ УРОКА ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ТРИ ОСНОВНЫХ ЧАСТИ
Фронтальная часть выглядит так:
Урок № дата
Тема:
Цель:
Задачи:
обучающие
развивающие
воспитывающие
Оборудование
1.
2.
3.
Последовательность отдельных этапов урока:
Литература (с указанием страниц):
1.
2.
3.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
Тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;
Таблица. В которой зафиксировано. Что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:
Что делают
Этап урока
Ученики
Учитель










Аналитическая часть заполняется после урока: самоанализ урока.

Каково место, данного урока в теме? Как этот урок связан, с предыдущими, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого - педагогическая характеристика класса, количество слабоуспевающих, сильных учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий, воспитывающий аспект.), дать оценку успешности в достижении ТЦЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
Отбор содержания, форм и методом обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в 1 соответствии с целями.
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось то почему?
Наметить перспективы своей деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ДОМАШНИМ ЗАДАНИЯМ
Учитель задает домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.
Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объему и сложности.
Учитель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.
В качестве домашнего задания учителю необходимо использовать творческие работы по предмету.
Каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.
Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Несмотря на многообразие типов уроков, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Учитель должен сформулировать тему и цель урока.
Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
проверка домашнего задания;
проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
постановка цели занятия перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;
первичная проверка понимания;
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
домашнее задание к следующему уроку;
подведение итогов урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на дом.
Структура урока повторения:
организация начала урока;
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока:
организационный момент;
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование вьюодов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока
(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура уроков учителей-новаторов Система преподавания Л .В. Маховой:
Рассказ обзорного типа по всей теме.
Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснении.
Урок - практическая работа.
Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.
Заключительный опрос по теоретическому материалу.
Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
I.Дидактическая задача этапа
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки

II. Содержание этапа
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты

III.Условия достижения положительных результатов
Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса

IV.Показатели выполнения дидактической задачи этапа
Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин.) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний материала, полученного учащимися на дом

V. Требования
Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

VI.Дополнительная активизация
Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

VII. Ошибки
Однообразие уроков и методов опроса. Отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИИ
I.Дидактическая задача этапа
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки

II. Содержание этапа
Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

III. Условия достижения положительных результатов
Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления; анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа

IV. Показатели выполнения дидактической задачи этапа
При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качества знаний учащихся на последующих этапах обучения

V. Требования
Четкая постановка перед учащимися задач изучения темы, стимуляция интересов к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности, систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном и изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

VI. Дополнительная активизация
Использование нестандартных форм и способов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и другой наглядности

VII. Ошибки
Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
I. Дидактическая задача этапа
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

II. Содержание этапа
Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний

III.Условия достижения положительных результатов
Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний

IV.Показатели выполнения дидактической задачи этапа
Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся

V. Требования
Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцирующей помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий

VI.Дополнительная активизация
Разнообразие заданий, их практическая направленность

VII. Ошибки
Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное


ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

I.Дидактическая задача этапа
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока

II. Содержание этапа
Информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники

III. Условия достижения положительных результатов
Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом

IV.Показатели выполнения дидактической задачи этапа
Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

V. Требования
Оптимальность объема и сложности задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интересов к домашнему заданию

VI. Дополнительная активизация
Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

VII. Ошибки
Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
I. Дидактическая задача этапа
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее этапа

II. Содержание
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

III. Условия достижения положительных результатов
Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы

IV. Требования
Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

V.Дополнительная активизация
Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

VI. Ошибки
Скомканность этапа, подведение итогов после звонка или отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ.
- ролевые игры;
- исполнение сказочного сюжета;
- урок фантазирования;
- деловая игра;
- круглый стол или конференция;
- пресс-конференция;
- урок открытых мыслей;
- урок-соревнование;
- урок КВН;
- викторина;
- следствие ведут знатоки;
- аукцион знаний;
- урок-диспут;
- урок-турнир;
- урок-эврика;
- волшебный конверт;
- межпредметный интегрированный урок;
- урок-конкурс;
- урок творчества;
- математический хоккей;
- урок-спектакль;
- смотр знаний;
- урок-игра;
- урок-зачет;
- урок-путешествие;
- урок-состязание;
- урок взаимообучения;
- урок-восхождение;
- урок-диалог;
- мозговая атака;
- урок-брифинг;
- актуальное интервью;
- имитационно-ролевое моделирование;
- моделирование мышления учащихся;
- ролевая деловая игра;
- урок-лекция:
проблемная лекция,
лекция визуальная,
лекция вдвоем,
лекция-пресс-конференция,
лекция-консультация,
лекция-провокация,
лекция-диалог.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
На каждом этапе должны быть поставлены задачи урока:
психолого-педагогическая характеристика класса.
обоснование выбора метода
место урока во всей системе уроков
деятельность учителя
деятельность учащегося
воспроизведение
самостоятельная работа
самоконтроль
осознанность усвоения
6. Тема урока
триединая цель
какой этап главный
тип урока
оборудование урока
характеристика урока
7. Общие выводы (самооценка)
каковы причины недостатков проведенного урока
какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Класс.
Тема урока.
Тип урока и его структура.
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого - педагогическая характеристика класса, количество слабоуспевающих, сильных учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока.
Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий, воспитывающий аспект.), дать оценку успешности в достижении ТЦЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
Отбор содержания, форм и методом обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в соответствии с целями.
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось то почему?
Наметить перспективы своей деятельности.
СХЕМА АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Педагогические задачи
Какие конкретные задачи были поставлены перед уроком (темой):
а) развивающие;
б) воспитывающие;
в) обучающие.
Частью, какой общей задачи они являлись?
Все ли задачи были решены на уроке?
Изменялись ли задачи по ходу урока? Если да, то почему?
Педагогические средства и способы
Учитывались ли особенности данного класса и отдельных учеников?
а) уровень их умственного и психического развития?
б) потенциальные возможности?
в) знания предмета?
г) эмоциональное состояние и готовность к уроку?
д) как учитывались? Если нет, то - по какой причине?
Каков был эмоциональный настрой учителя на работу с данным классом? Уровень подготовки к уроку?
Какие методы и приемы использовались на уроке? Как было распределено время на уроке? Оказалось ли это целесообразным?
Привлекался ли дополнительный материал для решения педагогических задач? Какой? С какой целью?
Перестраивался ли обязательный по теме урока материал? Имело ли это положительный результат? Если нет, то почему? Были ли неожиданные ситуации на уроке? Какие? Как решались?
Общая оценка урока
Как работали ученики? Удалось ли создать творческую атмосферу? Какие трудности и проблемы обнаружились у отдельных учеников и класса в целом? Что удалось сделать из запланированного? Что не удалось? Почему?
Получил ли учитель удовлетворение от работы с детьми?
Были ли причины удачи (неудачи) в правильном (неправильном) выборе средств решения педагогических задач? Каких именно средств? Или другие причины?
Были ли трудности на уроке? Какие? Как преодолевались?
Как будет учтен опыт данного урока в дальнейшей работе?
ПРИЛОЖЕНИЕ К АНАЛИЗУ УРОКА
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)
Сформулируйте тему урока:
Какие правила, формулы, законы, изученные ранее, тебе помогли понять сегодняшний урок?
Какие новые правила, формулы, законы ты узнал на этом уроке?
Какие трудности ты испытал на уроке?
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего (поставь баллы от 1 до 5):

индивидуальная _____
работа о парах _____
по карточкам _____
ролевая игра _____
самостоятельная работа _____
тестирование _____
работа в группах _____
урок-зачет _____
урок-семинар _____
АНКЕТА №1. УРОК ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ.
Поставьте против каждого вопроса балл (если данный показатель имеет место):
8-9 всегда; 6-7 часто; 5-4 редко; 3-2 иногда; 1-0 практически отсутствует.

Стремлюсь донести до учащихся цель учебно-познавательной деятельности на уроке и программу ее реализации







Практикую в классе совместную выработку цели урока и обсуждение программы ее достижения.







Вношу изменения в план учебных занятий в соответствии с пожеланиями, высказанными учащимися, стремлюсь учесть их интересы и потребности.







Изучаемый на уроке материал понятен и доступен ученикам класса.








Выделяю на уроке главное и существенное.








Представляю ученикам право выбрать (предложить самим) задания с учетом их возможностей и интересов.







На уроке:



а) при изучении нового материала;







б) при закреплении, систематизации и обобщении изученного;







в) при контроле за усвоением знаний и формированием умений.







Для домашней работы:



а) опережающее задание по изучению нового;







б) тренировочные упражнения для закрепления;







в) контрольные задания (сочинения).







Большинство учеников класса осуществляют выбор самостоятельно:







а) с учетом своих интересов;







б) ниже своих реальных возможностей;







в) с учетом своих реальных возможностей;







г) по совету учителя.







Стремлюсь включить в активную учебно-познавательную деятельность каждого учащегося.
















Классические типы

Нетрадиционные типы

Урок фантазирования

Контрольный урок


Урок-соревнование

Урок закрепления ЗУН

Урок открытых мыслей


Урок самостоятельной работы

Волшебный конверт

Аукцион знаний

Урок-путешествие

Урок-КВН

Урок-сказка

Урок-игра

Интегрированный урок

Урок-конференция

Урок-конкурс

Урок взаимного обучения

Урок-турнир

Урок-диспут

Урок ТСО

Урок-эврика

Урок практической работы


Урок-зачет

Комбинированный урок

Урок творчества

Урок-спектакль

Повторительно-обобщающий урок





kђ Заголовок 1kђ Заголовок 2kђ Заголовок 315