Урок литературы по роману М.Булгакова Мастер и Маргарита


Схема конспекта урока для учителя
Конспект урока по литературе_____________________ Класс _11____________ Программа курса «Литература» составители: Меркин Г.С.,Зинин С.А.,,Чалмаев В.А. М.: «Русское слово». 2014 г.________________________________________
Ф.И.О._Алиева Гульсем Джевдетовна________________________________________________________________________________
Должность, образовательное учреждение; учитель русского языка и литературы МБОУ «Старокрымская ош №2» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема урока - «Взаимодействие трех миров в образно-композиционной системе романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» _________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________
Цель урока: показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе; понять замысел автора; очертить круг философских и этических проблем; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. _________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________
Задачи: способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя; вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: портрет писателя, презентации, подготовленные учащимися __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы работы Содержание этапа
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент, включающий:
Психологический настрой, целеполагание.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
-координацию выступлений учащихся;
-проверку знаний предыдущего занятия;
- развитие устной монологической речи;
-раскрытие творческих способностей учащихся;
-индивидуальные сообщения- стимуляция активности учащихся в ходе опроса;
- метод «Синквейна»
Результаты:
-умение анализировать, делать вывод, доказывать верность своего мнения.
План.
Тема определяется одним существительным.
Описание темы – (2 прилагательных).
Описание действия – (3 глагола).
Фраза (отношение к теме).
Синоним к теме (к 1 строке – 1 слово).
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке литературы ,который посвящен теме: «Взаимодействие трех миров в образно-композиционной системе романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Сегодня мы продолжим изучение «закатного» романа, созданного писателем, постараемся определить композицию данного произведения, ее своеобразие, проникнуть в художественный мир, созданный писателем.
Давайте вспомним, что мы знаем об истории создания романа.
-Чтобы продолжить работу по данной теме, хочу предоставить слово Айше (Седжалиловой), которой было дано индивидуальное задание: проанализировать композицию произведения, выявить ее особенности.
Учитель предлагает старшеклассникам обобщить полученные сведения о создании романа по методу «Синквейна»
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство неприятия. В чем же специфика этого произведения, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.
Может быть, и преждевременно, но хочется уточнить ваше понимание темы. Итак, с вашей точки зрения, о чем роман Булгакова?
- А как же быть с ершалаимскими главами? Ведь они не о 30-х годах 20-го века!?

Первые наброски романа были сделаны еще в 1928-29 г.г. Запрет на сочинения Булгакова остановил продолжение работы. А задумал писатель роман о Христе и дьяволе, который первоначально назывался «Инженер с копытом», но все наброски уничтожил. В 1931 году продолжил работу, потом перерыв на 3 года, а в 1934 г. вернулся и завершил черновой вариант. На три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 г. вновь вернулся к роману, который теперь стал именоваться «Мастер и Маргарита», чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Все, что пережил автор за свою жизнь,- и счастливого, и тяжелого,- все свои самые главные мысли и открытия, всю душу, весь талант отдал Булгаков этому роману. И родилось творение необыкновенное.
Ответ учащегося: Композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» сложна: в нем автор использует хорошо известный в литературе прием «роман в романе», также в нем равноправно существуют 3 сюжетные линии:
историческая (Понтий Пилат и Иешуа)
сатирическая (Воланд и москвичи)
любовная (Мастер и Маргарита)
Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря на стилевые различия и в центре романа всё равно стоит тема Творца- Мастера.
Пример ответа
Творчество.
Пламенное, многогранное.
Писать, сопоставлять, философствовать.
Преклонение перед талантом писателя.
Служение.
- Однозначно ответить трудно. Во-первых, это роман о современной писателю действительности (30-е годы 20-го столетия), о сложном и противоречивом времени, называемом теперь периодом укрепления культа личности Сталина.
- Да, Булгаков пытается разобраться в сложном мире, в котором живет. Но разбираться во времени и его проблемах можно по-разному: на бытовом, повседневном уровне, а можно на уровне вечных, непреходящих ценностей, вечных нравственных принципов – что и делает М.А.Булгаков.
2 . - То есть автор пытается проанализировать, как вечные нравственные категории – совесть, долг, честь, ответственность, свобода личности «живут», «действуют» в его время. А может быть, они изменились, трансформировались?
- А где написаны эти нравственные принципы?
- О чем рассказывают Евангелия?
Итак, в Новом завете Библии есть четыре Евангелия, четыре во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Мастер, по воле М.Булгакова, создаёт пятый вариант.
Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Прежде всего, автор романа пытается ответить на вечные  вопросы человеческого бытия. Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что такое преступление и каков путь к спасению? Возможно ли прощение?
Своеобразие романа  состоит в том, что ответы на все эти вопросы даются не прямо, не  в виде моральных проповедей, ответы возникают из событий и ситуаций. Ведь композиция романа очень необычна. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа: 30 – е годы XX века и 30 – е  годы  I века. Глубокая связь между москвичами и ершалаимскими главами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком почти в  две  тысячи лет.
В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.
Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире – прообразе Вечности.
Действия романа, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины.  Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя нас тем самым задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности.
- В Евангелии
- Их четыре, их написали 4 ученика Иисуса Христа: Матфей, Лука, Марк, Иоанн. ( О жизни Иисуса Христа, сына Божьего, которого Бог послал для спасения людей от пороков, для искупления их грехов)
Вывод (запись в тетради учащихся). О чем роман? Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки (в любое время, в любой период истории).
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
-мотивацию старшеклассников на изучение нового материала;
Развивает доказывать верность своего мнения;
-групповую работу;
-составление опорной схемы;
-знание Евангелия;
-определение жанра, композиции романа, специфики булгаковской интерпретации сюжета;
-устный развернутый ответ учащихся по теме.
Ожидаемый результат:
развитие творческих и аналитических способностей, навыков работы с художественным текстом, навыков сравнительного анализа художественных образов. - Ребята, давайте рассмотрим взаимодействие 3-х миров в образно – композиционной системе романа.
«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.Попробуйте определить жанр романа.
Бытовой роман
Фантастический 
Философский
Автобиографический
Любовно-лирический
Сатирический
Роман многожанровый

Почему композиция романа так необычна и сложна? Как бы вы определили композицию произведения?
Как мы определим идею произведения?
Как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.
Как связаны между собой миры?
Итак, сегодня, ребята, мы обратимся к роману и проследим, как связаны между собой три мира и в какой роли выступают герои романа.
Составление кластера

Найдите, пожалуйста, сцену допроса. (глава 2)
Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

- Почему Пилат утверждает смертный приговор?
- За что наказан Пилат?
Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
За что же так страшно наказан Берлиоз?
Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?
- Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствами автор изображает обывателей?
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Да отрежут лгуну его гнусный язык!
- Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной?
- Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).- Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования? (Взаимоотношение творца-художника и общества).
Чем Мастер похож на Иешуа.
Выводы: Ребята, какая проблема объединяет все миры?
Жанр синтетичен – докажите это.
Таким образом, истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах  звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.
- Как Вы думаете, нужна ли Ваша книга современной молодежи? Аргументируйте свой ответ.
(Учащиеся предлагают свои варианты определения жанра, аргументируя ответ)
Можно его назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим.Это «роман в романе». Мастер написал о Евангелистских событиях, переосмыслив их. В романе история Иешуа и Мастера перекликается. Один о судьбе Мастера, другой об Иешуа и Понтии Пилате. С одной стороны, оба романа противопоставлены друг другу, а с другой – образуют единое целое: в Москве тридцатых годов людей волнуют те же проблемы, что и жителей Ершалаима.
Главы можно разделить на Московские, Ералаимские, повествующие о потустороннем мире. С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).Композиция произведения связана с философским смыслом произведения, с его идеей.
«Человечество мало изменилось. Люди как люди, иногда милосердие стучится в их сердца…», - говорит Воланд. Модель устройства общества, поведение людей, нравственные критерии, чувства и эмоции остались те же, что и много веков тому назад.
(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)
Сообщения подготовленных учеников
Древний Ершалаимский мир. Первая группа (после совместного обсуждения) освещает следующие вопросы:
Как раскрывает характер Пилата его портрет?            
Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?
Каково главное убеждение Иешуа?
Кто является олицетворением власти?                             
Каким изображает Булгаков Пилата?
Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?») 
Современный московский мир. Вторая группа.
«Никогда не разговаривайте с неизвестными»
Автор обращается к читателям с предупреждением.
Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный.
Ответы учеников
Работа по тексту:
Степа Лиходеев (гл.7)
Варенуха (гл.10,14)
Никанор Иванович Босой (гл.9)
Буфетчик (гл.18)
Аннушка (гл.24,27)
Алоизий Могарыч (гл.24)
Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила  вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.
Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».
- Маргарита – земная, грешная  женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков.
Не Мастер, а сама Маргарита связывается с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Потусторонний мир. Третья группа освещает следующие вопросы:
С кем пришел Воланд на землю?
С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Кто составлял свиту Воланда?
Какую проблему поднимает автор  в потустороннем мире?
Какая действительность в Москве?
Чем схожи Ершалаим и Москва?
- Все планы книги объединены проблемой добра и зла;
- темы поиска истины, тема творчества;
- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются.
Это:
- и сатирический роман
- и комическая эпопея
- и утопия с элементами фантастики
- и историческое повествование
4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
-формирование навыка делать самостоятельные выводы по теме урока;
-вовлечение учеников в дискуссию по рассматриваемой проблеме.
-метод вопросно-ответной беседы.
У нас на столах лежат карточки, на которых перечислены человеческие качества, вам необходимо подумать, какое из качеств характеризует какой мир и доказать это примерами из романа.
Добро
Жадность
Предательство
Трусость
Любовь
Доносительство
Жульничество
Милосердие
Всепрощение
Мошенничество
Несправедливость
Выводы: Всё в романе переплетено: время, пространство, герои, но эти параллельные миры параллельные миры объединены одной истиной, которая заключается в торжестве добра, любви, милосердия и всепрощения. Ответы учащихся.
- Иешуа- Московское общество
- Иуда
- Понтий Пилат
- Маргарита
- Алаизий Могарыч, Майгель- Буфетчик Андрей Фокич- Иешуа, Мастер
- Иешуа- Никанор Босой
- Прохор Петрович
параллельные миры объединены одной истиной, которая заключается в торжестве добра, любви, милосердия и всепрощения. 5. Задание на дом, включающее:
-задание для всех: ответ на проблемный вопрос;
-задания по группам.
Ожидаемый результат:
-учащиеся прочитывают определенные главы;
-обмениваются мнениями;
-учатся делать самостоятельные выводы;
-каждый пытается проявить себя;
-развитие критического отношения к себе
И учащимся. Выставление оценок. Как вы считаете, чьё выступление сегодня заслуживает высокой оценки, аргументируйте своё мнение.
Домашнее задание. Погружение в текст романа (анализ главы и анализ эпизода):
1 группа – Глава 23 «Великий бал у сатаны». Маргарита приветствует гостей.
2 группа - глава 16 «Казнь». Сцена казни Иешуа Га- Ноцри.
Задание для всех : ответ на проблемный вопрос: Возможно ли существование добра без идущего рядом с ним зла?
Список литературы, использованный при составлении конспекта урока:
1.Булгаков М.А. « Мастер и Маргарита» Ташкент « Матбуат « ,1990 г.
2. Литература : учебник для 11 класса,Ч.2 (С.А.Зинин, В.А. Чалмаев )М.:ООО «Русское слово-учебник», 2004 г.
3.Евангелие Составители О. Голосова, .Д. Болотина, Издательство Лепта,2005 г.
Схема оценки письменной работы учителя
Компетенции
Этапы урока В области постановки целей и задач педагогической деятельности В области мотивации учебной деятельности В области обеспечения информационной основы деятельности В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений В области организации учебной деятельности Количество оценок
Организационный момент Опрос учащихся по заданному на дом материалу Изучение нового учебного материала Закрепление учебного материала Задание на дом Количество оценок ИТОГО Оценка представляет из себя констатацию факта наличия (или отсутствия) той или иной позиции, представленной в характеристике компетентности. Соответственно оценка оформляется либо цифровым способом («1» или «0») либо знаком «+» в случае положительной оценки или «–» в случае отрицательной оценки. Каждая компетентность включает в себя несколько показателей, оцениваемых знаками «+» или «- ».
Для получения зачета необходимо, чтобы больше половины представленных компетентностей были достаточно сформированными.Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3

Слайд №4