Технологическая карта урока по математике по теме Положительные и отрицательные числа (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет математика класс 4 класс
Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе)
Положительные и отрицательные числа
2 урок из 7
Тип урока Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения
урок открытия новых знаний Форма урока: фронтальная, групповая
Методы обучения: проблемные ситуации, работа в группе, работа с учебником, справочной литературой, обобщение информации, мозговой штурм
Цель урока Задачи урока
создать условия для знакомства с понятиями «положительные и отрицательные числа».
Предметные
Образовательная
«Открыть» множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой.
Ввести обозначение отрицательных чисел.
На основе жизненного опыта учащихся рассмотреть ситуации, приводящие к необходимости использования положительных и отрицательных чисел.
Развивающая
Развивать умения анализировать и сравнивать, выделяя существенные признаки.
Воспитывающая
Развивать творческую активность учащихся, интерес к предмету.
Предполагаемый результат
Предметный результат Метапредметный результат / УУД
Знание Ученики знают определения положительных и отрицательных чисел Личностные УУД
Формировать положительную мотивацию к обучению
Прививать учебно-познавательный интерес к изучению нового материала
Метапредметные УУД
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу действия.
Познавательные:
Уметь анализировать информацию, данную в виде рисунка, схемы.
Извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения;
Анализировать, сравнивать, обобщать информацию и делать выводы
Коммуникативные:
Уметь высказывать своё мнение, выслушивать позицию одноклассников, координировать свои действия с учетом высказанных мнений
Уметь договариваться в паре. группе, приходить к общему решению
Понимание Ученики могут изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой и преобразовать словесный материал в математические выраженияПрименение Ученики могут использовать положительные и отрицательные числа для характеристики географических данных. Анализ Ученики могут определить правильно составленные математические выражения и выполнить их. Синтез Ученики в конце урока могут обобщить полученные знания Оценка Ученики могут дать оценку своей работе по соответствующей шкале Творчество Ученики могут составить свои математические задания, с использованием положительных и отрицательных чисел. Педагогические технологии
технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология оценивания учебных успехов, ИТК, технология обучения в сотрудничестве Оборудование
Учебник, справочный материал, оценочный лист на каждого ученика, эталоны выполненных заданий, карточки, интерактивная доска
ХОД УРОКА
Прием Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля
1 Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин)
«Поздоро-ваемся глазами».
Снеговик
-3175016827500 Создает эмоциональный настрой на работу на уроке: давайте сегодня поздороваемся с вами без слов – посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь только глазами (учитель также приветствует класс) Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; Организовывает внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом. Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс. Приветствуют учителя и друг друга - настраиваются на предстоящую работу в классе;
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке;
Выбирают из цветового спектра, соответствующий настроению на начала занятия, цвет;
Выполняют самооценку готовности к уроку;
Познавательные УУД:
- извлекать информацию из схем, из таблицы
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- настраивать себя на продуктивную работу; - самооценка готовности к уроку;
- оценка эмоционального состояния;
- отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)
«Знаю — не знаю — хочу узнать» Проводит опрос учащихся по пройденному материалу. Организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения.
Запишите с помощью чисел данные величины в таблицу: тридцать сантиметров, восемь килограммов, пять часов десять минут, двенадцать квадратных метров, десять градусов выше нуля, три градуса мороза - Какие величины вы не смогли записать? - Что это за величины? Записывают величины в таблицу
знаю не знаю хочу узнать
Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение. Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свое предположение
Регулятивные УУД:
- выполнять пробные учебные действия;
- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии
- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. - оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения
- заполнение листа достижений.
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (5 мин)
Формули-рование проблемы Организовывает обсуждение с учащимися возникшего затруднения - Почему возникли затруднения в записи некоторых величин, что мы ещё не знаем?
Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу
Определяют границы знания и незнания. Проговаривают причины затруднений. Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Выдвигают варианты формулировок проблемы, темы и цели, участвуют в их обсуждении. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- формулировать проблему;
- определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свое предположение;
- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Регулятивные УУД:
- планировать путь достижения цели - самооценка умений определять и формулировать проблему, цель и тему урока;
- рефлексия деятельности (оценка успешности)
- заполнение листа достижений.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (3 мин)
Генераторы-критики Организует работу учащихся для определения средств и способов решения проблемной ситуации; Назовите известные вам величины.
Есть ли величины, для измерения которых знакомых чисел вам будет недостаточно? (Температура воздуха, температура воды)
Если вы услышите, что температура воздуха на улице 25 градусов, поймете ли вы, что холодно там или тепло?
Как обычно говорят о температуре воздуха, чтобы это было понятно?
Организует построение проекта выхода из затруднений; Составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации.
Выдвигают гипотезы к задаче (проблеме), вызвавшей затруднения;
Определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы. Познавательные УУД:
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свое мнение;
Регулятивные УУД:
- составлять план (проект) решения учебной проблемы совместно с учителем. самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению
5. Реализация построенного проекта (10 мин)
ИнсертРабота в группе Организовывает решение проблемной ситуации;
Организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы.
Организовывает групповую работу учащихся.
1 группа. Определить какую температуру показывает каждый термометр?
2 групп. Найдти по шкале высоты гор и глубины и морей и океанов: Эльбрус, Эверест, Казбек, Марианский желоб, Каспийское море.
3 группа: Казбек, пик Победы, вулкан Этна, вулкан Везувий, Черное море, Средиземное море.
4 группа. Расставить числа -1, -12, 0, 5, 9 на числовой прямой
Организует проверку работы групп
Работают в группах.
Читают учебник, анализируют информацию, заполняют таблицу;
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель
1группа
2, 3 группы
Представляют результаты групповой работы Познавательные УУД:
соотносить информацию, представленную в разных формах;
извлекать необходимую информацию из текста;
анализировать, сравнивать, различные объекты, явления.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять работу в группе;
- аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации;
- сотрудничать в совместном решении проблемы
Регулятивные УУД:
- искать пути решения проблемы;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль - заполнение листа достижений, самооценка, взаимооценка выполненной работы;
- оценка работа в группе
6. Первичное закрепление (10 мин)
Работа в группе
Лови ошибку Организует работу в группе
Каждой группе раздается разрезанная таблица.
Первая группа выбирают, что можно выразить отрицательным число,
вторая – нулем,
третья – положительным числом
Записать в таблицу пропущенные высказывания.
Со знаком «+» или «-»/без использования знака числа
На координатной прямой отмечены числа А(-4), В(-9), С (-1/2), О (0), P(8), R(1/2).
Организует проверку работы групп Работают в группах.
Работают с текстом.
Анализируют информацию.
Заполняют таблицы.
Ищут ошибки, исправляют и аргументируют свой ответ
Представляют результаты групповой работы Познавательные УУД:
- извлекают информацию из текста
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД:
- осуществлять работу в группе;
- вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога
Регулятивные УУД:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию самооценка действий по достижению планируемых результатов
- заполнение листа достижений.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (7 мин)
Тест
Организовывает выполнение учащимися тестовых заданий на новый способ действий (компьютер).
Организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону. Выполняют тестовые задания.
Проверяют выполненные задания по эталону Выполняют самооценку выполнения заданий,
Определяют затруднения Регулятивные УУД:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок - оценка и самооценка результата теста
- заполнение листа достижений.
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин)
Свобод-ный микро-фон Организует деятельность учащихся по оценке результатов собственной деятельности:
- На уроке мне больше всего запомнилось...
- Меня удивило то, что...
- Дома я расскажу …
- Я встретился с трудностью при …
- Я узнал….
- У меня хорошо получилось.. - Ещё мне хотелось бы узнать...
- Знания, полученные на уроке, я могу использовать ...
- Лучше всех на уроке работал...
- Материал урока понял, но …
- Мне было трудно …
- Самое интересное задание было …
- Самое трудное для меня … Высказывают свое мнение по работе на уроке
Заполняют оценочные листы, подводят итог успешности работы на уроке.
Познавательные УУД:
- осуществлять рефлексию способов и условий действия;
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать других,
- формулировать собственное мнение и позицию;
-оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД:
- соотносить цели урока с результатом работы и со способом ее достижения - заполнение листа достижений;
- рефлексия деятельности работы учащихся на уроке (оценка успешности)
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Объясняет домашнее задание
1 группа
Придумать примеры, где в жизни встречаются положительные, отрицательные числа и ноль и записать их в таблицу в три колонки
2 группа
Составить математические выражения, используя положительные и отрицательные числа и вычислить их значения с помощью числового луча
3 группа
Составить сказку про положительные и отрицательные числа Учащиеся выбирают любое задание из трех групп Коммуникативные УУД:
Слушать объяснения учителя, задавать вопросы для уточнения