Рекомендации для воспитателей по организации и проведению речевой гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста
Речевая гимнастика включает в себя различные речевые задания, которые подобраны в контексте: речевых проблем детей (возрастных и индивидуальных); речевых мероприятий недели. Это могут быть: чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи, игровые упражнения и игры. В речевую гимнастику включены речевые игры, с которыми дети познакомились в предыдущие годы (в средней и старшей группе). Однако, обязательно усложнение содержания игр и упражнений. Например: если раньше в фонематических упражнениях дети выделяли один звук, то теперь предлагается выделять два звука (мягкий и твердый).
При отборе материала педагоги выполнять следующий критерий: предлагаемые игры, упражнения, задания охватыватывают всех детей группы (активизировать максимальное количество детей). Этим речевые мероприятия гимнастики отличаются от тех речевых игр, которые используются вне занятий.
Приведем перечень речевых игр для гимнастики, который составлен на основе уже знакомых детям (по предшествующим годам).
Игры на развитие фонематического слуха.
Цель – упражнять в подборе слов на определенные звуки.
Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог предлагает детям, как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.
Игра сопровождается разными стихотворениями.
«Хлопнем в ладоши». Дети становятся в круг. Педагог читает стих.
“Хлопнем дружно все в ладоши,
Если звук услышим (у(.
На другие звуки -
Мы опустим руки;
И пойдём по кругу
Друг за другом”.
Воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков)
«Зайка звуки учил».
Воспитатель читает стихотворение:
Зайка звуки учил,
Зайка звуки позабыл.
Тут заплакал наш зайчонок.
Подошел к нему котенок,
Говорит: «Не плачь, косой,
Звуки выучим с тобой.
(м( услышишь – громко хлопай,
Да еще и ножкой топай.
А) Оборудование: картинки с заданным звуком (в данном случае -(м() и без него.
Воспитатель показывает картинки. Дети выполняют задание.
Б) Воспитатель называет слова (без наглядного сопровождения).
«Клубочек».
Цель – развивать фонематический слух; закрепить произношение разных звуков в словах.
Оборудование: клубок ниток.
Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит:
По дорожке Катя шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок маленький, нитки аленьки.
Вы слова на (ш( скажите,
Нашу нитку не порвите.
Катя называет первое слово на звук (ш(, затем передает клубок стоящему рядом. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Так клубок идет по кругу.
Примечание: в играх обыгрывается весь диапазон звуков (гласные, согласные твердые, согласные мягкие).
«Мишки, мышки, мошки»: Перед началом педагог уточняет: как передвигаются и какие песенки поют названные животные.
Мишки идут вразвалочку,
Громко кричат: - М-м-м-м-ы.
Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.
Мышки ходят на носках,
Тихонечко пищат: - Пи-пи-пи.
Дети идут на носках, согнутые в локтях руки перед грудью.
Маленькие мошки быстро летят,
Тоненько звенят: -И-и-и-и.
Легкий бег, руки в стороны.
Далее воспитатель в любой последовательности называет животных. Дети двигаются, имитируя движения и звуки названного животного.
«Мишки, мышки, мошки» (усложненный вариант).
Воспитатель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? Мышками? Мошками?»). – Педагог называет в разной последовательности животных. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки животного.
«Звуковая зарядка». Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: - Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево. Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого звука: а, к, о, г, у, и, х, ы, к, э, а, у, к, г, у
Игры на развитие фонетического слуха.
«Слова»
Цель – упражнять в определении слогов в слове.
Воспитатель
“Будем с вами слова подбирать.
Вам начинать, а мне продолжать”.
Подбираем свухсложные слова
Дети (по очереди)
Воспитатель
А-а-а
Са –
Ка-
- ист
- хар
- ша и т.п.
Варианты игры:
А) Воспитатель:
“Будем с вами слова подбирать.
Мне начинать, а вам продолжать”.
Подбираем свухсложные слова
Воспитатель
Дети (по очереди)
Ко-
Ро –
Пи-
- за (са), (ра), (ни)
- га (за), (са)
- ла (ща) и т.п.
Б). Работа в парах.
Воспитатель:
“Будете сами слова подбирать.
Один начинает, другой продолжает».
Подбираем свухсложные слова
Ребенок
Ребенок
Ли-
Ва–
Ба-
- мон (са), (па)
- гон (за)
- ня (нан) и т.п.
Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.
«Слоги»
Цель – закрепить умение делить слова на слоги.
Дети работают парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.
Например: лисица ( ___ !___ !___ ); медведица (___!___ !___ !___); заяц ( _! __) и пр.
Игра проводится на время: 2-3 минуты – выполнение задания, 2-3 минуты - проверка. В конце можно определять победителей.
Игры на развитие лексической стороны речи.
«Что это? Кто это?».
Цель – закрепить представления детей о родовидовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).
Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться.
- рыба – карась, рыба – сом, рыба – щука и т.п.
- одежда – куртка, одежда – пальто, одежда – брюки и т.п.
- птица – галка, птица – ворона , птица – воробей и т.п.
- мебель – кровать, мебель – диван, мебель – стул и т.п.
- зверь – хорёк, зверь – медведь, зверь – собака и т.п.
- посуда – кастрюля, посуда – чашка, посуда – тарелка и т.п.
- цветок – гвоздика, цветок – роза, цветок – ромашка и т.п.
- овощи – капуста, овощи – морковь, овощи – помидор и т.п.
- ягода – калина, ягода – малина, ягода – смородина и т.п.
- фрукты – груша, фрукты – яблоко, фрукты – банан и т.п.
- дерево – клён, дерево – береза, дерево – сосна и т.п.
- и т.п.
Игры на формирование грамматического строя.
«Волшебники».
Цель – упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Дети по очереди берут палочку в руки и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок с палочкой должен назвать предмет, на который он указывает палочкой (в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: Стул – стулья; кукла – куклы; машина – машины и т.п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро – ведра; кольцо – кольца и т.п.)
“Один - много”.
Цель – упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Воспитатель называет предметы в единственном числе, а дети называют множественное число.
Воспитатель предлагает детям сделать бинокль из кулачков. Говорит, что у них необычные бинокли: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет; а дети в свои бинокли видят много предметов.
Педагог: ”Давайте посмотрим в бинокли!”
Педагог
Дети
(хором)
Я вижу машину
Мы видим машины
сливу
сливы
арбуз
арбузы
ягоду
ягоды
книгу
книги
рубашку
рубашки
окно
окна
ведро
ведра
кольцо
кольца
дерево
деревья
платье
платья
стул
стулья
Примечание. Для детей 6-7 лет наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на [ы] и [и]. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на [а] и [я].
«Разноцветный мир».
Цель – упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.
Воспитатель вместе с детьми изготовляет несколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят цветной тушью (разведенной).
Воспитатель предлагает детям надеть очки и посмотреть вокруг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они видят. Дети меняются очками, упражнение повторяется.
«Скажи ласково»
Цель - упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Педагог называет слова, дети образуют от них уменьшительно ласкательную форму.
Воспитатель
Дети
(хором)
торт
тортик
брат
братик
зонт
зонтик
мост
мостик
кот
котик
рот
ротик
лист
листик
пакет
пакетик
хвост
хвостик ...
«Путешествие листочка».
Цель – активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко).
Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с детьми путешествует по группе.
- Листик летает, летает. - Как? – Высоко, низко.
- Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. – К чему (кому) подлетел листик? (к – окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т.п.).
- Листик садится и отдыхает. В.: - Куда сел (залетел) листик? (на – окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т.п.); под – стол, стул, скамейку, Чудо – дерево и т.п.; в – ящик стола, ведро, сумку, карман и т.п.).
Примечание: аналогичная игра проводиться с перышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Детей продолжают учить:
- на одном выдохе произносить 4 - 6 отдельных слогов (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т.п.); 3 - 4 – 5 – сложных слова (машина, сковорода, велосипед,строительство, электричество, настроение и т.п.).
- слитно произносить фразу из 3-4 слов; из 4-5 слов, из 5-6 слов – с коротким вдохом и длительным выдохом.
Продолжается работа над дифференцированным дыханием: - вдох ртом, выдох ртом;- вдох ртом, выдох носом; - вдох носом, выдох ртом; - вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения проводятся систематически; включаются не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, на занятия по разным видам деятельности.
«Рассказываем вместе».
1 вариант. Цель – упражнять детей произносить 3-4 слогов на одном выдохе.
Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2-3 раза).
В.: - Наши курочки в окно –
Д.(вдох): - Ко –ко- ко! (вдох) Ко-ко-ко!
В.: - А как Петя – петушок
Ранним рано поутру
Нам споет –
Д. (вдох): - Ку – ка – ре – ку!
В.: - Наши уточки с утра –
Д. (вдох): - Кря-кря-кря! (вдох) Кря-кря-кря!
В.: - Наши гуси у пруда –
Д. (вдох): - Га-га-га! (вдох) Га-га-га!
2 вариант. Цель – учить произносить фразу с коротким вдохом и длительным выдохом.
Рассказывание вместе с воспитателем.
В.: - Эй, Ванюша, посмотри –
Д. (вдох): - Мы пускаем пузыри:
В.: - Красный, синий, голубой,
Д. (вдох): - Выбирай себе любой!
Рассказывание командами (одну строчку говорит первая команда, другую строчку – вторая команда). Детей на команды можно разделить: по их желанию; на мальчиков и девочек.
Кискино горе (Б. Заходер)
1 команда.
2 команда.
1 команда.
2 команда.
Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
«На приеме у врача».
Цель – упражнять во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом – выдох ртом; вдох ртом – выдох носом; вдох носом – выдох ртом; вдох носом – выдох носом).
При проигрывании упражнения использовуются разные варианты: - коллективное выполнение упражнений по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Еще раз. И еще раз. А теперь послушаю спинку. Сделали вдох ртом, и выдохнули ртом. Еще раз, и еще раз». – Так проигрываются все варианты дыхания).
- выполнение упражнений парами по инструкции воспитателя (один ребенок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).
Упражнять на одном выдохе произносить 3-4 слога или слова, состоящие из трех-четырех слогов. «Мышата» - пи-пи-пи-пи; «Петушок» - ку – ка – ре – ку; «Слова» - самолет, телевизор, муравей, холодильник и пр.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
«Разные звери».
Педагог предлагает детям пальчиками поиграть, разных зверей показывать.
У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение “Заяц”).
У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение “Коза”).
А у детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро Зайчика превратить в Козу и наоборот. (Дети выполняют сначала в медленном темпе, затем в быстром – упражнение “Коза – заяц”) (10-12 раз).
«Горошина»
Педагог раздает детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошину в щепоть и катают ее между пальцами. Упражнение сопровождается стихами (дети хором рассказывают и выполняют упражнение).
Мы горошину в двух пальцах помнем,
О горошине зеленой мы споем.
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай, горошина, детвору.
После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.
Речевая гимнастика может включать в себя три части:
1 – повторение ранее пройденного материала;
2 – упражнения для развития просодики речи (выразительности);
3 – заучивание нового материала.
Первая часть гимнастики состоит из речевого материала, который могут выбрать сами дети; может предложить воспитатель, а может быть отобран по принципу лотереи (материал из картотеки выбирается с помощью считалки, жребия, игрового приема «лото» и пр.). Так как речевой материал данной части гимнастики детям хорошо знаком, то он проговаривается достаточно быстро, эмоционально. Задания дети выполняют все вместе, подгруппой или индивидуально.
Вторая часть гимнастики может строиться на основе речевого материала первой части. Но не следует этим ограничиваться. Детей желательно упражнять в совершенствовании просодики и выразительности посредством диалогов, проигрывания небольших сценок, высказываний, игровых ситуаций.
Третья часть речевой гимнастики обычно проводится не каждый день. Это зависит от сложности разучиваемого материала. Обычно данная часть вводится на 2 – 3 речевых гимнастиках.
Комплексы речевых гимнастик педагоги могут планировать сами или вносить изменения в готовые комплексы. Смена комплексов речевых гимнастик проходит примерно один раз в неделю. Однако, как показывает практика, оправдывает себя частичная замена заданий в комплексах.
Речевые игры, упражнения, задания.
Цель: - закрепить достижения детей по разным направлениям речевого развития.
Конкретный материал педагоги отбирают сами из многочисленных педагогических пособий, учитывая специфику и динамику речевого развития детей конкретной группы.
Игротека – традиционное мероприятие, которое еженедельно проводится в группе.
При планировании подгрупповой и индивидуальной работы учитываются результаты обследования речи, последующие наблюдения за речью детей. Детям предлагаются игры, упражнения и задания, в которых четко учитываются индивидуальные проблемы конкретного ребенка или нескольких детей. Здесь важно найти место этой работе в общей жизни группы. Для этого проводится анализ всех педагогических и бытовых мероприятий, проводимых в группе. Большую помощь окажет педагогам проведенный в группе хронометраж (дня и недели), который поможет увидеть реальный расклад времени с точки зрения нагрузки на детей. Так определяются моменты, в которые вставляются речевые мероприятия.
Речевые минутки. Данные мероприятия проводятся примерно один раз в неделю и включают в себя работу над многозначностью слов, объяснение фразеологических оборотов, разбор лексических значений слов. Продолжительность - около 5 минут.
Заголовок 415