Практикум для педагогов: «Социальная адаптация одаренных детей».

Практикум для педагогов:
«Социальная адаптация одаренных детей».
Цели: изучить теорию вопроса; рассмотреть педагогический опыт работы с одаренными детьми некоторых учителей; разработать алгоритм взаимодействия и оказания помощи в социальной адаптации одаренных детей, обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике.
Вступительное слово. Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения , проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Сегодня, огромное значение имеет понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей.

КАКИЕ ОНИ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ?

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

Упражнение 1. Прежде чем поговорить на эту тему, я хочу предложить поучаствовать в маленьком эксперименте.

Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий.
Занятый исключительно своими делами.
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

Далее предлагается зачитать качества, отмеченные знаком “+”.
Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?
А если эти характеристики не нравятся Вам?
(дискуссия педагогов)

Упражнение 2. Трудности одаренного ребенка. Выполняется по подгруппам. Вспомнить одаренного ребенка, которого вы не поняли или не понимаете. Написать трудности взаимодействия с ним. Что мешало установить контакт с ним. В четверках: составить портрет подростка (самого-самого), с которым трудно найти контакт. Модерация.
,13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Итог: существует определенная категория одаренных детей, контакт с которыми вызывает определенные трудности.

Упражнение 3. «Испуганный еж». Один участник изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого: развернуть его, найти подход, создать условия, при которых еж сам захочет развернуться. Запрещается: сила, щекотка, уговаривание.

Инструкция: Кто из вас видел ежа? В случае опасности он сворачивается в клубок. Сейчас один из вас будет ежом, который сильно испугался лисы. Еж сворачивается калачиком. Представьте, что вас обнюхала лиса, вам стало совсем страшно. Вы свернулись в крепкий клубок, чтобы защитить свой нос и живот.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Обсуждение: что вы чувствовали, когда были ежиками? Какая роль понравилась больше? Как пытались установить контакт, вызвать доверие? Что помогло, что было трудным?

Упражнение 4. Информационный блок: Одаренный ребенок не находящий понимания, испытывающий трудности в общении с учителями, одноклассниками, родителями напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.
Вывод: существуют некие принципы и шаги в работе с трудными подростками.


Шаги к установлению отношений с одаренным ребенком.

Упражнение 5. «Какая рука у соседа?»

Инструкция: в кругу закрыли глаза и не открывать до конца упражнения. Ведущий соединяет пары не открывая глаз, найдите руки соседа, положите: правая рука сверху, левая снизу.
В течение 1 мин в полной тишине почувствуйте, какая рука? (теплая, мягкая, холодная, влажная, т.е. сосредоточьтесь на физических ощущениях). Запомните это ощущение.
В течение 1 мин прислушайтесь к своим ощущениям. Какие чувства вызывает у вас прикосновения? Запомните это ощущение.
Открыв глаза, обменяйтесь своими чувствами и мыслями.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Обсуждение. На каких ощущениях были больше сосредоточены: руках соседа или своих? Хотелось ли открыть глаза?
1 шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др.
Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого у каждого есть набор приемов. Спросите себя, чего вы хотите достичь – наказать, отреагировать свой гнев или создать условия для изменения поведения подростка.
Следует также ответить на вопрос: Каково мое отношение к подростку? Причем следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку.

НАДПИСЬ: ПОНЯТЬ.

2 шаг. Принятие социальной картины мира подростка.
Часто путают доверительное общение с постоянными словесными воздействиями (позиция «над», на языке подростка «грузить») У вас может быть отличное от него восприятие мира, отношение к закона и правам, но вы должны принять его мир, если хотите взаимопонимания. (П: я законопослушный гражданин, осуждаю воровство, но я могу понять женщину, которая украла хлеб, чтобы накормить троих своих детей; «От сумы да от тюрьмы не зарекайся»)
Упражнение 5. «Личное пространство».

Инструкция: Начните ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравиться. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко не очень близко к другим людям (время). Ваше пространство там, где ты сейчас стоишь. Никто другой не может находиться на этом месте. Почувствуйте пол под ногами. Теперь вытяните руку и нарисуйте воображаемый круг, охватывающий ваше пространство. Сделайте его таким большим, каким захотите. При этом обратите внимание на то, чтобы вы могли дотянуться рукой до любой его части. Вся территория, до которой вы можете свободно дотянуться, принадлежит вам Быть может вам захочется обнести свое место небольшой стеной. Что еще можно сделать со своим личным местом? Давайте немного помолчим, чтобы каждый в тишине мог приглядеться к своему месту. Кому нравиться свое пространство?
Сейчас я громко скажу: «Поменяйтесь местами..» и каждый из вас должен будет выйти из своего места и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь местами. Все заняли новые места? Нравиться ли оно вам так, как прежнее? А теперь вернитесь в свое пространство. Как чувствуете себя здесь? А теперь аккуратно упакуйте свое пространство и положите рядом с собой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Обсуждение: Как себя ощущали в своем пространстве? Что было трудным? Что чувствовали, когда были в чужом месте и когда вернулись в свое?

НАДПИСЬ: ПРИНЯТЬ.

3 шаг. Предложение помощи (поддержки).
Теоретический блок «Ошибки»:
Ложное убеждение «я должна найти подход к каждому», (вопрос о границах). Не стоит путать жалость или ложную поддержку (взваливание на себя ответственности, «Лучше научить ловить рыбу»). Разъяснить вид помощи: я могу помочь научить владеть собой, находить выход из трудных ситуаций, сопереживать тебе, быть с тобою рядом. (П: «дайте денег»)
Бросаемся помогать, вмешиваемся. Невозможно достичь результата, если активна только одна сторона. Необходимо прилагать усилия по изменению вместе.
Упражнение 6.«Все равно ты молодец, потому что » (тренировка навыка оказания поддержки).
Инструкция: Представьте себе конкретного подростка, который не пользуется популярностью, вам несимпатичен и т.п. Первый участник от лица этого подростка продолжает фразу со слов: «Меня не любят за то», бросает мяч любому. Он, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что». Если он затрудняется, отвечают соседи справа или слева, затем начинают сначала. Приветствуется желание добавить.
Обсуждение: Каково было в роли подростка, трудности? Что из роли помогло понять? Выход из роли.

НАДПИСЬ: ПОМОЧЬ.

Упражнение 7. Информационный блок «Психологическая поддержка».

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Принять, понять, помочь» - девиз педагогов, работающих в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации. Основной целью деятельностью Центра является оказание психолого-педагогической поддержки, социальной помощи подросткам с девиантным поведением.
Поддержка бывает разная. Бывает и материальная (что очень приятно), словесная (слово утешит), эмоциональная (порадоваться и поплакать вместе). А бывает и такая, где никакие слова и дела не нужны: «просто побыть рядом». Чаще всего нам не хватает именно такой поддержки: где не надо ничего объяснять, не надо оправдываться. А тем более подросткам, которым очень трудно выразить свои чувства словами, которые боятся оценки, боятся, что их не поймут. «Иногда нужно просто посидеть рядом».

Оказывая поддержку важно помнить несколько моментов.

Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя в школе любимым, чувствовать интерес и внимание к себе учителя. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым.

Самая большая трудность – это изменение отношения к ребенку. Ведь если взрослый видит только неблагополучие подростка, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

Важно за подростком оставлять право выбора и ответственность за принятое решение. Возникает такой образ руки, протянутой человеку, попавшему в яму. Человек вправе выбрать: взяться за эту руку и принять помощь или рассчитывать на свои силы и, возможно, погибнуть. Нельзя путать жалость или ложную поддержку («Он несчастный ребенок, что вы от него хотите») с истинным развитием души и личности трудного ребенка. Мудрый педагог позволяет подростку увидеть лучшую часть своего «Я», сильные стороны, которые помогают преодолевать трудности.

ЦЕЛОСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе.
Упражнение 8. «Невербальная поддержка».

Инструкция: Рассчитайтесь на 1,2, образуйте два круга лицом друг к другу. Внутренний круг остается неподвижным, а внешний по команде двигается на один шаг. Оказавшись друг напротив друга, выполняют задание ведущего:
Положить руки на плечи, и посмотрите друг другу в глаза.
Улыбнитесь.
Закрыть глаза и поздороваться руками.
Повернитесь спиной, обопритесь друг на друга.
Выразите поддержку с помощью рук
Обнять.
различными способами невербально поддержать друг друга (стараться не повторяться.).
(напротив первой пары) Закрыть глаза и попрощаться руками.

Обсуждение: чувства.

Подведение итогов. Каждый по кругу высказывается, что он получил на занятии, что применит в практике; пожелания друг другу и тренеру.


Заключение.
Не все дети раскрываются в учебном процессе. Пушкин имел «2» по математике, Эйнштейна выгоняли с уроков Поэтому одной из важнейших задач является - повышенное внимания к проявлениям таланта в какой-либо области во внеклассной работе: кружки, секции, клубы по интересам, дискуссионные клубы и т.д.

Не все дети станут великими учеными, писателями, политиками...

Личность одаренного ребенка несет в себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяются, прежде всего, его личностью.

Опыт показывает, что школа может играть как и позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Приложение 1.Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс).
Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.

Опережающее познавательное развитие:

Психосоциальная чувствительность:
Физические характеристики:

- отличаясь широтой восприятия, ОД остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- ОД обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами ОД не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые ОД обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для ОД увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по ислам. Он нуждается в поддержке и помощи.


- ОД обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у ОД развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
- ОД отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).



Приложение 2.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.





















Приложение 3.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
название темы.
план изучения темы
основные вопросы
понятия и термины, которые он должен усвоить
практические работы
список необходимой литературы
формы контроля
задания для самопроверки
5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:
предмет
дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактическое затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.




Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий.
Занятый исключительно своими делами.
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.





Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий.
Занятый исключительно своими делами.
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.









13PAGE 15


13PAGE 14115