Мастер-класс на темуСоциализация вновь прибывших учащихся
Мастер-класс
Тема: Социализация вновь прибывших учащихся.
Цель: обобщить и распространить педагогический опыт по социализации вновь прибывших учащихся.
Задачи:
выработать индивидуальную (методическую систему) по социализации вновь прибывших
обменяться опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов по социализации при активной роли всех участников занятия.
показать творческое решение определенной проблемной педагогической задачи по социализации вновь прибывших.
Ход мастер-класса:
речь
зрительный ряд
Приветствие.
-Добрый день, меня зовут Галина Викторовна, я проведу с вами мастер – класс на тему «Социализация вновь прибывших учащихся».
Слайд
с названием школы,
площадки, темы, Ф.И.О.
Поскольку это мастер-класс, вы одновременно сыграете две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Слайд
Цель, задачи
Индукция
ПРОВЕДЕНИЕ:
- Каждый год в школу приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из других школ, из соседних республик, из других краёв, из стран. Среди них дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и дети из благополучных семей.
Вспомните себя в возрасте 10-13 лет. Вы учились всё время в одной школе или меняли классный коллектив? Поделитесь своими ощущениями, как вы себя чувствовали в новом коллективе?
Слайд ДЕТИ
ответы
1 этап - ИНДУКЦИЯ. ПОЯСНЕНИЕ:
проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого: задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
2. выделение проблемы
ПРОВЕДЕНИЕ:
- Кто готов выделить и обозначить проблему? Пожалуйста.
Ответы
-Есть другие мнения? Итак, наша проблема:
2 этап - выделение проблемы
Проблема: «Как обеспечить социализацию учащихся?»
3. панель – актуализация знаний
ПРОВЕДЕНИЕ:
- Как мы можем ответить на этот вопрос уже сейчас?
Ответы
3 этап - панель – актуализация знаний
ПОЯСНЕНИЕ:
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме. Происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.
4. корректировка формулировки проблемы (НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ)
ПРОВЕДЕНИЕ:
- Есть необходимость переформулировать проблему?
НАПИСАТЬ ПРОБЛЕМУ НА ДОСКЕ
4. корректировка формулировки проблемы
5. объединение в группы для решения проблемы
5этап-объединение в группы для решения проблемы.
ПОЯСНЕНИЕ: Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
6. Путь принятия какого-либо решения –
работа с материалом
-Давайте поработаем с материалами в группах по двое. Вот задания (раздать). Вы можете воспользоваться любыми материалами и источниками знаний. Вы свободны в выборе метода, пути поиска. Время деятельности: 5мин.
РАЗДАЧА:
1. Задание: назовите примеры неуспешной социализации ребёнка.
2. Задание: нарисуйте настроение ребёнка, не прошедшего социализацию.
3. Задание: составьте образ учащегося, не прошедшего социализацию
4. Поработайте с документами и выясните правовую основу социализации.
5. Создайте текст анкеты для вновь прибывших учащихся.
6. Составьте кластер «Система поддержки личности в процессе социализации» или синквейн (на выбор).
7. Задание: составьте алгоритм помощи в социализации для учителей и родителей.
6 этап - путь принятия какого-либо решения –
работа с материалом
ПОЯСНЕНИЕ:
Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира, алгоритма.
7. Афиширование результатов работы
-Благодарю вас, прошу группы представить результаты работы. Обратите внимание на пояснение этапа.
7 этап - афиширование результатов работы
ПОЯСНЕНИЕ:
1. Важно, чтобы в отчёте были задействованы все для самореализации.
2. Любой продукт деятельности должен быть опубликован и оценен, важны самооценка, взаимооценка, корректировка решения.
1 Задание: назовите примеры неуспешной социализации ребёнка.
картинки, фото из кино, картин
Спасибо, прошу группу 2
2 Задание: нарисуйте настроение ребёнка, не прошедшего социализацию.
Рисунки и цвета
Спасибо, прошу группу 3
3 Задание: составьте образ учащегося, не прошедшего социализацию
Портреты, фото детей, беда
Спасибо, прошу группу 4
4 Поработайте с документами и выясните правовую основу социализации.
Перечень документов, ссылок
Спасибо, прошу группу 5
5Создайте текст анкеты для вновь прибывших учащихся.
После ответа учителей:
- Мы предлагали детям свое анкетирование.
Анкета (своя)
Результаты обследования наших учащихся
Спасибо, прошу группу 6
6 Составьте кластер «Система поддержки личности в процессе социализации» или синквейн (на выбор).
кластер
Спасибо, прошу группу 7
7 Задание: составьте алгоритм помощи в социализации для учителей и родителей.
Алгоритм (свой)
8. Обсуждение и корректировка результатов работы.
-Что вы можете сказать по поводу результатов нашей работы?
- Прошу вас сделать вывод по теме.
(Социализация вновь прибывших учащихся – действительно проблема и детей, и родителей, и педагогов. Она может стать причиной неуспеваемости, непосещаемости, безнадзорности, и, как крайней степени, суицида. Социализация требует целенаправленных систематических действий)
8 этап - обсуждение и корректировка
ПОЯСНЕНИЕ:
Разрыв.(«озарение», «инсайт», «понимание»). Понимание себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв это внутреннее осознание неполноты или несоответствия старого знания новому. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью коллеги, участника мастер-класса. Разрыв со старой теорией, старым обоснованием.
9. Рефлексия
-Какие чувства и эмоции возникли у вас? Выскажите свои мысли по поводу сущности вопроса и формы проведения. Что вам дал мастер-класс?
Достигли ли мы поставленной цели? («Как обеспечить социализацию учащихся?») Давайте зажжём свечу, чтобы тепло от этой встречи осталось в наших сердцах. И этим теплом вы разморозите лёд в сердцах наших учеников. Всего хорошего! Благодарю!
9 этап-рефлексия
ПОЯСНЕНИЕ:
последний и обязательный этап отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.
Приложение.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. В центре листа записывается ключевое понятие, а от него рисуются стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615