Доклад на тему: «Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Камышла муниципального района
Камышлинский Самарской области
Доклад
на тему: «Военно-патриотическое воспитание на уроках
ОБЖ
и во внеурочной деятельности»
Подготовил:
учитель физической культуры и ОБЖ
ГБОУ СОШ с. Камышла
м.р. Камышлинский
Самарской области
Мискин Сергей Петрович
2016 год
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.
Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.
Очень важно подготовить учеников по следующим направлениям:
· патриотическое воспитание;
· военная подготовка;
· физическое развитие;
· эстетическое развитие.
Названные направления не могут не вызывать живого интереса
учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.
Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур.
Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка, рукопашный бой), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части.
Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театров, музеев. Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к таким профессиям, как спасатель, военный, пожарный, милиционер. Для пропаганды этих профессий привлекаются специалистов различных ведомств, которые готовы продемонстрировать свое мастерство.
Это позволяет образовательное пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные программой по патриотическому воспитанию. Количество учеников, которые активно и творчески взаимодействуют вместе с учителем, постоянно растет. Изменяется и уровень творческих работ учащихся. При выполнении работ ученики широко используют информационные технологии, мультимедийные презентации.
На результат в военно- патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков. Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия, так называемые уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес: разбирается и собирается боевое оружие, экипируется солдат и т.д. Продолжением этих уроков служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие и девушки. В это мероприятие включаются различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по сильно пересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы и игры.
В период проведения месячника оборонно-массовой работы в школе, наши ученики встречаются с участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем селе, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу, ежегодно проводится смотр строевой подготовки с учащимися школы, конкурсы инсценированной песни, и.т.д., встреча с воинами афганцами, и.т.д.
Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности, так как на наших занятиях наглядно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности. Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих учеников. Они занимают призовые командные и личные места в сельских и районных соревнованиях, достойно выполняют долг перед Родиной в армии и поступают в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ.
Во время декады по предмету ОБЖ, в школе проводятся различные мероприятия (по разборке сборка автомата, стрельбе из пневм. винтовки, снаряжение магазина патронами, одевание противогаза, полоса препятствий, и.т.д.), дети с большим интересом состязаются во время проведения данных мероприятий.
На базе нашей школы действует детское объединение «Юный патриот», где с интересом занимаются учащиеся с 5 по 8 классы. Учащиеся данного объединения занимают 1 места на районной игре «Зарница» в 2015 году учащиеся данного объединения заняли 3 место на зональных соревнованиях зимнего этапа игры Зарница, а также ежегодно занимают 1 места в районных соревнованиях по туризму.
В марте текущего года учащиеся Камышлинской школы стали победителями в окружных соревнований « А, ну-ка, парни»!
Ежегодно на базе нашей школы проводятся военно-учебные сборы с учащимися 10 классов школ района и учащихся и ГБП ОУ Образовательного центра с. Камышла, 3-х дневные учебные сборы проводятся на хорошем организационном уровне с соблюдением норм охраны жизни и безопасности его участников, программа учебных сборов выполняется полностью.
ВПК «Вымпел» Камышлинской школы действует с ноября 2015 года, новичок военно-спортивных соревнований областного уровня. Вышел на областной уровень через систему учебно-тренировочных сборов, которые прошли в регионе в рамках реализации проекта «Тяжело в учении - легко в бою».
На 1 этапе проекта «Тяжело в учении - легко в бою» ВПК «Вымпел» из 12 команд заняла 1 место на зональном этапе среди северных районов ВПК. На 2 этапе центральных учебно – тренировочных сборах проекта «Тяжело в учении - легко в бою» ВПК «Вымпел» вновь одержала победу и удачно прошёл отборочный этап регионального конкурса «Отчизны верные сыны».
В финале регионального конкурса «Отчизны верные сыны» который прошёл с 12 по 15 мая в войсковой части посёлка Рощинский, команда ВПК «Вымпел» из 14 команд заняла 3 место в области, проиграв сильным командам города Тольятти и Самарскому кадетскому корпусу.
15